Краткая биография Аристотеля и главные темы его открытий


Аристотель – великий древнегреческий философ, мыслитель, ученый, бесценные труды которого скрупулезно рассматриваются и изучаются на протяжении множества веков. Его разногранный ум смог создать новый для того времени понятийный аппарат, который по сей день используется в большинстве научных подходов.

На основе идей Аристотеля базируются практически все естественные дисциплины. Биография Аристотеля пестрит яркими фактами, навсегда запечалившимися в истории. Он был учеником одного из первых мудрецов и философов – Платона, а также наставником Александра Македонского и основателем перипатической школы.

Наследие Аристотеля включает в себя около пятидесяти научных трудов, которые сохранились до нашего времени лишь благодаря стараниям учеников этого гениального человека и его последователей.

Детство и юные годы

Аристотель (др.-греч. ???????????) появился на свет в 384 году до н.э. в городе Стагира, расположенном неподалеку от Афонской горы в греческой колонии в Халкидиках. Точная дата рождения будущего философа неизвестна – по имеющейся информации «между июлем и октябрем».

По месту своего происхождения Аристотель впоследствии получил прозвание Стагирит или Стагирский. Его родители принадлежали к династии врачевателей. Отец Аристотеля – Никомах был уроженцем острова Андрос и служил личным врачом при дворе у царя Македонии Аминты III – деда легендарного Александра Македонского.

Кроме того, он был близким другом правителя. Согласно словарю Суды, Никомах был автором шести медицинских книг и одного труда по натурфилософии. Мать Фестида родилась в Халкиде Эвбейской и имела знатное происхождение.

В семье древних греков искусство врачевания передавалось по наследству, и своих детей они из поколения в поколение обучали лекарскому делу с малых лет. Отец Аристотеля, придерживаясь традиции, стал первым наставником сына, которого планировал приобщить к своей профессии.

Кроме основ медицины, Никомах знакомил отпрыска с философией, которая считалась для каждого лекаря обязательной наукой. Вполне возможно, что мальчик еще с детства помогал отцу. Такая вовлеченность в процесс врачевания побудила в будущем ученом интерес к биологии.

Учение в школе Платона

Однако планам отца исполниться было не суждено. Родители Аристотеля ушли из жизни, когда он еще не успел достигнуть совершеннолетия. Осиротевшему юноше пришлось покинуть родной город. На воспитание пятнадцатилетнего парня взял муж старшей сестры Аримнесты – Проксен, семья которого проживала в Малой Азии.

По исполнению 17 лет (в 367 году до н.э.) будущий философ отравился в Афины, где стал учеником выдающегося мыслителя Платона. Там юноша увлеченно изучал философские течения, политику, а также мир флоры и фауны. В академии под наставничеством Платона молодой человек находился в общей сложности почти 20 лет.

Сформировавшись со временем как мыслитель, Аристотель резко опроверг доктрины учителя, базирующиеся на идеях о бестелесных сущностях всего сущего. Начинающий философ настаивал на собственных умозаключениях – о первичности формы и материи, а также неотделимости души от тела.

Споры ученика и наставника иногда накалялись до такой степени, что Аристотель позволял себе агрессивно высказываться, не считаясь с почтенным возрастом великого учителя. Однажды, когда Ксенократ ненадолго покинул Афины, молодой Аристотель в сопровождении таких же воспитанников подошел и начал теснить Платона.

Свесипп тогда заболел и был не в состоянии пойти на прогулку с учителем, восьмидесятилетним старцем, память которого ослабела от возраста. Аристотель же злобно и заносчиво напал на наставника с вопросами, намереваясь изобличить умозаключения, ранее изложенные Платоном. Молодой философ держался крайне непочтительно и дерзко.

С того момента учитель стал прогуливаться с учениками лишь на территории своего сада, не покидая его пределов. Спустя три месяца Ксенократ возвратился и увидел Аристотеля, беспечно расхаживающего в любимых местах Платона.

Заметив, что юный мыслитель с другими учениками, завершив прогулку, идет не к дому наставника, а в город, он спросил у его спутников о Платоне, ибо решил, что тот не гуляет из-за плохого самочувствия. Ему сказали: «Он здоров, но после нанесенной обиды Аристотелем прекратил бывать здесь, а общается с учениками лишь в своем саду».

Ксенократ, когда узнал истинную причину, тотчас отправился к ученикам Платона и отругал Свевсиппа за то, что он не отстоял их место для прогулок. А затем гневно напал на зарвавшегося Аристотеля и выгнал его, вернув тем самым Платону его территорию для проведения ученых бесед.

Невзирая на бытовые трения, в школе Платона юный бунтарь оставался до самой смерти наставника и впоследствии подружился с Ксенократом, глубоко уважавшим учителя. Вопреки тому, что Аристотель не был согласен с Платоном в части суждений, он спустя годы положительно отзывался об учителе.

Первая философия или метафизика

По мнению Аристотеля, философия изучает не природу — «природа» — это только отдельный вид бытия» 1,62), а самостоятельную причину, сверхъестественную сущность. Такие сущности впоследствии стали называться метафизическими, а наука о них — метафизикой. Сам Аристотель называл их «божественными объектами», а наука о них — «самыми божественными». Это был больше бог, чем человек, чтобы владеть им. В шестой книге «Метафизика» Аристотель вводит термин «богословие» и отождествляет богословие с первой философией, которая «предшествует» физике, поскольку, по его мнению, ее предмет более ценен, чем математика. Однако было бы неправильно сводить метафизику Аристотеля к рациональному или естественному богословию. Это лишь один аспект философии Аристотеля, который касается не только одного Бога, но и не метафизического существа, а, прежде всего, всего, всего всего живого существа.

На вопрос «имеет ли первая философия общий характер или она исследует один тип бытия и одну сущность», Аристотель отвечает в «Метафизике», что «первая философия» имеет свой субъект «бытие вообще», «бытие как таковое», «просто бытие», что она исследует общую природу бытия как такового и «некоторые качества, которые к нему принадлежат». Однако «сущность упоминается в нескольких значениях», так что тема «первая философия» достаточно обширна в качестве поисковой области.

Вся метафизика Аристотеля — это попытка понять суть Аристотеля, прояснить его понятие. По мнению Аристотеля, «Первая философия» исследует «истоки и причины (всего) существования, поскольку она «принимается за бытие». Аристотель называет эти причины «высшими», а начинания — «первыми». Такое понимание объекта философии шире, чем упомянутое выше «метафизическое», поскольку уже при формулировке вопроса предполагается, что такими начинаниями должны быть не только сверхчувствительные, неподвижные, вечные сущности, но и материя, ибо Бог — лишь «одно из начал». Для того чтобы определить начала, определить их количество и соотношения, необходимо распознать то, что Аристотель называет аксиомами, и прежде всего то, в чем он видит «начало для всех остальных аксиом». Назовем это «первой аксиомой».

Первая аксиома кратко сформулирована следующим образом: «Невозможно существовать вместе и не существовать вместе», но полностью: «Невозможно, чтобы одно и то же в одном и том же смысле присуще одному и тому же и не присуще ему». На наш взгляд, именно так можно представить себе переход от короткой формы к полной. Первое суждение должно иметь форму: «Невозможно, чтобы существование одного и того же было врожденным и не врожденным», т.е. здесь существование и небытие проявляются в разных смыслах, в двух смыслах — как связка и как предикат.

В своей «Метафизике» Аристотель также критиковал учение Платона об идеях и дал решение проблемы отношения к общему и единому существу.

Единственное, что существует только «где-то» и «сейчас», воспринимается органами чувств. Общим является то, что существует везде и в любое время («везде» и «всегда»), и что при определенных условиях проявляется в единственном, через которое оно познается. То, что является общим, является объектом науки и познается разумом.

Чтобы объяснить, что существует, Аристотель взял 4 причины: сущность и существо; от чего что-то создается (материальный разум); движущий разум — начало движения; целевой разум — то, для чего что-то делается. Давайте рассмотрим поближе эти причины.

Суть. В метафизике Аристотеля сложнее всего разобраться в его сущности. Все внимание философа направлено на познание сущности, а не на чувственный мир, и «вопрос сущности сводится к вопросу сущности». Книга VII и часть VIII Метафизики посвящены именно вопросу сущности.

Аристотель далек от древних физиков, которые сводили сущность к той или иной форме существования вещества; сущность также не является ни идеями, ни числами. Философ также не согласен с теми, кто «признает сущность субстрата, сущность бытия и то, из чего оно состоит, и всеобщее» . В общем, «сущность упоминается если не в большем числе значений, то в четырех основных во всех вещах, а рядом с ними в четвертом (субстрат, лежащий в основе вещи)».

Из этих двух отрывков можно вывести по крайней мере шесть возможных определений вещества:

  1. подложка;
  2. суть существования;
  3. состоящий из сущности бытия и подложки
  4. универсальный;
  5. общий и
  6. Род.

Материя. Подложка («субъект») определяется Аристотелем как «то, на что влияет все остальное, в то время как на саму подложку уже не влияет все остальное». Субстрат «основан двумя способами, или как эта конкретная вещь, или как кость».

Вопрос Аристотеля понимается двояко. Во-первых, это бесформенное вещество:

«То, что само по себе не определено ни как по существу, ни как по количеству, и не обозначено как обладающее какими-либо другими свойствами, на основании которых определяется то или иное существо». Это первый пункт. Вторым является материя в широком смысле, «из которой состоит вещь» и «из которой сделана вещь». Такое понимание включает в себя первый смысл, потому что в конце концов все рождается и все состоит из первого материи. Отдельные вещи (за исключением четырех элементов) возникают и состоят из уже условно сформированного «собственного», «особого» или «последнего» вопроса. Поскольку материя — это то, из чего состоит все, то и «форма материи, но материи, которой свойственна форма». Так как он бесформенен, «первое дело» — это подложка, которую вы ищете.

Аристотель подчеркивает, что «для чувственно воспринимаемых индивидов нет определения или доказательства», поскольку они «наделены материей, природа которой такова, что она может быть и не может быть: и, как следствие, все остальное, что здесь принадлежит, подлежит уничтожению».

Поэтому «сущность существования не будет состоять в чем-то, что не является разновидностью рода».

Обратимся теперь к аристотелевскому пониманию связи между материей и формой. Каждое чувственно воспринимаемое существо — это нечто составное: оно состоит из материи и формы (сущность бытия, сущность, первое существо). Физическое лицо» или «объединенная» организация являются вторичными; вещество и форма являются первичными. Вещь преходящая, в то время как материя и форма вечны. В то же время материя и первобытная материя едины, но есть много форм: Есть столько же низших видов, наиболее близких к вещам, то есть видов, которые в дальнейшем не растворяются в видах. Следует подчеркнуть, что форма — это не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещей. Аристотель признает, что и у других категорий есть своя сущность бытия (например, можно спросить, что такое «знает»), но «не в главном смысле». Форма, однако, является сущностью бытия в главном смысле, и в этом смысле «только сущность бытия есть сущность». Форма вечна и неизменна; «никто не создает и не производит ее, но вкладывает в определенный материал, и в результате получается вещь, «состоящая из формы и материи».

Какова роль материи? Во-первых, хотя материя сама по себе вечна, вещи придают ей темпоральность, мимолётность, потому что природа материи такова, что она может быть, а может и не быть. Во-вторых, материя является источником индивидуализации. Как бы ни пытался Аристотель соединить форму, сущность бытия и саму вещь, форма остается общей, и философ, говорящий об индивидуализации, обращается к материи: «…что образует количество по числу, имеет материя», «предметы в материи различны», и даже Каллий и Сократ различны «благодаря материи», но в то же время одни и те же в натуральном виде (ибо вид неделим). Но если Каллий и Сократ отличаются только по материи, то они идентичны по сути, по природе бытия, по форме. Оказывается, Аристотель не видит существенной разницы между одним человеком и другим. Кроме того, неясно, как материя, не имеющая своей определенности, может быть источником индивидуализации.

Связь между формой и материей углубляется и конкретизируется Аристотелем с помощью таких понятий, которые вводятся в философию как возможность и реальность. В Аристотеле «возможность» выражается словом «дунамис», а «реальность» — «энергия». Эти понятия позволяют представлять взаимосвязь между материей и формировать ее динамически и в движении.

Таким образом, по мнению Аристотеля, каждая реально существующая единица — это единство «материи» и «формы», а «форма» — это «род», присущий самой субстанции и принятый ею. Один и тот же предмет чувственного мира можно рассматривать и как «материя», и как «форма». Медь — это «вещество» по отношению к сфере («форма»), отлитой из меди. Но та же самая медь является «формой» по отношению к физическим элементам, объединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Таким образом, вся реальность представляла собой последовательность переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи». Движение, по словам Аристотеля, — это переход чего-то от возможности к реальности.

Он различает четыре типа движений:

  1. Качество или изменения;
  2. количественный — увеличение и уменьшение;
  3. движение в пространстве;
  4. появление и уничтожение первых двух видов. Энтелектрохимия, телеология. «Казнь» в Аристотеле выражается древнегреческим словом «энтелехея» (или «энтелехея»).

Мировоззрение Аристотеля телеологическое — в его мировоззрении все процессы имеют внутреннюю цель и потенциальную полноту.

«Условность по цели» существует, как подчеркивает Аристотель, не только «среди действий, определяемых мыслями», но и «среди вещей, возникающих естественным образом». Осуществление целенаправленного процесса, он называет энтелеки. Аристотель, например, говорит, что яйцо — это возможный птенец, но не энтелехиальный.

Тогда мыслитель не мог знать, как птенец формируется в яйце. Он спорил в умозрительной манере. И ему удалось заставить «формального» цыпленка предшествовать самому цыпленку, потому что с точки зрения бытия реальность предшествует возможности». В то же время форма не создается, она вечна и вводится в соответствующую материю, которая определяет форму, действуя, таким образом, как цель, внутренне установленная тем или иным последним веществом, как программа ее дальнейшего структурирования. Цель — это тоже хорошо: каждый, кто стремится реализовать потенциальность, стремится к собственному благу. Аристотель находит в концепции цели — «той, для которой» — после материи и формирует третью, причину всех вещей.

Движущееся дело. Четвертое и последнее, Аристотель определяет причину как причину вождения. Он говорит, что «каждый раз что-то меняется через действие чего-то и превращается во что-то». Говоря об источнике движения, как о причине вождения. Аристотель исходит из догмы, согласно которой «то, что движется (вообще), должно быть приведено в движение чем-то».

Пребывание у Гермия

После смерти Платона, скончавшегося в 347 году до н.э., Аристотель с Ксенократом и еще с двумя воспитанниками отбывают в Ассос – прибрежный город, раскинувшийся напротив о. Лесбоса. Мудрый старец-учитель посоветовал юношам помириться с правителем Ассоса и Атарнеи Гермием, слывшим своим необузданным нравом.

Находясь в Ассосе, Аристотель получил расположение тирана-правителя. Гермий уважал философа и интересовался его учением. Результатом их сближения стала свадьба мыслителя с приемной дочерью и племянницей правителя Пифиадой. Здесь Аристотель прожил около трех лет.

Личная жизнь

О личной жизни Аристотеля мы почти ничего не знаем. Известно, что за годы своей биографии он был дважды женат.

Первой супругой ученого была Пифиада, которая приходилась приемной дочерью тирану Ассосу из Троады. В этом браке родилась девочка Пифиада.

После смерти супруги, Аристотель незаконно взял себе в жены служанку Герпеллиду, которая родила ему сына Никомаха.

Мудрец был прямым и эмоциональным человеком, особенно, когда речь заходила о философии. Однажды он настолько серьезно поссорился с Платоном, не соглашаясь с его идеями, что тот начал избегать случайной встречи с учеником.

Наставничество Александра Македонского

По рекомендации своего подопечного Феофраста Аристотель отправился на о. Лесбос в г. Мителены, где вел преподавательскую деятельность в 343/2 г. до н.э. вплоть до поступления приглашения от царя Македонии Филиппа II стать наставником для его наследника Александра. По всей вероятности, причиной царского выбора послужили тесные взаимоотношения Филиппа с Гермием.

Аристотель начал обучать Александра Македонского, когда юноше было 13-14 лет. Сперва учебный процесс шел в Пелле, а затем в г. Миезе в Нимфейоне. Философ обучал царевича многим наукам, не исключая и медицину. Он привил наследнику престола любовь к поэзии Гомера, и позднее великий царь будет хранить составленный для него список «Илиады» с кинжалом под подушкой.

Учитель оставил своему царственному воспитаннику наставление в письме. Он подчеркивал, что Александру следует быть сострадательным по отношению к незащищенным, избегать жестокости и не стыдиться слабости. Он наставлял царевича вести добродетельную жизнь и не поддаваться вспышкам гнева.

Перипатетическая школа Аристотеля

Филипп II был вероломно убит в 335/334 году, и юному наследнику приходится самостоятельно управлять державой, поэтому времени на обучение у него не остается. Став свободным от наставничества, Аристотель возвращается в Афины, где неподалеку от храма Аполлона Ликейского, расположенного в северо-восточной части города, основывает собственную школу.

Местность, где находился храм, имела созвучное название Ликей, что впоследствии распространилось на основанную философскую школу. Кроме того, школа Аристотеля стала называться перипатетической.

Данное наименование отмечалось еще у Диогена Лаэртского, утверждавшего, что Аристотелева школа получила это название из-за формы преподавания, заключавшейся в проведении философских бесед в режиме прогулок (др. греч. – гулять).

И хотя практика прогулок при обучении наблюдалась у многих мыслителей, понятие «перипатетики» укрепилось именно за последователями Аристотеля.

Школа Аристотеля

Обвинение и преследования

В 323 году до н.э. после кончины Александра Македонского в Афинах произошло восстание, провозглашавшее освобождение от македонской власти. Демократы-бунтари потребовали изгнать из страны вражеские войска. Тогда Аристотеля обвинили в безбожии.

Основанием для предъявленного стал гимн «Добродетели», написанный им в честь Гермия почти двадцать лет назад. Обвинители уверяли, что стиль сочинения походит на гимны Аполлону, а злобный царь Атарнеи не заслуживает подобного почитания.

Но гимн, вероятно, был подходящим предлогом для возбуждения против ученого политического преследования, тогда как главной причиной была его тесная связь с правителем Македонии. К тому же философ не имел афинского гражданства и соответствующих политических прав.

Юридически даже основанный им Ликей мыслителю не принадлежал (в завещании школа не упоминалась). Боясь повторить судьбу Сократа, Аристотель покинул Афины и перебрался со второй супругой и детьми в Халкиду Эвбейскую, где поселился в доме своей матери.

Смерть

Аристотель скончался в возрасте 62 лет (в 322 до н.э.) через год после ухода из жизни своего царского воспитанника – Александра Македонского. Причиной смерти великого философа стала болезнь желудка – он страдал катаром. Хотя существуют и другие версии гибели мыслителя – отравление ядом – аконитом.

Тело ученого было перенесено в родной город Стагиру, где почитавшие его труды сограждане воздвигли склеп. В честь философа были установлены празднества, получившие название «Аристотелии», а месяц их проведения стал именоваться «Аристотелием».

После смерти мыслителя школу «Ликей» возглавил Теофраст (Феофраст) – его преданный и талантливый ученик, который развил учение своего наставника о ботанике, истории философии и музыке. Кроме того, преемник позаботился о сохранении драгоценных для науки трудов философа.

Сын Аристотеля Никомах был убит на войне еще в молодости, но дочь Пифиада жила долго и стала единственным продолжателем его рода.

Введение

Аристотель является примером великой, выдающейся личности не только в истории философии, но и в истории человечества. Он гений. Значение слова «гений» часто преуменьшается. Что он на самом деле имеет в виду в этом деле? Это означает, что этот человек имел возможность выполнять свою миссию философа — расширять границы знаний, установленных перед ним. Термин «гений» включает в себя понятия: выход за рамки, открытие, созидание. Если философия — это искусство жизни, и если Аристотель пытался целенаправленно изменить это искусство, изменяя людей, разве это не означает, что после Аристотеля люди не будут такими, какими они были до него?

Интересные факты

  • Аристотель был человеком болезненным, малорослым и телесно слабым. Он быстро говорил и страдал дефектом речи – смешивал звуки «п» и «р». Современники его не раз обвиняли в изнеженности, крохоборстве и завистливости, но, вероятнее всего, это были наговоры врагов легендарной личности.
  • Кроме философии, Аристотель, как и множество мыслителей того времени, активно развивал естественные и другие науки. Ученый заложил основу многим разделам ныне существующих дисциплин – грамматике, логике, а также научной риторике. Он первым рассмотрел философию искусства, теорию поэзии и открыл немало важнейших фактов в анатомии и зоологии.
  • Слог Аристотеля, по сравнению с платоновским, силу и возвышенность обретает лишь при выражении высокой мысли, в остальных же моментах он малохудожествен и сух. Именно этот великий человек стал прародителем и основателем строгого научного языка, с четкими характеристиками и терминологией.

Похожие работы

  • Политическая мысль античности: Платон, Аристотель
  • Политическая мысль античности
  • Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель
  • Политическая мысль античности
  • Политическая мысль античности: идеальное государсто Платона
  • Политическая мысль Античности, Средневековья, Возрождения
  • Политическая мысль античности: Аристотель о сущности государства
  • Роль Платона и Аристотеля в развитии древнегреческой философии
  • Философия Аристотеля
  • Политическая мысль античности: учение Платона
  • Политическая мысль античности: политические идеи Платона

Частые вопросы

Некоторые, дошедшие до нашего времени сочинения с именем Аристотеля вызывают у экспертов сомнения и считаются подложными. Другие его труды, возможно, не предназначались для опубликования, а были лишь собраниями заметок, набросков либо тетрадями с записями его учеников.

О судьбе сочинений великого философа ходило и ходит множество различных фактов. Страбон – римский ученый – утверждал, что огромная библиотека Аристотеля перешла к его преемнику Теофрасту, а затем к его потомкам, которые были необразованными людьми.

Они побросали книги в ящики и закрыли в подвале, где ценные издания попортила сырость и черви. Несмотря на попытки опровержения изложенных Страбоном фактов, до нашего времени дошла только четверть многочисленных книг Аристотеля.

Список произведений философа

События биографии Аристотеля неотделимы от составления им множества научных трудов. Список его произведений огромен; есть и немало произведений, которые приписываются ему, но настоящее их авторство не установлено; или же они приписывались Аристотелю ранее, но сегодня учёные смогли определить подлинных авторов.

Произведения, в точности принадлежащие Аристотелю, объединены в так называемый «Аристотелев корпус».

Вот некоторые из этих произведений

:

  • «Категории»;
  • «Об истолковании»;
  • «Физика»;
  • «О небе»;
  • «Метеорологика»;
  • «История животных»;
  • «О душе»;
  • «Политика».
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: