Природа в лирике Тютчева в творчестве, поэзии сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тютчев
  • Природа в творчестве Тютчева

Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.

Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.

Произведение «Осенний вечер» заставляет читателя задуматься о тихом увядании природы, не теряющей при этом своей чудесной красоты. Тютчев в спокойных тонах описывает осеннее небо, летящий с дерева лист, сорвавшийся под порывом резкого ветра, и в тоже время наслаждается последним теплым вечером. Картина осени насыщена живым, трепетным дыханием, поэтому и легкий шелест деревьев, и светлость вечера полны необъяснимой прелестью и грустью осиротевшей планеты.

Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.

Стихотворение «Весенняя гроза», наоборот, передает предчувствие новой зарождающейся жизни, повествует о пробуждении природы, ведь первая майская гроза – это безумная и мощная стихия, способная на неистовства.

Глубокомысленными размышлениями наполнены и стихи «Море и утес», в которых поэт описывает разрушающую и неистовую силу природных явлений, ее агрессивную темную сторону, но в то же время завораживающую своим могуществом, своенравием и буйством.

Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.

Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.

Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество, является взаимодействие человека и природы, его места в огромном мире. Поэзия Тютчева пропитана его мироощущением, мировоззренческой концепцией. Человек, по его мнению, всегда несёт в себе хаос, так как не в состоянии справиться со своими страстями. Природа же представляется как часть единого, непостижимого мира.

В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону. Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи. Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.

В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.

Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям. Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой. Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.

Особенное место среди системы образов природы занимает ночь. В разные времена года, в любой обстановке она символизирует некое таинство. Минула дневная суета и солнечный свет: человек остаётся наедине с собой и огромным, недоступным его сознанию, миром. Обстановка этого уединения и отрешения от земных забот приводит к тому, что человек как бы «очищается» от всего мирского и может ступить за порог обыденности. Ночь приносит человеку чувство причастности к тем самым непостижимым законам и силам, движущим все процессы в мире. В это время суток человек становится частью единого целого, которое включает в себя и природу.

В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек. Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира. Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.

Природа у лирика Тютчева как часть целого

природа у Тютчева

Всю тютчевскую поэзию пронизывает особое космическое направление, которое постепенно превращает ее в философию, которая уже потом характеризуется общностью и вечностью. Поэт-философ пытался отразить в своих произведениях вечные темы небытия. Но лирик описывает все, что видит, не детально, а в их общих проявлениях, как единую стихию природы. Поэтому так интересна тютчевская пейзажная лирики, которая также является частью целого, общего.

В стихотворных тютчевских творениях можно увидеть много разных обликов, созданных поэтом – философом. Он описывает радугу, стаи журавлей и тот шум, который они создают, огромнейшее море, которое в себя заключает многое, река, которая имеет золотистый и алый оттенок, лес, который уже полураздет, день и вечер осени или весны. Интересно тютчевское описание грозы, оно необычное и безумное, но это безумство опрометчивое. Но все описуемое лириком все равно в его произведениях является частью космоса, частью всеобъемлющего. И опять у Ф.Тютчева действует цепь, которую он выстраивает во всех своих стихотворных творениях: вселенная и природа и человек. Об этом и его стихотворение с необычным названием «Смотри, как на речном просторе…». Читателю дается возможность наблюдать за тем, как по реке движутся льдины.

Но сам же лирик говорит о том, что все они всегда плывут к одному месту и когда-нибудь они, безразличные и бездушные, сольются с бездной, которая, по мнению поэта-философа, всегда роковая. Через картины природы лирик пытается добраться до самой сути человека. Он спрашивает читателя, что может быть в этом и есть назначение и судьба человека. Очень простое тютчевское произведении «В деревни» тоже посвящено этой теме. В нем поэт-философ легко описывает обычный эпизод, который встречается в реальной жизни часто. Пес решает немного погоняться за утками и гусями. Но лирик видит это событие неслучайным, он говорит о том, что эта небольшая шалость собаки смутила величавый покой и это тоже роковой натиск природы, который проявил пес в стаде, где поселилась лень. И выясняется, что поступок собаки совсем не бестолковый, а он совершает самый высший долг, пытаясь развить в птичьей стае хоть какой-то толк.

Вариант 3

Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.

Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.

Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.

С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.

10 класс

Тютчевская космическая тема и тема хаоса

тема космоса и хаоса

У Ф.Тютчева в лирике поэтический и человеческий миры тесно и неразделимо или неразрывно связаны между собой, также связана и Вселенная с человеческим родом. И это можно объяснить тем, что основа всех тютчевских стихотворений — это понимание самого поэта мира как нечто общего и мировой целостности, но как раз эта самая целостность и требует борьбы, напряженной и жестокой, противоположностей. Особо значимы в тютчевской лирике такие мотивы, как:

? Мотив хаоса. ? Мотив космоса.

Он рассматривает эти мотивы, как основу любой жизни вообще, что позволяет говорить о двойственности всего мироздания. О чем же еще размышляет поэт Ф.Тютчев? Прежде всего, это день и ночь, который первым поэт называл блистательным, покровом, друга и человека, и богов. День в представлении поэта-философа поможет исцелять больные души. Но и ночь в тютчевском описании необычна: бездна, в которой открываются и проявляются все человеческие страхи. Размышляет поэт-философ и о хаосе, и о свете.

