История создания
Стихотворение «Юному поэту» появилось 15 июля 1896 года. Тогда еще совсем молодой поэт, которому едва перевалило за двадцать, пишет эти бессмертные строки. Кому же он их посвящает? Его послание можно расценить по-разному. Стихотворение «Юному поэту» выступает как напутствие подрастающему поколению, которому порой не хватает именно поддержки и своего рода благословения. Так же, можно сказать, что Брюсов дает напутствие самому себе. Такому юному, но достаточно разумному и дальновидному человеку.
В любом случае данное стихотворение оказало помощь не одному поколению.
Краткий анализ
История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.
Тема – назначение поэзии, роль её создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.
Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему всё новое поколение поэтов.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – дактиль (трёхсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрёстный способ рифмовки.
Метафоры – “со взором горящим”, “полюби беспредельно”.
Сравнения – “паду я бойцом побеждённым”.
Эпитеты – “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.
Славянизмы (устаревшие слова) –“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.
Жанр, размер
Поскольку по время Брюсова как раз зарождался символизм, то и творчество данного поэта он не обошел стороной. Эго мысли, наполненные элементами философии, отображаются во многих произведениях. Он недолюбливает окружающий его мир, потому что считает его несовершенным и погрязшим в пороках. Мир искусства же манит поэта. Для него это как лучик света, пробивающийся через смурые тучи.
Размер написания данного стихотворения – дактиль. Рифму автор использует как женскую, так и точную и неточную. Рифмовка перекрестная.
Тема
В этом стихотворении автор рассматривает одну из “вечных” тем – назначение поэта и его поэзии сквозь призму принципов символизма. Поэт провозглашает основную мысль: поэзия, по его мнению, должна отделяться от толпы, она занимает особое, возвышенное место, равно как и поэт – человек, который стоит над всеми и видит все то, что простому смертному никогда не дано увидеть. Таким образом, его творчество – это помощь для обывателя, который только через поэзию может увидеть эмпиреи, доступные однако тому, кто наделен талантом и способностью видеть невидимые миры.
Композиция
Стихотворение разделено на три части. Оно состоит из трех сонетов, в каждом из которых содержится определенное наставление.
В самом первом сонете поэт советует забыть о настоящем на данный момент и устремить свои мысли в будущее.
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Автор показывает, что для поэта важно лишь будущее. Именно о нем он и должен думать и переживать. Он творец будущего, поэтому настоящее не представляет для него особого интереса. Настоящий мир – серый и скучный. Поэта же ждет мир поэзии – светлый, благородный, наполненный красками и эмоциями.
Во втором сонете автор дает сразу два совета молодому поколению. Второй совет заключается в том, что поэт не должен никому сочувствовать, и любить должен лишь себя. Здесь видно весь тот эгоизм, который проявляет молодой поэт к собственной персоне. Данное качество неоднократно можно увидеть у многих творцов того времени.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Третий совет, данный читателю, учит подрастающее поколение полностью отдаваться любимому делу. Поэзия – вот истинный удел поэтов, она всегда должна стоять на первом месте. Именно поэзии необходимо отдаваться полностью, не отвлекаясь на все остальное.
В третьем же сонете автор показывает то, что если подрастающее поколение услышит и поймет все три завета, то можно быть спокойным. Мир получит ещё одного прекрасного поэта, который будет до последнего вздоха предан своему великому делу – поэзии!
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Стихотворение В. Я. Брюсов «Юному поэту» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.
Тема
Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…”.
И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим”. Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным”.
перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?
Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным”, скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.
Композиция
Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.
В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта”. Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.
Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно”. Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.
Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно”. Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.
Жанр
Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.
Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафор: “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.
Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.
Вариант 2
Стихотворение “Юному поэту” – это провозглашение бесценной поэзии, которая призывает беспрекословно поклоняться лишь ей одной. Для Брюсова искусство — это “изучение мира иными, не сознательными путями”. Он собирался возрасти над реальностью в среду благородной цивилизации. Для этого, как он думал, необходимо было отойти от грязи злободневности.
Анализ стихотворения Брюсова
“Юному поэту” Данное произведение было выпущено летом 1896 года. Фабула стиха исполняет роль некоего наставления. Лирический персонаж передает три заповеди поэту-новичку, которым тому нужно следовать. “Юному поэту” Валерия Брюсова весьма сдержанно и внятно представляет художественный проект символистов. Вдобавок, это обращение к будущему поколению. Герой хочет лицезреть в потомках не просто заслуженных приемников, но созидателей безупречных, способных отдать целую жизнь поэзии.
Композиция
Произведение состоит из трех элементов, наставлений, плюс ко всему, есть заключение. Поэтический призыв персонажа обладает властной конфигурацией, иначе говоря, он не оставляет альтернативы, нуждается в абсолютном повиновении, осуществлении. Анализ стихотворения Брюсова “Юному поэту” дает нам понять, что глаголы в «заповедях» использованы в императиве.
В данном произведении поэт осветил собственную символистскую программу. Символ вызывает не последовательную смысловую, а только соединяющую связь. Вследствие этого, его отличием является отсутствие сюжета, неясность. Если мы обратимся к анализу стихотворения Брюсова «Юному поэту», то отметим, что фундамент его – не явление, а душевная динамика.
Средства художественной выразительности
От предмета происходит «подъем» к эмоции, мысли. Валерий Брюсов в “Юном поэте” применяет олицетворение, формирующее образ, знак. Он пытается оставить все незначительное, повседневное; рождаются скрытые символы, возникают замысловатые образы, употребляется аллитерация и созвучие.
Автор использует сложные определения. Он достигает возвышенности звука стиха, избрав дактиль, неспешный и классический. Речь идет равномерным, размеренным ходом без ускорений и задержек. Чувство величественности поддерживается выбором возвышенных, экспрессивных слов: «беспредельно» и «поклоняйся».
Поэт поворачивается к поэтическому обычаю, который, применяя такую же стилистику, использовал другую концепцию: концепцию художественного искусства как штатской работы, как борьбы (оттиском данной традиции может являться лей, выражающийся довольно внезапно). Таким образом, Брюсов входит в контакт со своими предками, добиваясь равенства с ними. В заключительных строчках он выражает осмысление бремени стихотворца – быть избранником небес. Это огромная ответственность, груз которой предопределяет трагическую участь поэта и драматизм его места на земле.
Особенность
Для стихотворения характерны черты письма, воплощенные в «рекомендациях», непреложных к осуществлению. Это слышится как манифест. Лирический персонаж призывает молодого стихотворца сделать предметом собственных размышлений, эмоций, произведений будущее. Создавать его – вот основной долг поэта. Сферой творчества необходимо сделать собственный духовный мир, переживания, эмоции, думы. В силу того, что сперва оценивается субъективный мир поэта, его неординарность.
Главная мысль
Смыслом жизни для стихотворца обязана быть поэзия. Лишь она – область увлечений в жизни, смысл и стремление. Только во имя творчества нужно созидать, ощущать и думать. Любопытно, что при анализе стихотворения Брюсова «Юному поэту» становится ясно, что в нем немного художественных тропов. Оно сравнительно сдержанно, кратко. Такой стих отчетливо и понятно высказывает главные положения символизма. Язык произведения подобен публицистическому стилю. Какой же, по мнению персонажа, этот «будущий поэт»?
Автор изображает мечтательный образ героя, у которого был блеск в глазах. Главное, что в конце стиха, вслед за изречением лирических заповедей, образ юноши трансформируется — взор его стеснен. Обязательство, которое герой взваливает на него, делает молодого человека нерешительным и встревоженным. Он ставит под сомнения собственные силы. И вместе с тем он невозмутим, полон собственного достоинства и хочет все поменять, сделать колоссальное, сотворить феноменальное.
Отсюда следует, что это произведение является лирической программой символистов, воспроизведением их позиции о творчестве. И, одновременно, это последняя воля для будущего поколения. И композиционное построение стихотворения, его равномерная картина отображает данное отличие. Произведение полно императивных предложений. В их структуре есть обращения и предложения без союзов. Они добавляют ему последовательность, краткость, четкость. Только одно восклицательное предложение (в завершении) передает, в какой степени имеет значение для персонажа, чтобы его заповеди были постигнуты. Таким образом, отзывы о “Юном поэте” Брюсова весьма противоречивы и неоднозначны.
Вариант 3
Существует версия, что стихотворение, написанное в 1896 году, Валерий Брюсов посвятил сам себе. Эти строчки напоминают наставление молодому поколению творческих людей. На момент написания произведения поэту было чуть больше двадцати лет.
Центральный мотив
Стихотворение полностью посвящено поэзии и тому, какое место она занимает в жизни поэта и его читателей. Творческий человек обычно — это особая личность, которая не похожа на других людей. Собирательному образу поэта в стихотворении даны советы: каким нужно быть и что необходимо сделать для этого мира.
В начале произведения автор рисует яркий образ «бледного юноши с горящим взором» — молодого, увлеченного, с большим запасом сил и желания творить. В конце стихотворения, уже после наставления важных заветов, этот образ меняется. Теперь поэт стоит перед нами «со взором смущенным».
Требования, которые к нему предъявили, изначально невыполнимы. Но поэт не готов уступить и будет бороться за свое место в мире литературы до конца. Поэтическое предназначение тревожит юношу, наводит его на различные размышления. Если молодой человек примет все наставления, тогда он будет считаться истинным творцом слова.
Композиция
Стихотворение содержит в себе 3 строфы с заветами молодому поэту.
В первой части автор призывает не думать о том, что происходит в данный момент, а жить с прицелом на будущее. Символисты того времени отделялись от действительности и обитали в мире грез.
Во второй части мы найдем призыв любить только себя и не проявлять милосердие к другим. Такую позицию можно объяснить молодостью поэта; в этот период людям свойственны дерзость и самоуверенность.
