История создания, анализ стихотворения Александра Пушкина «Узник»

Одно из самых запоминающихся и известных произведений Александра Сергеевича было написано им, когда он пребывал в южной ссылке. История создания, анализ стихотворения Пушкина «Узник» позволит читателю понять, насколько важно для писателя находиться в вольном творчестве, чувствовать свободу мысли. Автор сравнивает себя с диким орлом, которого заперли в клетке из-за человеческой прихоти. Свои пожелания об освобождении поэт изложил на бумаге.

Лирический герой

Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

Смысл и тематика

Многие критики сходятся во мнении, что стихотворение несет в себе мощнейший романтический заряд, присущий юному возрасту писателя. Дата написания приходится на 1822 год, тогда Александру Сергеевичу было всего 22 года.

Главная тема стихотворного произведения — стремление к свободе, самовыражению. В каждой строчке просматривается сходство с судьбой автора. Он мучился во время ссылки, накладывающей ограничения на физическую свободу. За писателем постоянно следили, дабы максимально пресечь его творческую и духовную свободу в период плодотворного жизненного периода.

Александром Сергеевичем задеваются следующие темы:

  • Невозможность безукоризненно выполнять постановления начальства, довольствоваться простым положением чиновника.
  • Тоска по товарищам, родственникам поэта, оставшимся в родных краях.
  • Желание сбежать за границу (чего, к счастью для русской литературы, так и не произошло).
  • Ассоциация вольных птиц с поэтами и писателями, вдохновляющимися на творческую деятельность только при нахождении в состоянии полной свободы.
  • Ничтожность результатов и писательских трудов при соблюдении требований цензора.

Возможность отправиться в края, где синеют моря, гуляет ветер, Пушкин ассоциирует с необъятным миром творчества, фантазии, в который он так желает отправиться. Узник устал от рамок, ограничений и готов сорваться. Некоторые эксперты считают, что автором также затронуты более глубокие проблемы общественности того времени. Например, деспотичность политического режима, содержание в тюремных камерах и темницах совершенно невиновных людей.

Композиция

Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка. Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация. Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку. Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

Жанр

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя. Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.

Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).

Способ рифмовки – парный ААВВ.

Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Идея

Идея стихотворения «Узник» напрямую связана с его темой. Лирический герой жаждет свободы. Сильнее всего этот настрой воплощается в словах: «Давай улетим!». Это восклицание является кульминацией произведения. Оно подчеркивает наивысшую степень необходимости свободы для лирического героя и определяет основную мысль стихотворения, которая довольно проста и логична: нет ничего лучше и дороже вольной жизни.

Независимость позволила бы вырваться из-под гнета творческой, интеллектуальной и деятельной силе народа, без которой страна чахнет. Но поэт хочет приблизить тот день, когда оковы спадут, и свободные люди наладят быт и нрав освобожденной России.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»

Гимном свободе признано известное стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Написанное в молодости произведение навеяно тоскливым настроением во время ссылки в Кишинев, где автор с его буйным нравом часто попадал под домашний арест.

Также одним из разнообразий скучных будней для молодого Пушкина стало посещение тюрьмы и общение с арестантами, наблюдение за их переживаниями. Во дворе кишиневской темницы поэт увидел и двух прикованных орлов, что дало толчок к написанию стихотворения, где красной нитью проходит этот свободолюбивый образ.

Основная тема стиха — свобода человеческой мысли, которую не могут сковать никакие узы и преграды. Примечательно, что само слово «свобода» автор не употребляет. Но настолько насыщает строки ассоциациями, что тема ясна и понятна любому читателю.

Композиция

«Узник» состоит из трех строф. Постепенно автор из мрачной тоскливой угнетенности первой строфы переводит читателя через надежду на освобождение к радости свободы в конце стихотворения.

Первая строфа построена на противопоставлении запертого в сырой темнице узника и молодого орла за решеткой на воле. Лирический герой видит в птице воплощение себя, своих свободолюбивых мыслей. Некоторые критики из-за образа, клюющего «кровавую пищу» орла видели в этом произведении Пушкина посвящение декабристам, с которыми был знаком и общался молодой поэт.

Вторая строфа сводит вместе героя и вольную птицу, которая заглядывает в окно и призывает с собой улететь. И третья строфа описывает радость вольной жизни, поэтому наполнена светлым настроением, жизнеутверждающим.

Описание двух параллельных образов и настроений говорит о романтическом характере лирики.

Размер

Написано стихотворение амфибрахием, рифмы — парные. В итоге при прочтении создается впечатление ровного размеренного ритма, похожего на метроном. Это придает лирике торжественный, мрачный тон, который, однако, совсем не снижает высокого настроения надежды последних строк.

Образы и тропы

Стихотворение насыщенно романтическими образами. Этому стилю присущ уход в параллельную реальность от действительности. И в стихотворении «Узник» ясно видна параллель и сравнение между лирическим героем и молодым орлом.

Южный Кишинев у поэта ассоциировался с тюрьмой и «решеткой» из-за невозможности выехать в привычные Петербург и Москву. Бессильная злоба бунтаря Пушкина видна в первой строфе стихотворения и выражается эпитетами: темница сырая, пища кровавая

Эпитетом «орел молодой» автор подчеркивает безрадостную участь узников, ведь вольная птица лишена полета и свободы. Фактически, совершается насилие над природой. Использование метафоры «мой грустный товарищ» еще более усиливает печальное настроение первой строфы.

Через олицетворения автор продолжает описывать угрюмую участь узника: взглядом зовет, ветер гуляет, хочет вымолвить.

Третья строфа начинается с утвердительного восклицания: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!», и динамика усиливается. Дух свободы чувствуется в каждой строке. Автор нагнетает радостное ликование при помощи анафоры. Образ свободы не указывается прямо, а передается через ассоциации со словами: гора, морские края, ветер. За эту вольнолюбивую тематику стихотворение принято еще называть «гимном поэзии».

«Узник» — одна из первых попыток поэта осмыслить свое предназначение и осознать свое творческое призвание. Именно в Кишиневе А.С. Пушкин определил для себя главную составляющую плодотворного творчества — свобода от условностей и ограничений. Только в безграничном полете фантазии и творчества поэт может искренне служить музе.

LiveInternetLiveInternet

Александр Сергеевич Пушкин

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание в пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

Текст: pishi-stihi.ru

Символика

Все символы в произведении «Узник», так или иначе, раскрывают конфликт свободы и несвободы. Орёл, который обычно олицетворяет вольную жизнь, в тексте Пушкина предстаёт заложником людей. Он не может улететь, ведь его вскормили в неволе. Образ этого существа приобретает необычную трактовку. Молодая птица в стихотворении — символ моральной несвободы, придуманных рамок и границ, которых на самом деле не существует.

Описанный в третьем катрене пейзаж, наоборот, олицетворяет первозданную и вольную стихию. Лирического героя привлекают именно горы, море и ветер, потому что они всеобъемлющие, бескрайние. В идеальном мире нет никого, кроме одного человека, предоставленного самому себе.

Средства художественной выразительности

Структура стихотворения призывает обратить внимание на организацию каждой строфы. Первой свойственна описательность, активно употребляются соответствующие тропы. Во второй строфе настроение изменяется, в тексте появляется довольно большое количество глаголов, создается динамичность. А в третьем катрене используется анафора, которая акцентирует внимание на идеале вольной жизни.

Всегда также при создании картины важную роль играют описательные конструкции. На удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе.

Автор: Полина Филиппович
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: