26 Октября 1880 – 8 Января 1934 гг. (53 года)
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 67.
Андрей Белый (1880–1934 гг.) — прозаик, поэт, критик, драматург, мемуарист, литературовед, один из выдающихся теоретиков символизма. Пережил тяжёлые для страны периоды: революцию 1905 года, Первую мировую войну, Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, что отразилось на его жизни и творчестве. Создал уникальные произведения в форме лирической ритмизированной прозы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткая биография Андрея Белого
Андрей Белый (1880–1934 гг.) — прозаик, поэт, критик, драматург, мемуарист, литературовед, один из ярких и выдающихся, ведущих теоретиков русского символизма и модернизма, известен также своими работами в качестве стиховеда. Пережил тяжёлые для страны периоды: революцию 1905 года, Первую мировую войну, Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, что отразилось на его жизни и творчестве. Создал уникальные произведения в форме лирической ритмизированной прозы.
Стихи Андрея Белого, особенно лирика, несут в себе надлом и тяжесть любовного треугольника с Любовью Менделеевой, женой Александра Блока. Его талант развился под влиянием творчества Бальмонта и Брюсова. Поэт переживает затяжной кризис в миграции, из которого выходит по возвращению в революционную Россию. Идеям социализма посвящены его новые сборники стихов. Творчество Андрея Белого долго не признавала советская культура, он был недооцененным писателем и поэтом.
Все первые стихи Белого поэта были полны символических образов, которые помогали ему выразить его виденье того или иного вопроса, которые его волновали.
Тематика стихов Андрея Белого: Стихи о Родине, России; Стихи о любви. На протяжении жизни Андрею Белому пришлось столкнуться с Октябрьской революцией, а также Первой мировой войной. Эти события нашли свое отражения в его стихотворениях и очерках. В то время работы Андрея Белого были наполнены животворной стихией революции, многие стихотворения были о Родине и его отношении к вопросу патриотизма.
Но кроме гражданских тематик, среди работ Андрея Белого можно найти стихи о любви, которые также имеют свой шарм и красоту и не оставят равнодушным читателя.
Литература и творчество
Первое произведение было опубликовано в 1901 году. «Северная симфония» и остальные части работы были названы ритмической прозой. Благодаря этому Андрей белый познакомился со многими писателями того времени. В частности, в 1903 году это был Саша Блок, известный поэт. Они долгое время не виделись и поддерживали общение только посредством письменных сообщений друг другу.
В 1905 году поэт приехал в Петербург, где в то время происходили революционные события и, прожив там всего один год, переехал в Мюнхен, после в Париж. Там он и оставался вплоть до 1907 года, когда вернулся в Москву. В конце первой декады 1900-х вышли такие сборники стихотворений и романов:
- Урна;
- Пепел;
- Петербург;
- Серебряный голубь.
После этого писатель выпустил ещё массу произведений, которые были весьма популярны в то время.
Детские годы
Настоящее имя поэта — Борис Николаевич Бугаев. Он родился в Москве 14 (26) октября 1880 года в семье учёного-математика. От него мальчик перенял любовь к точным наукам. Отец желал, чтобы сын пошёл по его стопам, но в итоге тот выбрал свой путь. Андрей Белый взял литературный псевдоним, чтобы скрыть свое творчество от родителей, которые могли не одобрить «декадентские» произведения. Он с юности общался с поэтами-символистами, часто бывал в доме историка Михаила Соловьева, изучал философию, восточные религии и антропософское учение о том, что человек служит источником сверхъестественной силы.
Ещё по теме: Андрей Белый ~ Христос Воскрес (поэма)
Мальчик был способным, учился в московской частной гимназии Л. И. Поливанова, где впервые проявилась его любовь к литературе. Большое влияние на молодого человека оказала талантливая семья историков и философов Соловьёвых. Долгое время его взгляды и творчество развивались под знаком учения философа Владимира Соловьёва. Важнейшее значение в его поисках нового мироощущения сыграла философия Ф. Ницше, Шопенгауэра, увлечение буддизмом, оккультизмом.