В финале своего произведения Брюсов просит юношу сохранить преданность искусству; ведь это самое важное в жизни каждого творческого человека.
Выразительные средства
Произведение не может похвастаться обильными и разнообразными языковыми средствами, но их вполне достаточно для того, чтобы правильно оценить позицию поэта. Здесь стоит назвать:
эпитеты (беспредельный, бесцельный);
метафоры (со взором горящим);
устаревшие слова (завет, ныне).
Стихотворение выходит в свет во втором сборнике Брюсова «Это я». Произведение относят к жанру философской лирики. Поэта с уверенностью можно назвать основоположником русского символизма. Главная цель данного литературного течения — формирование всего нового. Основы символизма Брюсов умело скомпоновал в стихотворную форму.
Темы, проблемы
Основной темой стихотворения «Юному поэту» можно выделить предназначение поэта в нашем мире, а так же цену поэзии как таковой. Валерий Брюсов относит поэтов к особому виду людей, на которых возложена огромная миссия в этом мире. Они должны творить и созидать, направляя своим творчеством человечество в нужное русло.
Поэзия всегда занимала не последнее место в жизни людей, поскольку таила в себе огромную силу. Именно это и доносит до нас автор своим произведением.
И если в самом начале произведения мы видим молодого человека с горящими глазами. Он полон сил, энергии и желания менять этот мир. То в конце мы можем наблюдать того же юношу, но уже с весьма смущенным взором. Поэт осознал то, насколько серьезная роль ему отведена в этом мире. И теперь он сомневается в том, хватит ли у него сил, чтобы с достоинством пройти свой путь. Он переживает о том, сможет ли с достоинством преодолеть все трудности и преграды, которые будут ждать его на пути.
Отзывы о поэзии Брюсова
Метафоры Брюсова очень импрессионистичны: для него восприятие вещи важнее, чем сама вещь, которая уже перестает быть. Слово будет освобождено от предмета. Техника стиха будет обогащена не такими точными, обрезанными рифмами (лес-крест, облако-около). Эти эктоизмы очень присущи Брюсову и дают неожиданные рифмы, своеобразный поэтический стиль, очень изысканные и необычные эмоции.
Александр
«Все на земле преходяще, кроме создания искусства», — говорил Валерий Брюсов, когда сделал предисловие к первому изданию стихов, так вычурно и резко названному «Шедевры». Он создает культ мастерства поэзии, некую волшебную силу искусства и наделяет её необычными словесными формами.
Андрей
Брюсов постигает мир безрассудными путями, и это свойственно символизму. Так он уходил от действительности в высокую культуру, подальше от современной грязи. Для него идеалы людей были выше идеалов Родины. Валерий считал, что высшее счастье и наслаждение для творца — молитвы невероятной красоте, в которых ты ощущаешь себя гражданином Вселенной, говоришь с пирамидами и варварами. И все это существует в единении с миром.
Ольга
Средства выразительности
Валерий Яковлевич не использует большое количество средств выразительности. Но даже то количество, которое можно встретить в данном стихотворении, отлично передает всю суть и мысли творца. Поэт использует эпитеты, метафоры. Так же автор прибегает к использованию устаревших слов.
Использование олицетворений помогает сформировать некий образ.
Именно совокупность всех средств выразительности, которые использует автор в стихотворении «Юному поэту», помогает как можно лучше передать эмоции и мысли.
Тропы и образы
В первых двух строчках лирический герой рисует классический, близкий к романтическому, образ поэта с помощью эпитетов: юный возраст, бледная кожа, горящий взор.
Из этих трёх характеристик в последней строфе изменяется только одна. Взор становится смущённым (эпитет), потому что в душу пылкого юноши закрались сомнения: сможет ли он оправдать высокие требования, которые сам на себя должен возложить? Восклицательный знак в конце второго обращения говорит о душевном волнении лирического героя. Качество поэзии – главный вопрос его жизни.
Лирический герой, умудрённый опытом поэт, даёт юноше три завета. Завет – это не то же самое, что совет, который можно дать по-дружески или который может услышать ученик от учителя. Завет – это наставление или наказ, который дают потомкам или последователям. В данном случае речь идёт, конечно, о последователе и преемнике. Завет намекает ещё и на библейские Ветхий и Новый Завет, возводя поэзию в ранг религии, перед которой преклоняются.
Первый завет выражен антитезой, в которой противопоставляются настоящее и грядущее. Только грядущее – предмет исследования, «область» поэта.
Особенность
Для стихотворения характерны черты письма, воплощенные в «рекомендациях», непреложных к осуществлению. Это слышится как манифест.
Лирический персонаж призывает молодого стихотворца сделать предметом собственных размышлений, эмоций, произведений будущее. Создавать его – вот основной долг поэта. Сферой творчества необходимо сделать собственный духовный мир, переживания, эмоции, думы. В силу того, что сперва оценивается субъективный мир поэта, его неординарность.
🗹