4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 59.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 59.
Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.
История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.
Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.
Композиция – трёхчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвёртая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использована перекрёстная рифмовка, женская и мужская рифмы чередуются.
Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
Аллитерации – обилие звука Р: “орла”, “громокипящий”, “пролила”
Смысл названия
На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.
После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.
Тема
Описывая грозу, поэт именно её делает основной темой своего произведения. При этом он показывает её не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.
Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом, главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.
Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стихотворения. Резвящийся гром, подобно детям, забавляется, играет.
Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские мысли, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.
Жанр
Стиль стихотворения является характерным для пейзажной лирики. Произведение относится к раннему периоду творчества автора, но в нем уже четко прослеживаются фрагменты философской лирики. Тютчев обращается к природе, пытаясь понять законы человеческого бытия.
Стихотворение написано привычным для автора размером – четырехстопным ямбом. Чередование двух видов рифм наделило текст мелодичным звучанием.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Композиция
Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.
Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт использует не только зрительные образы, но и звуковые: вся природа весело повторяет за громом различные звуки: лесные и горные.
Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвёртом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю дождь, молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь всё так же. Таким образом, образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.
Темы и настроение
Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.
Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».
Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.
Средства выразительности
Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств довольно много и все они работают на раскрытие основной мысли. Это:
- Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
- Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
- Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
Чтобы картина грозы была ещё более реалистичной, поэт прибегает к такому приёму, как аллитерация, играя с буквами г и р.
Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение в целом.
История создания
Стихотворение «Весенняя гроза» было написано Федором Ивановичем в 1828 году. В это период жизни он находился в Германии, где проходил дипломатическую службу. Но в печать оно попало лишь спустя год. Именно в Германии он застал пик своего творчества, поскольку постоянно находился в окружении поэтов, имеющих огромную популярность.
Находясь в Германии, поэт в первый раз связывает себя узами брака с Элеонорой Петерсон. Это был счастливый брак, который полностью устраивал поэта. Во время написания стихотворения поэт был полностью счастлив – имел любимую супругу, а тягости службы не отягощали его. Все свое свободное время автор проводил в светском обществе.
Анализируемое стихотворение было написано поэтом в двадцатипятилетнем возрасте, но оно подверглось изменениям уже в то время, когда автор переступил рубеж пятидесяти лет. Мы будем рассматривать вариант текста, который уже подвергся правкам со стороны поэта.
Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» на уроке литературы в 5-6 классах
Анализ лирического произведения в единстве формы и содержания
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» (5 – 6 класс)
(
1) Стихотворение «Весенняя гроза» написано известным поэтом 19 века Федором Ивановичем Тютчевым (в 1828 г. – нач.1830 г.г.)
(
2) Каждый человек в жизни хотя бы однажды был свидетелем такого грозного явления природы, как гроза, и не остался равнодушным к увиденному. Вероятно, и поэт Ф.И.Тютчев тоже не раз наблюдал эту грозную стихию. Так, под впечатлением увиденной весной картины грозы возникло стихотворение «Весенняя гроза».
(3) Тема
стихотворения звучит уже в названии –
весенняягроза
, поэтому стихотворение представляет собой
описаниеприроды
во время
весеннейгрозы
. Это примета пейзажной лирики.
(4-5) Стихотворение состоит из 4-х строф. Автор охватывает своим взором все мироздание: и небо, и землю:
…весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом..
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам…
Картины живо сменяют друг друга, как будто всемогущий волшебник взмахнул палочкой, и все неживое ожило.
(6) Это движение
в
природе
передается
художественнымисредствами
:
глаголыдвижения
обозначают действия, как бы «оживляют все»: «гром резвится и играет», «гремят раскаты молодые», « дождик брызнул», «солнце нити золотит», «все вторит весело громам».
Прием олицетворения
наделяет неживое свойствами живого (поток проворный, гром резвится и играет и др. см. выше).
Глаголы несовершенного вида настоящего времени (их 7: грохочет, гремят, летит, вторит) сочетаются с глаголами совершенного вида прошедшего времени (их 3: повисли, брызнул, пролила). Что этим достигается? Картина грозы как будто увидена только что, это происходит сейчас и с нами. И так будет всегда.
Чтобы образы были зримыми, прилагательные выделяют их признаки. Эпитетов
всего 3: небо голубое, раскаты молодые, ветреная Геба (Геба – богиня вечной юности, миф. образ). Цветовой эпитет только один. Остальные прилагательные (их 5) обозначают другие признаки: место (гам лесной, шум нагорный), время (весенний, первый гром), принадлежность (птичий гам).
В тексте есть и метафора
: перлы дождевые (скрытое сравнение капелек дождя с перламутровыми бусинками), нити (струи дождя), громокипящий кубок (ливень дождя).
Дождевые потоки сравниваются
с вином, которое пролила с Олимпа богиня Геба («громокипящий кубок с неба … из рук богиня пролила»).
Ритм стихотворения спокойный, он создается за счет двусложного размера – ямба:
_ _
/ _ _ / _ _ / _ _ / _
_ _ / _ _ / _ _ / _ _ /
(7) Лирический герой
стихотворения (автор)
любуется
грозою. Эта мысль звучит уже в первой строчке первой строфы:
Люблю грозу в начале мая…
Свое восхищение
он передает спокойно (ведь в тексте нет восклицательных предложений), он не кричит об этом с радостью, потому что сам автор был человеком скромным. (О его скромности писал другой поэт А.Фет). Ему
нравится
все: и гром, и дождь, и потоки дождя, и гам птиц, и шум воды. Почему нравится? Весенняя гроза не разрушает ничего, она, наоборот, пробуждает природу.
Наверное, автору хотелось показать красоту природы, особенно весной, в момент пробуждения к жизни после зимнего сна. Эта красота как будто пробудила и душу человека, заставила ее жить чувствами восхищения. А идея
стихотворения в том, что все в мире изменяется, и все повторяется. Это закон природы.
(10) Я думаю
, что такие
стихи
о природе
оживляют
наши воспоминания о весне, заставляют и нас полюбоваться красотой природы и даже рождают в душе стихи. А еще они рождают мысль о том, что все в жизни
быстротечно
, поэтому нужно
ценить
данную нам возможность жить и быть свидетелями всего сущего.
План анализа
лирического произведения (стихотворения) в единстве формы и содержания
5 – 8 классы
1. Автор и название стихотворения.
- История создания, идейный замысел. (Под влиянием какого события или настроения написано? Какие сведения сообщает комментарий в конце книги?)
- Тема стихотворения. К какому жанру оно относится?
- Основные мотивы и образы.
- Композиция (построение) стихотворения. (Сколько частей можно выделить и какие? О чем сообщает каждая часть?)
- Какие художественные средства использует автор, и для чего они служат?
(Как тропы и особые обороты речи помогают автору выразить свои мысли, чувства
и настроение?)
7. Какова главная мысль (идея) стихотворения?
- Не знаете ли вы оценок этого стихотворения, сделанных другими?
- Не известны ли вам стихотворения, заключающие подобные или резко противоположные мысли и чувства?
- Каково ваше впечатление от этого стихотворения? Какие мысли и чувства оно у вас вызывает? Каким представляется вам автор этого стихотворения?
Примечание:
* постарайся
составить свой анализ как связный текст;
* обязательно выскажи свое отношение к стихотворению и его автору;
* содержание стихотворения обязательно свяжи с эпохой, в которую живет
автор, и с событиями из его жизни
Сюжет тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»
Основной темой своего стихотворения автор выбирает грозу, которая часто бывает весной. Для лирика она ассоциируется с неким движением вперед, преображением жизни, ее изменениями, рождением нового и долгожданного, новых и неожиданных мыслей и взглядов. Теперь не остаётся места застою и упадку.
Поэт-философ не уходит только в мир природы, так как этот необычный и прекрасный мир всегда взаимосвязан с человеком, они не могут существовать друг без друга. Тютчев находит в этих двух мирах – человеческом и природы – много общих положений. Весна у поэта – это полет чувств, эмоций, да и всего общего настроения человека. Эти чувства трепетные и невероятно прекрасные, ведь для автора весна – это юность и сила, это молодость и необходимое обновление. Об этом открыто и заявляет поэт, который показывает, как мило поют птицы, как чудесно гремит гром, как великолепно шумит ливень. Так же точно взрослеет человек, который, подрастая, вступает во взрослую жизнь и открыто и смело заявляет о себе.
Именно поэтому тютчевские образы такие яркие и насыщенные:
? Вода. ? Небо. ? Солнце.
Они необходимы поэту затем, чтобы более полно показать идею единения человека с окружающим миром. Все природные явления показываются Фёдором Ивановичем так, словно они люди. Им лирик приписывает черты, которые обычно присущи только людям. Так проявляется у талантливого и самобытного лирика единство человека, который является божественным началом, с миром природы. Так, автор в своих произведениях гром сравнивает с малышком, который резво играет и шумит. Облако тоже веселится и смеется, особенно когда проливает воду и от этого идет дождь.
Интересно тютчевское стихотворение и тем, что оно представляет собой некий монолог главного героя, композиция которого состоит из четырех строф. Начинается повествование с того, что легко и непринужденно описывается весенняя гроза, а уж потом дается подробное описание всех главных событий. Автор в конце своего монолога обращается и к мифологии Древней Греции, что позволяет ему объединить природу и человека, показывая, что в природе и в жизни человека есть свой жизненный цикл.
Основная мысль произведения
Основной мыслью данного произведения является желание поэта показать взаимосвязь человека с природой. Пробуждение природы от зимней спячки, её расцвет и обновление очень напоминают человеческую юность. Ведь именно весной мы можем видеть, как проклевывается первая травка, лопаются на ветках почки, а солнышко с каждым днем светит все ярче. Даже проливной дождь не способен испортить настроение и желание жить.
Когда человек молод, он точно так же начинает свой путь, растет и радуется солнечным лучам. На этом примере автор и показывает эту связь человека с природой. Автор рассказывает о вечности. На примере древнегреческой мифологии он напоминает, что природа вечна, а её жизнь циклична.
Чувственный мир тютчевского стихотворения
В этом произведении содержится огромный чувственный и эмоциональный мир. Гром у автора словно юноша, который, расправив плечи, спешит к свободе. Еще совсем недавно он был зависим от родителей, а теперь новая жизнь и новые чувства увлекают его в совсем другой мир. С горы быстро сбегает водяной поток, и его поэт-философ сравнивает с молодыми людьми, которые уже понимают, что их ждет в жизни, их цель высока, и они стремятся к ней. Теперь упорно они всегда будут идти к ней.
Но когда-то и молодость пройдет, и придёт время воспоминаний, обдумывания, переосмысления. Автор уже находится в том возрасте, когда сожалеет о некоторых поступках своей молодости, но для него эта пора, свободная и яркая, насыщенная в своем эмоциональном плане, всегда остается самой лучшей. Тютчевское стихотворение – это небольшое по объему произведение, которое имеет глубокий смысл и эмоциональную насыщенность.
Немного о поэте
Известно, что родился поэт-философ в ноябре 1803 года в Овстуге, где прошли его детские годы. Но вся молодость популярного поэта прошла в столице. Сначала он получал только домашнее воспитание, а после успешно сдал экзамены в столичный институт, где хорошо учился, а потом окончил его со степенью кандидата словесных наук. Тогда же в молодые годы Фёдор Тютчев стал увлекаться и литературой, стал делать свои первые опыты в писательской деятельности.
Интерес к поэзии и литературной жизни увлек дипломата на всю жизнь. Несмотря на то что Тютчев жил далеко за пределами родины долгих 22 года, он писал стихи только на русском языке. Фёдор Иванович долгое время занимал одну из чиновничьих должностей в дипломатической миссии, которая в то время находилась в Мюнхене. Но это не мешало лирику описывать российскую природу в своих поэтических произведениях. И когда читатель вникает в каждое такое тютчевское стихотворение, то понимает, что это писал человек, который всей своей душой и сердцем всегда находится только со своей родиной, несмотря на километры.
За всю свою жизнь поэт написал около четырёхсот стихотворных произведений. Он был не только дипломатом и поэтом. Фёдор Иванович абсолютно бесплатно делал переводы произведений поэтов и писателей из Германии. Любое его произведение, будь то его авторское или переводное, каждый раз поражало гармоничностью и цельностью. Каждый раз своими произведениями автор утверждал, что человек должен всегда помнить о том, что он тоже часть природы.
Красота и глубокий смысл стиха
Можно написать огромное произведение красивым слогом, но оно не зацепит читателя, не оставит в его душе неизгладимый след. Можно сочинить короткое стихотворение, вложив в него глубокий философский смысл, но оно окажется слишком трудным для понимания. Федор Тютчев сумел найти золотую середину – его стих небольшой, красивый, эмоциональный, со смыслом. Такую работу приятно читать, она надолго остается в памяти и заставляет хоть немножко задуматься о своей жизни, переосмыслить некоторые ценности. А это значит, что поэт достиг своей цели.
Темы, проблемы
В анализируемом стихотворении «Весенняя гроза», поэт не поднимает остро важные вопросы и проблемы. Он просто хочет показать всю красоту, силу и прелесть весенней грозы. Что же касается тем произведения, то автор раскрывает тему молодости. Он показывает молодость и быстротечность на примере грозы весной. Когда природа только проснулась от зимнего сна и начинает оживать. Поэт настолько «живо» передал все весенние краски и запахи, что невольно начинаешь их ощущать, читая данное произведение.
Так же, в заключительной части произведения, поэт добавляет некий сюжет, который касается «ветреной Гебы», чем добавляет ещё одну тему в свое произведение. Затронув данную тему, поэт подчеркивает вечность природных явлений, а так же их цикличность. Он показывает то, что природа очаровывает независимо от времени, эпохи и культуры.
Все стихотворение имеет веселое, игривое и приподнятое настроение.
🗹