Андрей Белый окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, позже учился на историко-филологическом факультете. Однако математика, по его мнению, не объясняла жизнь, а только систематизировала её, он никогда не работал по специальности. Его увлекало творчество.
Александр Блок
Пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что литературная биография Андрея Белого началась со знакомства и с переписки с великим русским поэтом-символистом. То есть ещё до встречи с Блоком он был вхож в круги высшей артистической богемы обеих столиц Российской Империи. Даже ставший потом известным псевдоним помог ему придумать знаменитый М. С. Соловьёв. Но только лишь Александр Блок сумел разглядеть и почувствовать в Андрее Белом равного собеседника и во многих смыслах конкурента. Потом их долгие годы связывали причудливые отношения дружбы-вражды. Андрей Белый (поэт) был в постоянном соперничестве с гением русской поэзии. А с великим человеком можно конкурировать только на равных. Но биография Андрея Белого будет неполной, если не упомянуть о его отношениях с супругой Александра Блока, Любовью Дмитриевной Менделеевой. Связывало их нечто большее, чем просто знакомство. И этот сильнейшим образом осложнял отношения двух поэтов. Но и, безусловно, отражался на их творчестве.
Писательская деятельность
Первые написанные им произведения были с восторгом приняты философами и символистами, но отвергнуты литературными критиками. Он создал в литературе новый жанр «симфонии» — ритмизированной прозы. В 1902 году на свет появилась «Симфония (2-я, драматическая)». Она вызвала неприятие широкой публики и критиков, но восхитила приверженцев символизма.
В это время Белым написаны программные статьи: «Формы искусства», «О теургии», «Символизм как миропонимание». А затем в свет вышел его первый роман «Серебряный голубь», раскрывающий тему взаимоотношений интеллигенции и народа.
Крупнейшее произведение Андрея Белого, биография которого тесно связана с русским символизмом, — роман «Петербург» (1911–1914 гг.), наиболее значимый роман этого направления. Ему суждено было стать великим и оказать большое влияние на русскую литературу. В этом произведении писатель продолжает традиции Пушкина, Гоголя, Достоевского в изображении Петербурга.
Город воплощен как исторический рок, который преследует и губит героев. В романе сочетаются высокий пафос и комедийное начало, психология героев раскрывается через лирические интонации и гротеск. Писатель использует звукопись и авторские неологизмы. И это было новое для нашей литературы прозаическое повествование.
После революции
В истории России двадцатого века наступил момент, когда неизбежная катастрофа стала свершившимся фактом. Воспринимаемая поэтами-символистами, одним из ярчайших представителей которых был Андрей Белый, как надвигающаяся неизбежность, революция стала законной повседневностью. Вместе с общественным строем сменилась и целая парадигма мировосприятия русской интеллигенции. Перед многими «ножом к горлу» встал вопрос о том, можно ли вообще жить в той стране, которая ещё не столь давно именовалась Российской империей? Биография Андрея Белого этого постреволюционного периода хаотична и противоречива. Поэт долго мечется в разные стороны, даже умудряется выезжать за границу, что в те времена было совсем непросто. Это тянется довольно долго. Но заканчивает свои дни он всё-таки в Советском Союзе. Он умер 8 января 1934 года и похоронен на Назвать плодотворным советский период творчества Андрея Белого нельзя даже при большом желании. Символизм, как и многие другие поэтические школы и явления, остался по ту сторону революции. В эти годы поэт пытается работать, и многое ему удаётся. Но несколько его романов и множество литературоведческих трудов уже не имели былого успеха. Для советской литературы Андрей Белый оставался не более чем обломком ушедшей эпохи.
Андрей Белый
(настоящее имя
Борис Николаевич Бугаев
; 14 (26) октября1880 год, Москва, Российская империя — 8 января1934, Москва, РСФСР, СССР) — русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского
символизма
.
Родился в семье профессора Николая Васильевича Бугаева, известного математика и философа, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой. До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате; в квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира. В 1891—1899 гг. учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым.
В 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета (естественное отделение). В студенческие годы знакомится со «старшими символистами». С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства».
Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты».
В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок, — вспоминал Андрей Белый.