В одном из своих стихотворение он обращается к ветру и просит его, чтобы не пел больше своих страшных песен, в которых слышен хаос, ведь ночь душа желает любить и мечтать о любви. Но если все эти чувства, которые бурей проносятся по жизни человека, теперь утихли, то ветер своими песнями может теперь их опять разбудить. Например, это тютчевское стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?» очень интересно по содержанию и глубине:

О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться! О, бурь заснувших не буди – Под ними хаос шевелится!

Но как интересно описывает поэт-философ хаос: он и притягательный, и прекрасный, и родимый. Именно хаос является частью мироздания, на основе которой появится все остальное: и день, и ночь, и космос, точнее его светлая сторона. И так до бесконечности: опять придет новое лето, и снова будут листы, и розы опять зацветут.

Смысл творчества писателя

Изображение взаимосвязи окружающей среды и человека в стихах этого автора толкает на размышления о самом себе и своём месте в мире, о природе и её связи с человеческими созданиями. Своим творчеством Тютчев хочет донести до читателя следующие идеи:

  1. Быть человеком — значит, быть частью природы.
  2. Это нечто несоизмеримо большее, чем человек.
  3. Ее нужно любить.
  4. Она двойственна — нерушима и уязвима одновременно.

Мир природы в поэзии Тютчева является родственным для человека. Проанализировав его стихи, можно прийти к выводу: сопоставление природных явлений и человеческих эмоций уместно не только в поэзии, но и в реальной жизни.

Знакомство с сочинениями Фёдора Ивановича помогает читателю в осознании себя частью этого огромного мира. Любой может найти своё отражение в природе. Также автор вселяет в читателя желание наслаждаться каждым моментом жизни и ценить её, ведь она очень хрупка и быстротечна.

Раскрытие темы

Для раскрытия темы природы в лирике Тютчева используется множество эпитетов и метафор. Тютчевские пейзажи наделены человеческими качествами, у них есть своё сознание и личность. Зачастую природные явления обладают чувствами, предпринимают конкретные действия. Фёдор Иванович сопоставляет природу и личность, подчёркивает их связь.

Очеловечиванием природы Тютчев показывает её значимость. Она имеет сходство с людьми, а если говорить точнее, то они похожи на неё, будучи её творением. Также следует отметить, что Фёдор Иванович в стихотворениях подчёркивает своё всепоглощающее и безусловное уважение к окружающей среде.

Писатель стремится понять окружающий мир и постичь глубины людских душ. Для этого человеческие эмоции и сами люди в лирике Тютчева сравниваются с природными явлениями — грозой, ливнем и т. д. В стихах Тютчева душа есть не только у людей, но и у всего, что его окружает.

Тема природы в творчестве Тютчева Ф.И

Тема природы в творчестве ф. и. тютчева

Тема непрочности человеческого бытия, тема неизбежности смерти, ускользающей жизни в творчестве Тютчева неразрывно связана с темой красоты и вечности природы. Природа — источник красоты, удивления и преклонения.

Тончайшая нюансировка чувства природы, когда не столько уже природа, сколько само чувство природы становится предметом изображения, — первая особенность тютчевской лирики. Другая её особенность — космическое восприятие природы.

Не отдельный закат или восход, не дерево, не лист, не человек, воспринимающий несказанную прелесть вечной и вечно меняющейся природы, а всё это в единстве, в целостности, всё это как прекрасно устроенное целое (космос) — вот что мы находим в тютчевском лирическом ощущении природы.

Третья особенность этой темы у Тютчева — глубокая поэтическая мысль, на которую нанизываются все впечатления, все восприятия, словно на блистающую нить.

Четвёртое, что определяет своеобразие восприятия и описания природы у Тютчева,— это подспудное, скрытое ощущение какого-то внутреннего тёмного шевелящегося хаоса под нежным, радостным ликом сияющего дня или спокойного звёздного чела ночи.

Природа в творчестве Тютчева — это часто ветр, вихрь, гром, гроза, молния, а после — очищающий и освежающий ливень, радостная и светлая улыбка, безмятежность. Наконец, пятое (и все же не последнее: лирика Тютчева — одно из самых сложных явлений русской литературы): в лирике Тютчева отражено единство и смысловое тождество движений природы, её жизни — и движений и жизни человеческой души.

Читая стихотворения Тютчева «о природе», не забывайте о том, что они в равной степени выражают и «природное», и «человеческое».

Особенно привлекают поэта весна и осень — летящие, непостоянные, переменчивые времена года, когда бег времени особенно ощутим и ясно видим. Весна — особое слово в языке Тютчева. Это ключевой образ его поэзии.

С детства мы помним строки «Весенней грозы» (около 1828), «Весенних вод» (1830), «Зима недаром злится…» (1836).

Особенно ясно звучит тема борьбы старого с новым, бурного наступления нового в стихотворении «Зима недаром злится…». Стихотворения об осени проникновенны и печальны. Прочитайте, к примеру, «Есть в осени первоначальной…».

Мы уже говорили о космическом восприятии Тютчевым природы. Познакомьтесь с одним из лучших текстов поэта, в котором этот космизм, это глубокое прозрение бытия с помощью человеческого чувства, мысли и слова особенно очевидны, – «Как океан объемлет шар земной…».

Последнее из стихотворений, на которые совершенно необходимо обратить внимание, — «Не то, что мните вы, природа…» (опубликовано в 1836, отточиями обозначены строфы, изъятые цензурой) — представляет собой рассуждение о существе природы.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: