Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 59.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 59.

Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.
История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.

Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция – трёхчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвёртая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использована перекрёстная рифмовка, женская и мужская рифмы чередуются.

Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.

Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.

Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Аллитерации – обилие звука Р: “орла”, “громокипящий”, “пролила”

Смысл названия

На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.

После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.

Тема

Описывая грозу, поэт именно её делает основной темой своего произведения. При этом он показывает её не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом, главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стихотворения. Резвящийся гром, подобно детям, забавляется, играет.

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские мысли, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.

Жанр

Стиль стихотворения является характерным для пейзажной лирики. Произведение относится к раннему периоду творчества автора, но в нем уже четко прослеживаются фрагменты философской лирики. Тютчев обращается к природе, пытаясь понять законы человеческого бытия.

Стихотворение написано привычным для автора размером – четырехстопным ямбом. Чередование двух видов рифм наделило текст мелодичным звучанием.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

Композиция

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт использует не только зрительные образы, но и звуковые: вся природа весело повторяет за громом различные звуки: лесные и горные.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвёртом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю дождь, молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь всё так же. Таким образом, образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Темы и настроение

Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.

Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».

Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.

Средства выразительности

Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств довольно много и все они работают на раскрытие основной мысли. Это:

  • Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
  • Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
  • Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Чтобы картина грозы была ещё более реалистичной, поэт прибегает к такому приёму, как аллитерация, играя с буквами г и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение в целом.

История создания

Стихотворение «Весенняя гроза» было написано Федором Ивановичем в 1828 году. В это период жизни он находился в Германии, где проходил дипломатическую службу. Но в печать оно попало лишь спустя год. Именно в Германии он застал пик своего творчества, поскольку постоянно находился в окружении поэтов, имеющих огромную популярность.

Находясь в Германии, поэт в первый раз связывает себя узами брака с Элеонорой Петерсон. Это был счастливый брак, который полностью устраивал поэта. Во время написания стихотворения поэт был полностью счастлив – имел любимую супругу, а тягости службы не отягощали его. Все свое свободное время автор проводил в светском обществе.

Анализируемое стихотворение было написано поэтом в двадцатипятилетнем возрасте, но оно подверглось изменениям уже в то время, когда автор переступил рубеж пятидесяти лет. Мы будем рассматривать вариант текста, который уже подвергся правкам со стороны поэта.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» на уроке литературы в 5-6 классах

Анализ лирического произведения в единстве формы и содержания

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» (5 – 6 класс)

(

1) Стихотворение «Весенняя гроза» написано известным поэтом 19 века Федором Ивановичем Тютчевым (в 1828 г. – нач.1830 г.г.)

(

2) Каждый человек в жизни хотя бы однажды был свидетелем такого грозного явления природы, как гроза, и не остался равнодушным к увиденному. Вероятно, и поэт Ф.И.Тютчев тоже не раз наблюдал эту грозную стихию. Так, под впечатлением увиденной весной картины грозы возникло стихотворение «Весенняя гроза».

(3) Тема

стихотворения звучит уже в названии –
весенняягроза
, поэтому стихотворение представляет собой
описаниеприроды
во время
весеннейгрозы
. Это примета пейзажной лирики.

(4-5) Стихотворение состоит из 4-х строф. Автор охватывает своим взором все мироздание: и небо, и землю:

…весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом..

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам…

Картины живо сменяют друг друга, как будто всемогущий волшебник взмахнул палочкой, и все неживое ожило.

(6) Это движение

в
природе
передается
художественнымисредствами
:
глаголыдвижения
обозначают действия, как бы «оживляют все»: «гром резвится и играет», «гремят раскаты молодые», « дождик брызнул», «солнце нити золотит», «все вторит весело громам».
Прием олицетворения
наделяет неживое свойствами живого (поток проворный, гром резвится и играет и др. см. выше).

Глаголы несовершенного вида настоящего времени (их 7: грохочет, гремят, летит, вторит) сочетаются с глаголами совершенного вида прошедшего времени (их 3: повисли, брызнул, пролила). Что этим достигается? Картина грозы как будто увидена только что, это происходит сейчас и с нами. И так будет всегда.

Чтобы образы были зримыми, прилагательные выделяют их признаки. Эпитетов

всего 3: небо голубое, раскаты молодые, ветреная Геба (Геба – богиня вечной юности, миф. образ). Цветовой эпитет только один. Остальные прилагательные (их 5) обозначают другие признаки: место (гам лесной, шум нагорный), время (весенний, первый гром), принадлежность (птичий гам).

В тексте есть и метафора

: перлы дождевые (скрытое сравнение капелек дождя с перламутровыми бусинками), нити (струи дождя), громокипящий кубок (ливень дождя).

Дождевые потоки сравниваются

с вином, которое пролила с Олимпа богиня Геба («громокипящий кубок с неба … из рук богиня пролила»).

Ритм стихотворения спокойный, он создается за счет двусложного размера – ямба:

_ _

/ _ _ / _ _ / _ _ / _

_ _ / _ _ / _ _ / _ _ /

(7) Лирический герой

стихотворения (автор)
любуется
грозою. Эта мысль звучит уже в первой строчке первой строфы:

Люблю грозу в начале мая…

Свое восхищение

он передает спокойно (ведь в тексте нет восклицательных предложений), он не кричит об этом с радостью, потому что сам автор был человеком скромным. (О его скромности писал другой поэт А.Фет). Ему
нравится
все: и гром, и дождь, и потоки дождя, и гам птиц, и шум воды. Почему нравится? Весенняя гроза не разрушает ничего, она, наоборот, пробуждает природу.

Наверное, автору хотелось показать красоту природы, особенно весной, в момент пробуждения к жизни после зимнего сна. Эта красота как будто пробудила и душу человека, заставила ее жить чувствами восхищения. А идея

стихотворения в том, что все в мире изменяется, и все повторяется. Это закон природы.

(10) Я думаю

, что такие
стихи
о природе
оживляют
наши воспоминания о весне, заставляют и нас полюбоваться красотой природы и даже рождают в душе стихи. А еще они рождают мысль о том, что все в жизни
быстротечно
, поэтому нужно
ценить
данную нам возможность жить и быть свидетелями всего сущего.

План анализа

лирического произведения (стихотворения) в единстве формы и содержания

5 – 8 классы

1. Автор и название стихотворения.

  1. История создания, идейный замысел. (Под влиянием какого события или настроения написано? Какие сведения сообщает комментарий в конце книги?)
  2. Тема стихотворения. К какому жанру оно относится?
  3. Основные мотивы и образы.
  4. Композиция (построение) стихотворения. (Сколько частей можно выделить и какие? О чем сообщает каждая часть?)
  5. Какие художественные средства использует автор, и для чего они служат?

(Как тропы и особые обороты речи помогают автору выразить свои мысли, чувства

и настроение?)

7. Какова главная мысль (идея) стихотворения?

  1. Не знаете ли вы оценок этого стихотворения, сделанных другими?
  2. Не известны ли вам стихотворения, заключающие подобные или резко противоположные мысли и чувства?
  3. Каково ваше впечатление от этого стихотворения? Какие мысли и чувства оно у вас вызывает? Каким представляется вам автор этого стихотворения?

Примечание:

* постарайся
составить свой анализ как связный текст;
* обязательно выскажи свое отношение к стихотворению и его автору;

* содержание стихотворения обязательно свяжи с эпохой, в которую живет

автор, и с событиями из его жизни

Сюжет тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»

сюжет стиха

Основной темой своего стихотворения автор выбирает грозу, которая часто бывает весной. Для лирика она ассоциируется с неким движением вперед, преображением жизни, ее изменениями, рождением нового и долгожданного, новых и неожиданных мыслей и взглядов. Теперь не остаётся места застою и упадку.

Поэт-философ не уходит только в мир природы, так как этот необычный и прекрасный мир всегда взаимосвязан с человеком, они не могут существовать друг без друга. Тютчев находит в этих двух мирах – человеческом и природы – много общих положений. Весна у поэта – это полет чувств, эмоций, да и всего общего настроения человека. Эти чувства трепетные и невероятно прекрасные, ведь для автора весна – это юность и сила, это молодость и необходимое обновление. Об этом открыто и заявляет поэт, который показывает, как мило поют птицы, как чудесно гремит гром, как великолепно шумит ливень. Так же точно взрослеет человек, который, подрастая, вступает во взрослую жизнь и открыто и смело заявляет о себе.

Именно поэтому тютчевские образы такие яркие и насыщенные:

? Вода. ? Небо. ? Солнце.

Они необходимы поэту затем, чтобы более полно показать идею единения человека с окружающим миром. Все природные явления показываются Фёдором Ивановичем так, словно они люди. Им лирик приписывает черты, которые обычно присущи только людям. Так проявляется у талантливого и самобытного лирика единство человека, который является божественным началом, с миром природы. Так, автор в своих произведениях гром сравнивает с малышком, который резво играет и шумит. Облако тоже веселится и смеется, особенно когда проливает воду и от этого идет дождь.

Интересно тютчевское стихотворение и тем, что оно представляет собой некий монолог главного героя, композиция которого состоит из четырех строф. Начинается повествование с того, что легко и непринужденно описывается весенняя гроза, а уж потом дается подробное описание всех главных событий. Автор в конце своего монолога обращается и к мифологии Древней Греции, что позволяет ему объединить природу и человека, показывая, что в природе и в жизни человека есть свой жизненный цикл.

Основная мысль произведения

Основной мыслью данного произведения является желание поэта показать взаимосвязь человека с природой. Пробуждение природы от зимней спячки, её расцвет и обновление очень напоминают человеческую юность. Ведь именно весной мы можем видеть, как проклевывается первая травка, лопаются на ветках почки, а солнышко с каждым днем светит все ярче. Даже проливной дождь не способен испортить настроение и желание жить.

Когда человек молод, он точно так же начинает свой путь, растет и радуется солнечным лучам. На этом примере автор и показывает эту связь человека с природой. Автор рассказывает о вечности. На примере древнегреческой мифологии он напоминает, что природа вечна, а её жизнь циклична.

Чувственный мир тютчевского стихотворения

тютчевский мир чувств

В этом произведении содержится огромный чувственный и эмоциональный мир. Гром у автора словно юноша, который, расправив плечи, спешит к свободе. Еще совсем недавно он был зависим от родителей, а теперь новая жизнь и новые чувства увлекают его в совсем другой мир. С горы быстро сбегает водяной поток, и его поэт-философ сравнивает с молодыми людьми, которые уже понимают, что их ждет в жизни, их цель высока, и они стремятся к ней. Теперь упорно они всегда будут идти к ней.

Но когда-то и молодость пройдет, и придёт время воспоминаний, обдумывания, переосмысления. Автор уже находится в том возрасте, когда сожалеет о некоторых поступках своей молодости, но для него эта пора, свободная и яркая, насыщенная в своем эмоциональном плане, всегда остается самой лучшей. Тютчевское стихотворение – это небольшое по объему произведение, которое имеет глубокий смысл и эмоциональную насыщенность.

Немного о поэте

биография тютчева

За всю свою жизнь поэт написал около четырёхсот стихотворных произведений. Он был не только дипломатом и поэтом. Фёдор Иванович абсолютно бесплатно делал переводы произведений поэтов и писателей из Германии. Любое его произведение, будь то его авторское или переводное, каждый раз поражало гармоничностью и цельностью. Каждый раз своими произведениями автор утверждал, что человек должен всегда помнить о том, что он тоже часть природы.

Красота и глубокий смысл стиха

стихотворение весенняя гроза

Темы, проблемы

В анализируемом стихотворении «Весенняя гроза», поэт не поднимает остро важные вопросы и проблемы. Он просто хочет показать всю красоту, силу и прелесть весенней грозы. Что же касается тем произведения, то автор раскрывает тему молодости. Он показывает молодость и быстротечность на примере грозы весной. Когда природа только проснулась от зимнего сна и начинает оживать. Поэт настолько «живо» передал все весенние краски и запахи, что невольно начинаешь их ощущать, читая данное произведение.

Так же, в заключительной части произведения, поэт добавляет некий сюжет, который касается «ветреной Гебы», чем добавляет ещё одну тему в свое произведение. Затронув данную тему, поэт подчеркивает вечность природных явлений, а так же их цикличность. Он показывает то, что природа очаровывает независимо от времени, эпохи и культуры.

Все стихотворение имеет веселое, игривое и приподнятое настроение.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: