В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.
Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.
Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.
Метафоры
Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;
- Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
- Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
- Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
- Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
- Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.
Исследование текста
Основная идея пейзажной лирики великого русского поэта весьма проста: вокруг нас во все времена года существует нечто прекрасное. Необходимо найти возможность его видеть и воспринимать со всем этим волшебством.
Образы в литературных произведениях
Поутру в морозную зиму автор разговаривает с юной девушкой, будит её для нового дня. Девушка — это «прелестный друг», лирическому герою приятно её общество, сердце трепещет и испытывает счастье. В строках стихотворения вчерашним вечером была метель, спускалась мгла, которые наводят на грустные раздумья.
Далее Пушкин описывает великолепный спокойный день. На этом контрасте явнее заметны преимущества погожего дня перед тёмной ночной вьюгой. Персонаж под тёплыми лучами солнца получает прилив жизненных сил, характеристика его настроения — герой влюблён и счастлив.
Настроения свежего доброго утра легко передаются читателю, эта положительная картина явна предстаёт перед глазами. Появляется желание находиться в уютном помещении в тепле с горящей печью. В ближайших планах отправится на прогулку в санях, подышать морозным прохладным воздухом, полюбоваться сказочными пейзажами. Из-за чистоты и ослепительно белого цвета снега небесная высь кажется голубой. Стволы деревьев контрастируют на фоне ледяного блеска, они похожи на темнеющие вдали острова.
Стилистические средства выразительности
В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:
- печальная – веселым;
- мутным – прозрачный;
- мрачный – янтарным блеском, блестит.
В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.
Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.
Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.
Зимнее утро и вечер в лирике
У этих чудесных стихов прославленного поэта можно выявить общее. В обоих литературных произведениях главное — это чувства и переживания лирического героя, которые он испытывает перед пейзажем в зимнее время года. В снежное утро автор восторгается картиной зимы, он очарован и вдохновлён утренним снежным убранством.
Сходства и различия стихов
В «Зимнем вечере» Пушкин грустен и тревожен: «ветхая лачужка и печальна, и темна», «буря мглою кроет». Присутствует одиночество, отчуждённость. Лишь завершительные строки произведения оптимистичные и ободряющие: «сердцу будет веселей». Метель пройдёт, на душе станет светлее.
Следует отметить и время создания литературных сочинений, это объясняет волнения поэта. Стих о зимнем вечере написан в 1825 году, тогда Александр Пушкин был сослан в Михайловское, где пребывал под домашним арестом. Русский писатель опечален и встревожен. А произведение о зимнем утре сотворено в 1829 году. В тот период поэт ощущает себя умиротворённо. Пейзаж зимы поутру радостен и умилителен.
Общие черты этих стихов:
- Тема зимнего времени года.
- Автор — Александр Пушкин.
- Сюжет основан на чувствах к природе зимой.
- Присутствуют выразительные средства метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты.
Александр Сергеевич любил зимнее время за белоснежные сугробы, за чистоту, где воздух свежий и бодрый. Поэт противопоставляет зиму зною, духоте и пыли лета. Многие стихотворения великий русский классик посвятил морозной красавице. Если сравнить произведения «Зимнее утро» и «Зимний вечер», то они имеют множество отличий, но художественно оформлены одной и той же рукою.
Различие в произведениях:
- Время суток утро и время суток вечер.
- Эмоциональная окраска: в стихе о вечерней метели — грусть с ожиданием других чувств, в стихе о снежном утре — воодушевление и радость.
- Различные годы создания стихов.
- Стихотворные размеры: об утре написано ямбом, о вечере — хореем.
Стих о вечерней вьюге написан в 1825 году, когда писатель вернулся из ссылки на юг в столицу Москву. Здесь его встретили новые трудности.
Пушкинское родовое имение находилось во владении отца поэта, который в то время вознамерился посадить своего сына за решётку в тюрьму. Отношения в семействе были весьма сложными, по этой причине Александр Пушкин испытывает гнетущее одиночество.
Описание ночной вьюги
Ему пришлось гостить у знакомых и друзей, домой идти не представлялось возможным. Пришла осень, родители писателя уехали из имения, теперь ему можно вздохнуть с облегчением. В один из снежных вечеров той зимой было написано исследуемое литературное произведение.
Главный персонаж — это лирический герой, который следит за зимней бурей, что воет, шумит, стучит в оконное стекло. В стихотворении «Зимний вечер» сравнения передают более полную картину русской зимней ночи: холодные порывы ветра сопоставляются с плачущим ребёнком, с диким зверем, со странником в непогоду. Пожалуй, этот письменный образ появился в художественном произведении, так как поэт тогда был одинок и печален.
При анализе стихотворения для 6 класса «Зимний вечер» Пушкина появляется настроение тревоги и грусти: вокруг дома героя стиха бушует стихия. Создаётся впечатление, что жилище перед вьюгой — это «ветхая лачужка». Во второй части литературной работы оказывается, что персонаж в стенах не один. У оконной рамы расположилась старушка, к ней обращается лирический герой: «Мой друг». Достоверно известно, что, когда мать и отец поэта выехали из имения, то там осталась Арина Родионовна, няня Александра Сергеевича, она и есть «старушка» в стихотворении.
Главный персонаж предлагает совместно выпить кружку, для того чтобы залить печаль и повеселить усталое сердце. Инверсии (нарушение обычного расположения слов) усиливают восприятие читателем чувств лирического героя: буря мглою кроет; девица за водой поутру шла, «…синица тихо за морем жила».
Снежный солнечный день
Литературное произведение о зимнем утре создано осенью 1929. Писатель грустен, но строки стиха содержат совершенно иные настроения. Автор беседует с незнакомой читателю «прелестной красавицей», стараясь пробудить девушку от крепкого сна. Лирический герой восторгается снежным зимним утром, которое наполнено солнечным светом. Он удивлён, что ещё прошлым вечером «злилась вьюга», луна мрачно посылала через тёмные тучи холодный свет.
Плохая погода пропала вместе с ночью, поутру с новым днём пришло и истинное чудо: восхитительные сияющие снежные сугробы, комната мерцает янтарём, в печи радостно трещат поленья. Эти настроения подвигают героя отправиться гулять на санях по бескрайним просторам русской земли.
Александр Пушкин применяет риторические возгласы, задаётся вечными вопросами. Благодаря этим художественным фигурам стихотворение оживляется. Русская природа всегда заставляла сердце поэта трепетать. В своей пейзажной лирике старался не только иллюстрировать прекрасную картину натуры, но и передать читателю чувства и эмоции, которые рождаются при взгляде воочию на это великолепие.
Борис Пастернак
Первый снег
Снаружи вьюга мечется И все заносит в лоск. Засыпана газетчица И заметен киоск.
На нашей долгой бытности Казалось нам не раз, Что снег идет из скрытности И для отвода глаз.
Утайщик нераскаянный, — Под белой бахромой Как часто вас с окраины Он разводил домой!
Все в белых хлопьях скроется, Залепит снегом взор, — На ощупь, как пропоица, Проходит тень во двор.
Движения поспешные: Наверное, опять Кому-то что-то грешное Приходится скрывать.
Зимняя ночь
Не поправить дня усильями светилен, Не поднять теням крещенских покрывал. На земле зима, и дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал.
Булки фонарей и пышки крыш, и черным По белу в снегу — косяк особняка: Это — барский дом, и я в нем гувернером. Я один — я спать услал ученика.
Никого не ждут. Но — наглухо портьеру. Тротуар в буграх, крыльцо заметено. Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй! И уверь меня, что я с тобой — одно.
Снова ты о ней? Но я не тем взволнован. Кто открыл ей сроки, кто навел на след? Тот удар — исток всего. До остального, Милостью ее, теперь мне дела нет.
Тротуар в буграх. Меж снеговых развалин Вмерзшие бутылки голых черных льдин. Булки фонарей. и на трубе, как филин, Потонувший в перьях, нелюдимый дым.
***
Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев Быстрый промельк маховой. Только крыши, снег и, кроме Крыш и снега, — никого.
И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне Не отпущенной виной, И окно по крестовине Славит город дровяной.
Но нежданно по портьере Пробежит вторженья дрожь, Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.
Снег идет
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.
Снег идет, и все в смятении, Все пускается в полет, Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься, и — святки Только промежуток краткий, Смотришь, там и Новый год.
Снег идет густой-густой, В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет, Снег идет и все в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.
После вьюги
После угомонившейся вьюги Наступает в округе покой. Я прислушиваюсь на досуге К голосам детворы за рекой.
Я, наверно, неправ, я ошибся, Я ослеп, я лишился ума. Белой женщиной мертвой из гипса, Наземь падает навзничь зима.
Небо сверху любуется лепкой Мертвых, крепко придавленных век. Все в снегу: двор и каждая щепка, И на дереве каждый побег.
Лед реки, переезд и платформа, Лес, и рельсы, и насыпь, и ров Отлились в безупречные формы, Без неровностей и без углов.
Ночью, сном не успевши забыться, В просветленьи вскочивши с софы, Целый мир уложить на странице, Уместиться в границах строфы.
Как изваяны пни и коряги, И кусты на речном берегу, Море крыш возвести на бумаге, Целый мир, целый город в снегу.
Зимние праздники
Будущего недостаточно, Старого, нового мало. Надо, чтоб елкою святочной Вечность средь комнаты стала.
Чтоб хозяйка утыкала Россыпью звезд ее платье, Чтобы ко всем на каникулы Съехались сестры и братья.
Сколько цепей ни примеривай, Как ни возись с туалетом, Все еще кажется дерево Голым и полуодетым.
Вот, трубочиста замаранней, Взбив свои волосы клубом, Елка напыжилась барыней В нескольких юбках раструбом.
Лица становятся каменней, Дрожь пробегает по свечкам, Струйки зажженного пламени Губы сжимают сердечком.
***
Зима приближается. Сызнова Какой-нибудь угол медвежий По прихоти неба капризного Исчезнет в грязи непроезжей.
Домишки в озерах очутятся. Над ними закурятся трубы. В холодных объятьях распутицы Сойдутся к огню жизнелюбы.
Обители севера строгого, Накрытые ночью, как крышей. На вас, захолустные логова. Написано: «Сим победиши .
Люблю вас, далекие пристани В провинции или в деревне. Чем книга чернее и листанней. Тем прелесть ее задушевней.
Обозы тяжелые двигая, Раскинувши нив алфавиты, Россия волшебною книгою Как бы на середке открыта.
И вдруг она пишется заново Ближайшею первой метелью, Вся в росчерках полоза санного И белая, как рукоделье.
Октябрь серебристо-ореховый, Блеск заморозков оловянный, Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана.
Иван Суриков
Зима
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тиха Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело.
Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы — И зима настала.
Труженик-крестьянин Вытащил санишки, Снеговые горы Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели.
Он теперь покоен — Все кругом укрыто, И ему не страшен Злой мороз, сердитый.
«Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86
Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжёлые тучи.
Второе выражение говорит, что листья с деревьев начали опадать.
Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.
Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим тёплым денькам с зелёными пейзажами.
Третье выражение даёт понимание того, что птицы начали отлетать в тёплые края.
Свой полёт они сопровождают криками.
Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.
Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.
С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.
Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.
Кажется, что автор безразличен к осени.
Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.
К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Скучная – унылая, тоскливая, нудная, неинтересная.
Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка…
Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору: За салазки да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»
Скрип шагов вдоль улиц белых
Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. От ресниц нависнул в очи Серебристый пух, Тишина холодной ночи Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть.
Чудная картина
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,
Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. «Ну, скорей гулять!»
Кот поёт, глаза прищуря
Кот поёт, глаза прищуря; Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе. «Полно тут тебе валяться, — Спрячь игрушки да вставай! Подойди ко мне прощаться, Да и спать себе ступай». Мальчик встал, а кот глазами Проводил и все поёт; В окна снег валит клоками, Буря свищет у ворот.
Сергей Есенин
Поет зима — аукает
Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Озябли пташки малые Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
Берёза
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.
История создания
История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович пытался отправить сына в тюрьму.
Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.
Валентин Берестов
Большой мороз
Как железо, скрежещет снег И, как скрипка, поет у ног. На деревьях иней, как мех. На заборах иней, как мох. И вздымается иней из труб Рукавами собольих шуб.
Слышал я, как гудки гудели, Чтобы мы по домам сидели, как по радио предупредили, Чтобы в школу мы не ходили. Но люблю я школу в мороз! Ни домашних, ни классных работ. Ни опрос, что похож на допрос, Ни диктант никого не ждет.
Я же мог не слышать гудка! Я же радио мог не включить! Три-четыре ученика В каждом классе. Кого учить? Но учитель, жалея нас, В сиротливый приходит класс.
Не начальственен и не строг, Он сидит, как за чайным столом, И, смеясь, за уроком урок Вспоминает о детстве своем, Про рыбалки, про снежных баб… «Ну, до завтра! Мороз ослаб».
* * *
Чьи руки зимою всех рук горячей? Они не у тех, кто сидел у печей, А только у тех, Кто крепко сжимал обжигающий снег, И крепости строил на снежной горе, И снежную бабу лепил во дворе.
Стихотворение «Опрятней модного паркета…» А. С. Пушкин стр. 87
С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
С модным паркетом.
Такое сравнение даёт представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.
Ещё у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.
Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.
Ведь в полной мере даёт представление той самой картины на реке.
Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Описание мальчиков говорит о том, что они были весёлыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.
И это не удивительно.
Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.
Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».
Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.
Каким изображён первый снег? Как он назван?
Он мимолётный, лёгкий и весёлый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.
Автор говорит о снеге, как о звёздах.
Это потому, что форма снежинок напоминает звёздочки.
Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Первый фрагмент («В тот год осенняя погода…») – «Поздняя зима», «В окне», «Январь», «Настоящая зима», «Приход зимы».
Второй фрагмент («Опрятней модного паркета…») – «Река во льду», «Лёд», «На реке», «Каток на реке», «Ледяной паркет».
Сергей Михалков
Белые стихи
Снег кружится, Снег ложится — Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек! Рады серые синички: На морозе мерзнут птички, Выпал снег — упал мороз! Кошка снегом моет нос. У щенка на черной спинке Тают белые снежинки. Тротуары замело, Все вокруг белым-бело: Снего-снего-снегопад! Хватит дела для лопат, Для лопат и для скребков, Для больших грузовиков. Снег кружится, Снег ложится — Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек! Только дворник, только дворник Говорит: — Я этот вторник Не забуду никогда! Снегопад для нас — беда! Целый день скребок скребет, Целый день метла метет. Сто потов с меня сошло, А кругом опять бело! Снег! Снег! Снег!
Николай Некрасов
Снежок
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.
Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! — Как розовые яблоки, На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух.
***
— Для кого поешь, пурга, В серебристые рога? — Для малюток-медвежат, Что в берлоге крепко спят.
***
Снег искрится, снег кружится, Вдруг мне это только снится. Что же стало вдруг со мной? Я, как будто бы герой, Крепость снежную свою Защищаю в злом бою! Все удары отражаю. Всех снежками закидаю! Ну, а кто вползет в дыру, Снегом быстренько натру!
***
Сыпет с неба белый пушок, И скрипит под ногами снежок, Санки быстрые с горки летят, Елки в белом наряде стоят.
Снова правит хозяйка-зима, Серебром посыпает сама Крыши, улицы, лес и нас всех Под ребячий, заливистый смех.
Александр Блок
Ветхая избушка
Ветхая избушка вся в снегу стоит. Бабушка-старушка из окна глядит. Внукам-шалунишкам по колено снег. Весел ребятишкам быстрых санок бег… Бегают, смеются, лепят снежный дом, Звонко раздаются голоса кругом… В снежном доме будет резвая игра… Пальчики застудят, — по домам пора! Завтра выпьют чаю, глянут из окна — Ан уж дом растаял, на дворе — весна!