В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова . На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.
В 1903 году Белый вступил в переписку с А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета, выбрав руководителем Б. А. Фохта; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» (1904—1909).
Белый больше двух лет жил за рубежом, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Блоку и Менделеевой. Вернувшись в Россию, в апреле 1909 года поэт сблизился с Асей Тургеневой (1890—1966) и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству и антропософии. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, перебрались в Дорнах, Швейцария. Там началось строительство Иоанова здания — Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. 23 марта 1914 года в швейцарском городе Берне был заключен гражданский брак Анны Алексеевны Тургеневой с Борисом Николаевичем Бугаевым. В 1916 году Б. Н. Бугаев был призван на военную службу и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Ася с ним не последовала.
После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. С конца 1919 г. Белый думал об отъезде за границу, чтобы вернуться к жене в Дорнах. Но выпустили его только в начале сентября 1921 г. Он встретился с Асей, которая предложила ему разойтись навсегда. По стихам того времени, по его поведению («христопляски Белого», по выражению Марины Цветаевой) можно почувствовать, что он очень тяжело переживал это расставание.
Ася решила навсегда расстаться с мужем и осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Её называли «антропософской монахиней». Будучи талантливой художницей, Ася сумела сохранить особый стиль иллюстраций, которыми пополнились все антропософские издания. Её «Воспоминания об Андрее Белом», «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума» открывают нам подробности их знакомства с антропософией, Рудольфом Штейнером и многими известными талантливыми людьми Серебряного века. Белый остался совершенно один. Он посвятил Асе большое количество стихов. Её образ можно узнать в Кате из «Серебряного голубя».
В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886—1970) стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. До этого они с марта 1925 по апрель 1931 года снимают две комнаты в Кучине под Москвой. Писатель умер у неё на руках от инсульта, ставшего последствием солнечного удара, 8 января 1934 года в Москве. Любовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.
Литературный дебют — «Симфония (2-я, драматическая)» (М., 1902). За ней последовали «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905), «Кубок метелей» (1908) в индивидуальном жанре лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Войдя в круг символистов, участвовал в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал». Ранний сборник стихов «Золото в лазури» (1904) отличается формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами. После возвращения из-за границы выпустил сборники стихов «Пепел» (1909; трагедия деревенской Руси), «Урна» (1909), роман «Серебряный голубь» (1909; отд. изд. 1910), очерки «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1911).
Итоги собственной литературно-критической деятельности, отчасти символизма в целом, подведены в сборниках статей «Символизм» (1910; включает также стиховедческие работы), «Луг зелёный» (1910; включает критические и полемические статьи, очерки о русских и зарубежных писателях), «Арабески» (1911). В 1914—1915 вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В романе «Петербург» (1913—1914; переработанная сокращённая редакция 1922) символизированное исатирическое изображение российской государственности. Первый в задуманной серии автобиографических романов — «Котик Летаев» (1914—1915, отд. изд. 1922); серия продолжена романом «Крещёный китаец» (1921; отд. изд. 1927). В 1915 пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (М., 1917)
Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации отражено в цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918). Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса — в очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922). Также в 1922 году в Берлине публикует «звуковую поэму» «Глоссолалия», где, опираясь на учение Р.Штейнера и метод сравнительно-исторического языкознания, разрабатывает тему создания вселенной из звуков. По возвращении в Советскую Россию (1923) создаёт романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом»; 1926), роман «Маски» («1932»), пишет мемуары — «Воспоминания о Блоке» (1922—1923) и мемуарную трилогию «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и „Медный всадник“» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934).
Романы
- ««Серебряный голубь. Повесть в 7-ми главах»» (М.: Скорпион, 1910; тираж 1000 экз.); изд. Пашуканиса, 1917; изд. «Эпоха», 1922
- «Петербург» (в 1-м и 2-м сб. «Сирин» (СПб., 1913; тираж — по 8100 экз.), окончание в 3-м сб. «Сирин» (СПб., 1914; тираж 8100 экз.; отдельное издание ([Пг.], 1916; тираж 6000 экз.); переработанная в 1922 версия — ч. 1, 2. М.: Никитинские субботники, 1928; тираж 5000 экз.); Берлин, «Эпоха», 1923
- «Котик летаев» (1915; изд. — Пб.: Эпоха, 1922; тираж 5000 экз.).)
- «Крещеный китаец» (как «Преступление Николая Летаева» в 4-м вып. альм. «Записки мечтателей» (1921); отд. изд., М.: Никитинские субботники, 1927; тираж 5000 экз.)
- «Московский чудак» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. — М.: Никитинские субботники, 1927
- «Москва под ударом» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. — М.: Никитинские субботники, 1927
- «Маски. Роман» (М.; Л.: ГИХЛ; 1932; тираж 5000 экз.), вышли в свет в январе 1933
Поэзия
- «Золото в лазури» (М.: Скорпион, 1904), сборник стихов
- «Пепел.Стихи» (СПб.: Шиповник, 1909; тираж 1000 экз.; изд. 2-е, перер. — М.: Никитинские субботники, 1929; тираж 3000 экз.)
- «Урна. Стихотворения» (М.: Гриф, 1909; тираж 1200 экз.)
- «Христос воскрес. Поэма» (Пб.: Алконост, 1918; тираж 3000 экз.), вышла в апреле 1919
- «Первое свидание. Поэма» (1918; отд. изд. — Пб.: Алконост, 1921; тираж 3000 экз.; Берлин, «Слово», 1922)
- «Звезда. Новые стихи» (М.: Альциона, 1919; П., ГИЗ, 1922)
- «Королевна и рыцари. Сказки» (Пб.: Алконост, 1919)
- «Звезда. Новые стихи» (Пб.: Государственное изд-во, 1922; тираж 5000 экз.).
- «После Разлуки», Берлин, «Эпоха», 1922
- «Глоссолалия. Поэма о звуке» (Берлин: Эпоха, 1922)
- «Стихи о России» (Берлин: Эпоха, 1922)
- Стихотворения (Берлин, изд. Гржебина, 1923)
Документальная проза
- «Путевые заметки» (2 тома) (1911)
- «Офейра. Путевые заметки, ч. 1». (М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1921; тираж 3000 экз.)
- «Путевые заметки, т. 1. Сицилия и Тунис» (М.; Берлин: Геликон, 1922)
- «Воспоминания о Блоке» (Эпопея. Литературный ежемесячник под ред. А.Белого. М.; Берлин: Геликон. № 1 — апрель, № 2 — сентябрь, № 3 — декабрь; №4 — июнь1923)
- «На рубеже двух столетий» (М.; Л.: Земля и фабрика, 1930; тираж 5000 экз.)
- «Начало века» (М.; Л.: ГИХЛ, 1933; тираж 5000 экз.).
- «Между двух революций» (Л.,1935)
Статьи
- «Символизм. Книга статей» (М.: Мусагет, 1910; тираж 1000 экз.)
- «Луг зеленый. Книга статей» (М.: Альциона, 1910; тираж 1200 экз.)
- «Арабески. Книга статей» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.)
- «Трагедия творчества». М., «Мусагет», 1911
- «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (1915)
- «Революция и культура» (М.: Изд-во Г. А Лемана и С. И. Сахарова, 1917), брошюра
- «Ритм и смысл» (1917)
- «О ритмическом жесте» (1917)
- «На перевале. I. Кризис жизни» (Пб.: Алконост, 1918)
- «На перевале. II. Кризис мысли» (Пб.: Алконост, 1918), вышла в январе 1919
- «На перевале. III. Кризис культуры» (Пб.: Алконост, 1920)
- «Сирин ученого варварства». Берлин, «Скифы», 1922
- «О смысле познания» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
- «Поэзия слова» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
- «Ветер с Кавказа. Впечатления» (М.: Федерация, Круг, 1928; тираж 4000 экз.).
- «Ритм как диалектика и «Медный всадник». Исследование» (М.: Федерация, 1929; тираж 3000 экз.)
- «Мастерство Гоголя. Исследование» (М.-Л.: ГИХЛ, 1934; тираж 5000 экз.), вышло посмертно в апреле 1934
Разное
- «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.), брошюра
- «Симфонии»
- Северная симфония (героическая) (1900; издано — М.: Скорпион, 1904)
- Симфония (драматическая) (М.: Скорпион, 1902)
- Возврат. III симфония (М.: Гриф, 1905. Берлин, «Огоньки», 1922)
- Кубок метелей. Четвертая симфония» (М.: Скорпион, 1908; тираж 1000 экз.).
- «Одна из обителей царства теней» (Л.: Государственное изд-во, 1924; тираж 5000 экз.), очерк
Военные годы
До революции 1917 г. писатель живет в основном за границей, в Германии и Швейцарии. Под влиянием антропософских взглядов пишет стихи, которые войдут в его сборник «Звезда».
Первая мировая война воспринимается Андреем Белым как катастрофа, выражающая кризис западной культуры. Накануне февральской революции он возвращается в Россию.
Ещё по теме: Николай Яковлевич Агнивцев. Биография, творчество, стихи
Октябрьская революция сначала рождает у него надежды, и он окунается в литературную жизнь: работает в новых советских учреждениях, выступает с лекциями. Именно в годы с 1918 по 1921 писатель развил бурную литературную деятельность, создал писательское сообщество «Вольфила» (Вольная философская ассоциация), а также издавал свои произведения и активно занимался с начинающими поэтами.
Время активности принесло свои плоды: Андрей Белый стал крупнейшей фигурой в русской литературе своего времени. После Гражданской войны его начали печатать, а затем поэт уехал за границу, в Германию. В 1923 г. писатель вернулся в Россию. Но коммунисты во главе с Троцким (статья «Литература и революция») не принимали творчества писателя.
За границей
Отъезд из России был попыткой поэта вырваться за пределы устоявшегося круга общения и открыть для себя новые горизонты творчества. И разумеется, поставить точку в затянувшихся двусмысленных отношениях с Александром Блоком и его супругой. Поездка по странам Европы заняла более двух лет. Период этот в творчестве поэта был весьма плодотворным. Стихи нередко посвящались и адресовались оставленному в России кругу общения, в том числе и Блоку с Менделеевой. После возвращения из Европы поэт сошёлся с А. Тургеневой (брак они официально оформят только через пять лет) и уехал за границу вновь. На этот раз в другом направлении — через Сицилию в Палестину, Египет и Тунис. В Россию он вернётся только в разгар войны, незадолго до революции.
Смерть
Во второй половине 20-х годов они с женой поселились в Кучино, в Подмосковье. Здесь была написана пьеса «Петербург» по одноименному роману писателя. Затем появился автобиографический роман «Москва» о предреволюционных годах в России. Это было создание новой прозы – организованной ритмически, с использованием каламбуров, инверсий, сложных метафор. Он также занимался философскими трудами, которые не были предназначены для публикации в России, писал путевые заметки. Последние годы жизни Белый пытался примирить себя с социалистической действительностью, так появились «Поэма о хлопке» и «Энергия». Последней крупной работой Андрея Белого стало исследование «Мастерство Гоголя», положившее начало новому подходу к анализу текста художественного произведения. Андрей Белый умер 8 января 1934 года на руках у своей супруги. Причиной смерти стало несколько инсультов, вызванных обычным солнечным ударом.
Впоследствии, по прошествии многих лет, творчество Андрея Белого перестало восприниматься критиками настолько категорично, как при его жизни, и было признано в широких кругах общества и оценено по достоинству.
Ещё по теме: Андрей Белый ~ Веселье на Руси (+ анализ стихотворения)
Личная жизнь
Андрей Белый дважды был женат. В первый раз его избранницей стала Анна Тургенева, родственница писателя Ивана Тургенева. Этот брак был непродолжительным, поскольку Анна вскоре изменила мужу, что и стало причиной их расставания.
По возвращении в Россию Белый познакомился с Клавдией Николаевной, женщиной, которая впоследствии стала его второй женой. Первое время они просто жили вместе, а в 1931 году официально поженились. Ни одна из жен писателя не подарила ему детей.
🗹