История создания и анализ стихотворения Лермонтова «Утес»


Изложенный кратко и понятно литературный анализ стихотворения «Утес» М. Лермонтова поможет разобраться в композиции и образах произведения, создать рисунок по его мотивам.

«Утес» – настоящая жемчужина поэзии периода романтизма.

Несмотря на лаконичность повествования, горячо любимое ценителями русской классики стихотворение о любви могучего утеса к беззаботной тучке – удивительно образное и емкое.

Автор написал его на закате жизни, тонко раскрыв тему одиночества и скоротечности чувств.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.
История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.

Тема стихотворения – одиночество человека в мире.

Композиция – стихотворение состоит из двух строф по четыре строки .

Жанр – лирическое стихотворение. Тема – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с пиррихием (пропусками ударения). Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утёс”, “весело играя”, “тихонько плачет”.

Олицетворения – “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утёс задумался и плачет”.

Метафоры – “утёс-великан”, “грудь утёса”, (о тучке) “по лазури весело играя”, “морщина утёса”.

История создания

Стихотворение «Утёс» было написано в начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели М. Ю. Лермонтова. Двумя годами позже оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».
Мнения исследователей о том, было ли данное произведение предчувствием ухода, разделяется. Одни считают, что тема одиночества всегда волновала Лермонтова и не была чем-то новым в его творчестве, другие связывают образ утёса с окончательным осознанием того, что человеческая жизнь коротка и хрупка.

Тема

Тема одиночества – основная в творчестве Лермонтова. Ей посвящено и стихотворение “Утёс”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”; в романтической поэзии “пустыня” символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утёс) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Стихотворение «Утес» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Тема

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Жанр

Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.

Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.

Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.

Вариант 2

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике: в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения. Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление слова «пустыня», традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес), частицы «но» на стыке строф.

Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя», то утес «одиноко стоит», «задумался глубоко», «тихонько плачет». Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка», уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет различные трактовки. Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало — человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне». Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем, двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку.

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес), перифраз («влажный след» — слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

Это интересно: «Песнь о купце Калашникове» читать краткое содержание поэмы М. Ю. Лермонтова.

Вариант 3

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Утес» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841году. Напечатано оно было через два года после гибели по­эта. В.Г. Белинский считал его одним из лучших стихотворений Лермонтова.

Жанр «Утеса» — лирическая миниатюра, стиль — романти­ческий. Пейзаж здесь философски осмысливается поэтом, рождает в душе его мысли об одиночестве, кратковременности счастья.

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. М.Ю. Лер­монтов использует прием олицетворения, изображая отноше­ния тучки и утеса. Утес-великан — символ бесконечного одино­чества. Поэтому так дорого ему редкое посещение тучки:

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

Однако тучка юна и беспечна, она не задумывается о его чув­ствах. И покинутый ею утес «тихонько плачет… в пустыне». «Оди­ночество… так велико и тягостно, что камень может заплакать… Этот ведущий мотив «прочитывается одновременно в двух пла­нах: как неразделенность любви и как непрочность человечес­ких связей вообще. В «Утесе» кратковременность чувства не нуж­дается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена не­сходством самих жизненных судеб, неизбежной разнороднос­тью духовного опыта», — замечает С.И. Кормилов.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ча­сти (построфно). Первая часть — описание самого события, вто­рая часть — размышление о последствиях события, описание чувств утеса, вновь оставшегося в одиночестве.

Стихотворение написано пятистопным хореем. Поэт исполь­зует скромные тропы: эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте лири­ческих размышлений поэта-романтика о недолговечности и не­прочности счастья, об одиночестве — таких стихотворений, как «На севере диком стоит одиноко», «Листок», «И скучно и груст­но…», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…».

Композиция

Это стихотворение состоит из двух строф по четыре строки. Можно сказать, что герои строф противопоставлены друг другу (веселая, легкомысленная тучка – одинокий неподвижный утёс). Лирический герой размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось наблюдать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утёса, чтобы отдохнуть там, а утром снова пуститься в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она умчалась рано, весело играя. Вторая строфа метафорически выражает главную мысль: старый утёс понял, что значит не быть одиноким, но потом лишился этой радости. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утёса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Вариант 2

Есть стихотворения, которые считаются для поэтов своеобразной лебединой песней. К примеру, для Есенина таким является До свиданья друг мой.., а если говорить о творчестве Лермонтова, то чем-то похожим вполне возможно назвать Ночевала тучка золотая. Стихотворение написано за несколько недель до гибели, которую, как свидетельствуют некоторые современники, сам поэт искал довольно активно.

Содержание, используемые эпитеты наполнены удивительной легкостью и чувственностью. К слову, используется прием, при помощи которого природные феномены наделяются человеческими свойствами. Прием этот довольно часто использовал отмеченный ранее Есенин.

Сюжет стихотворения рассказывает о расставании тучки и великана-утеса, который после этого тяжело тоскует. Созданные образы обуславливают множество смысловых оттенков, которые варьируются от вполне понятного сравнения тучки с маленькой и беззащитной девушкой, оказавшейся под защитой громадного и сильного мужчины, до разнообразных вариаций на тему мимолетного ощущения счастья или прозрения, которые нередко оставляют только след в нашей душе, но сами исчезают и мы тоскуем по этим приятным мгновениям, которые канули в Лету.

Если посмотреть на стихотворение поверхностно, оно также вполне может напоминать нечто наподобие детской считалочки. Хотя такие считалочки нередко обладают каким-то глубоким трудноуловимым смыслом или даже неким мистическим флером. К примеру, вспоминается известная английская Twinkle, Twinkle, Little Star, созданная в начале 19 века, которая представляет собой ряд риторических вопросов к звездочке.

Такая легкость и простота описания в действительности способна скрывать существенный подтекст. Лермонтов создает таковой в основном на рассмотрении темы близости-разлуки.

Помимо этого следует отметить довольно интересную палитру контрастов, которая создает целую градацию образов от тяжелого и печального, до радостного, легкого, игривого. Тучка сама по себе является золотой, в отличие от типичного для тучки свинцового цвета, тучка играет на лазури и полна веселья. Утес в свою очередь – великан, стар и погружен в раздумья.

Одиночество тоже является контрастным эпитетом, который свойственен именно утесу, ведь тучка тоже является одинокой, но этим не тяготится, так как обладает подвижностью. Утес прикован к своему одиночеству и поэтому прикосновение золотой и свободной игривой тучки делает его на краткие мгновения счастливым, но этим мгновениям не суждено длиться вечно и радость ускользает как тучка, плывущая по небу.

Учитывая отмеченную в начале ситуацию написания стихотворения, мы также вполне можем трактовать сюжет как зашифрованное описание расставания с телом. Душа как золотая тучка оставляет тело, по сути, прикованное к бренному миру.

Жанр

“Утёс” – лирическое стихотворение. Относится к пейзажно-философской лирике: в нем автор рисует картину природы, которая на самом деле выражает состояние человеческой души. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, их духовный мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Стихотворный размер – пятистопный хорей. Опоясывающая (кольцевая) рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это небольшое по объему произведение, автор насыщает его тропами.

  • Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утёс”, “весело играя”, “тихонько плачет”.
  • Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утёс задумался и плачет”.
  • Метафоры –”утёс-великан”, “грудь утёса”, “по лазури весело играя”, “морщина утёса”.

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию (“з”, “ч”, “с” – о тучке, “вл”, “пл”, “т” – об утёсе) и ассонанс (“у”, “о”, “а”) для того, чтобы сделать стихотворение “Утёс” более плавным по звучанию. Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, к чему он сам всегда стремился, но так и не достиг.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: