- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Тема любви в творчестве Ахматовой
Тема любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой занимает важное место. Ее многие критики назвали русской Сафо. В ее лирике гармонично сочетаются и возвышение любви и при этом трагизм. Лирический дневник – так называли первые сборники стихов этой поэтессы.
Гиперболизация любовных чувств не свойственна лирике Ахматовой. Поэтесса пишет про обыкновенное людское счастье и мирских горестях – это разлука, измена, одиночество, отчаяние. Эти горести знакомы большому количеству читателей. Каждый человек эти чувства испытывал и способен осознать. Любовь в творчестве Анны Ахматовой рисуется как роковая битва. Обычно она показывается максимально кризисно и трагически, а не идеально и счастливо. Как будто поэтесса постоянно испытывает такие чувства, которые вызваны разрывом, разлукой, утратой или слепота счастьем. Как правило, ее лирические произведения – это либо старт трагедии, либо ее кульминационный момент. Мучениями настоящей души расплачивается поэтическая героиня Ахматовой за любовные чувства. Стихи Анны Ахматовой похожи на такой жанр, как роман, новелла, драма, лирический дневник из-за замечательного сочетания лирики и эпоса.
Особенность поэтического таланта Анны заключена в способности выражать свои самые личные чувства и всего мира. Ее стихи являются напряженными, заполненными переживаниями и безошибочной меткостью остроты. В этом и сила поэтессы. Близко сплетены в ее поэзии темы любви и творчества. Духовный образ. Ее героиня имеет крылья, что свойственно творческой личности. Муза и Любовь трагически противостоят друг другу с самого 1911 года. Но автор понимает мозгом, что слава поэта никогда не заменит настоящей любви и счастья.
Любовная лирика этого автора не заканчивается только прорисовкой отношений влюбленных. Тут всегда имеется неподдельный интерес поэтессы к персональному миру личности. Ахматова раскрывает самые потайные вещи души человека. Красноречивые детали помогают ей психологически воздействовать на читателя.
Любовь земная у поэтессы ассоциируется с любовью к миру, который окружает человека. Человек любит родную землю, народ, судьбу страны. Поэзию Ахматовой пронизывает духовная связь с родной землей. Ахматова считает, что тот, кто действительно любит Родину, готов пожертвовать своими отношениями с близкими людьми, счастьем, чтобы потом жизнь героя закончилась в муках и трагизме.
Что касаемо религии, то такой любовью является материнская любовь. Эта идея прослежена в «Реквиеме». Поэтому поэзию Ахматовой можно назвать исповедью не только женщины, которая любит, но и может страдает, волнуется, испытывает самые обыкновенные человеческие радости и печали.
Основная поэзия и женская объединена в творчестве Анны Ахматовой. Таким образом, в ее любовной лирике заключено сочетание человеческих переживаний, чувств и неповторимость природы.
Популярные сегодня темы
Каникулы – прекрасное время, за летний период у меня было много прекрасных дней, но конкретно хочу описать один из них. Я такой человек, что не люблю сидеть на месте, мне всегда надо быть в движении. Я за активный образ жизни.
С рождения человек чему-то учится. Родители читают малышам сказки и показывают буквы в азбуке, формируя у детей речь. Позже ребенок отправляется в детский сад, затем переходит в школу и выбирает высшее учебное заведение
Сегодня часто поднимается вопрос о ценности истории. Одни говорят, что исторические события ушли в прошлое, и мы уже не имеем к ним отношения. Другие, наоборот, утверждают, что необходимо помнить о подвигах деятелей своей Родины
Сказка Теремок всем известная с детства. Добрая, легко запоминается.
Андреем Платоновым был создан замечательный рассказ о человеколюбии и доброте. Это рассказ «Юшка». Платонов своё отношение к человечеству в целом через описание главного героя рассказа.
Источник
Своеобразие любовной лирики А.Ахматовой
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне великой революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, наиболее значительная во всей литературе нового времени «женская» поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Удивительно то, что ее творчество, лишенное периода ученичества, уже с первых стихотворений о любви приобрело столь высокий интерес читателей и критиков, поставивших поэтессу в ряд самых выдающихся поэтов того времени. Одним из характерных первых произведений начинавшей поэтессы можно назвать «Хочешь знать, как все это было». Оно было написано в 1910 году, то есть до того, как вышла первая ахматовская книжка «Вечер» (1912), но одна из самых характерных черт поэтической манеры Ахматовой в нем уже выразилась в очевидной форме. ллллАхматова всегда предпочитала «фрагмент» последовательному, повествовательному рассказу, так как с помощью такого нового литературного приема удавалось насытить стихотворение острым и интенсивным психологизмом, отличавшим все ее произведения. К тому же в таких моментах выражалась характерная для ее творчества манера повествования: как будто перед нами оказывается то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, то оброненная записка, не предназначенная для чужих глаз. Мы, таким образом, как бы случайно заглядываем в чужую драму, словно вопреки намерениям автора, не предполагавшего нашей невольной нескромности.
В лирике, говорила Ахматова, «себя не выдашь». Свое, сугубо личное поэтесса творчески преображала в понятное многим, многими переживаемое. Такая позиция позволила тончайшему лирику стать впоследствии выразителем судеб поколения, народа, страны, эпохи. Но не будем забегать вперед. Основная особенность любовной лирики первого и последующих сборников состояла в том, что ее главной темой становятся переживания женщины. Лирика поэтессы позволяет говорить о динамике образа женщины в русской поэзии. В пушкинское время, то есть в период романтизма и расцвета любовной лирики, женщина изображалась всего лишь как объект любви лирического героя — мужчины. Внутренний мир женщины не раскрывался. У Ахматовой женщина сама становится лирическим героем, субъектом переживания. Поэтесса подробно анализирует весь диапазон переживаний женщины, мужчина здесь изображается как их объект («Любовь покоряет обманно» 1911). К тому же, Ахматова стала первой женщиной – поэтом, заговорившей о своих чувствах с небывалой силой и лиризмом. Характерно то, что к самому интимному «любовному» своему сборнику автор взяла отрывок из стихотворения одного из своих предшественников в области любовных коллизий, Баратынского:
Прости ж навек! но знай, Что двух виновных, Не одного, найдутся имена. В стихах моих, в преданиях любовных.
В этом сборнике читатели увидели то, чего они, быть может, хотели услышать от многих поэтов ХХ века. То, что любовь в стихотворениях, вошедших в сборник , у Ахматовой изображена как неотъемлемая часть человеческого бытия, основа гуманистических ценностей, вызвало огромный интерес читателей той эпохи. Ее стихотворения были не только услышаны, — их заучивали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы, ими даже объяснялись влюбленные. л Похожие мотивы звучат и в «Четках». Например, можно для сравнения назвать стихотворение «Вечером» («Звенела музыка в саду…», 1913), напечатанное в 1914 году в сборнике «Четки». Здесь «расстановка сил» немного другая, более определенная. В «Вечере» героиню любили, а она не была постоянна и уверена в своем чувстве, здесь она любит, но чувство уже надломленное, потому что не встречает ответного чувства, во всяком случае такого, которое было бы с ним соизмеримо. Стихотворение импрессионистично, целиком основано на впечатлениях героини, сталкивающимися с чисто внешними проявлениями страстно ожидавшегося торжества. Переживания героини глубоки, но скрыты, внешне не выражены. Сравнение с кошками, птицами, которых гладят, стройными наездницами, которыми любуются без любви, развивает тему отсутствия настоящего чувства у «друга», спокойствие и веселость которого абсолютны и резко контрастируют с состоянием героини. Содержание стихотворения передает читателям состояние тонко чувствующей и глубоко несчастной героини, испытывающей тяжелое разочарование, крушение мечты, обиду на человека, еще дорогого и любимого ею. Пришедшее ясное понимание истинного положения дел, избавление от иллюзий говорит о силе ума и духа страдающей женщины.
Важно отметить, что ранние стихотворения Ахматовой из «Вечера» и «Четки» — менее духовны, чем более зрелые ее произведения. В них больше чувственности, суетных обид, слабости; чувствуется, что они выходят из обыденной сферы, из привычек среды, из навыков воспитания, из унаследованных представлений.
Начиная уже с «Белой стаи» любовное чувство приобретает у поэта более широкий, религиозный характер. От этого оно не становится слабее. Наоборот, стихотворения 20-х – 30-х годов, посвященные любви, идут по самым вершинам человеческого духа. По сравнению с более ранним творчеством здесь само существование, жизнь вносят в любовные переживания всю массу присущих им оттенков. Наполнившись этим огромным содержанием, любовь становится «более богатой и многоцветной, по-настоящему трагедийной». Библейская, торжественная приподнятость ахматовских любовных стихов этого периода, с моей точки зрения, можно объяснить подлинной высотой, торжественностью и патетичностью заключенного в них чувства. Предшествующие лишения времен гражданской войны, тяжелейшие потери, неудача попыток устроить личную жизнь также влияют на тональность и настрой произведений о любви. Они становятся более светлыми по тональности, в них звучат воля к жизни и сила духа. Мотив памяти обретает новый, во многом надличностный характер. Но некоторые характерные особенности любовной лирики остаются прежними. Любовный эпизод, например, как и раньше выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличии, в них обычно нет ни конца, ни начала. Это по-прежнему какой-то эпизод из жизни: любовное признание, отчаяние или мольба. л «Новые» стихи о любви связывают «Белую стаю» со сборником 1921 года «Подорожник» (от названия «Лихолетье» отговорили друзья), на две трети состоящим из дореволюционных стихов. В нем Ахматова как бы завершает отдельные лирические сюжеты «Белой стаи».
1922 годом датирована книга «Anno Domini МСМХХI» («Лета Господня 1921г») — пятая по счету. Она была встречена критикой неоднозначно. В ней Ахматова оплакивала безвременно ушедших, погубленных, с тревогой смотрела в будущее и принимала на себя крест — обязанность стойко перенести все тяготы вместе с родиной, оставшись верной себе, национальным традициям, высоким принципам.
Ахматова не боялась быть откровенной в своих интимных признаниях и мольбах, так как была уверена, что ее поймут лишь те, кто обладает тем же шифром любви. Поэтому она не считала нужным что-либо объяснять и дополнительно описывать. Таково, например, стихотворение «Небывалая осень построила купол высокий…» (1922). Переживания героини передаются с помощью описания осени и настроения людей, наблюдающих пейзаж, а самое главное — мы как бы видим все это в восприятии героини. Только в последней строке мы видим центральное событие, ради которого написано произведение — встреча с возлюбленным. Используя прозрачные метафоры, выразительные эпитеты и сравнения: «и крапива запахла, как розы», «изумрудною стала вода замутненных каналов» и оксюморонного эпитета «весенняя осень» раскрывается состояние души лирической героини. Одна из ключевых метафор — солнце представлено в мужском образе, осень — в женском:
л Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник, И весенняя осень так жадно ласкалась к нему…
подготавливают заключительный переход к самой героине и ее избраннику. Трудно назвать в мировой поэзии более триумфальное и патетическое изображение того, как приближается любимый.
Поздние стихи, собранные автором в несколько циклов, были тематически разнообразны. Адресат поздней Ахматовой — некое обобщенное «ты», объединяющее живых и мертвых, дорогих автору людей. Зато лирическое «я» теперь не многоликая героиня ранних книг, это образ более автобиографический и автопсихологический. Ближе к классическим стали формы стиха, торжественнее — интонации. Нет прежних «сценою прежней «вещности», больше книжности», сложных переливов мысли и чувства.
При всей своей экспрессивности, Анна Ахматова все же более пластична в непосредственном изображении психологического содержания. Нужно только помнить, что эта пластичность не предполагает медленной текучести. Перед нами по-прежнему — взрыв, катастрофа, момент неимоверного напряжения двух противоборствующих сил, сошедшихся В роковом поединке, но зато теперь это затмившее все горизонты грозовое облако, мечущее гром и молнии, возникает перед нашими глазами во всей своей устрашающей красоте и могуществе, в неистовом клублении темных форм и ослепительно игре пс6есного светила:
Но если встретимся глазами, Тебе клянусь я небесами.
Встречи, разлуки, нежность и чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость, несбывшиеся ожидании, самоотверженность, гордыня, грусть — в каких только гранях и изломах мы не видим любовь и чувства на страницах ахматовских книг. Этот список можно продолжать и продолжать. И это далеко не весь спектр чувств, переданныхпоэтессой в своих произведениях. л Ознакомившись с любовной лирикой Анны Ахматовой, мы убеждаемся в ее талантливости и поэтической одаренности. Глубокое восхищение у меня вызвало мастерство поэтессы, с которым она в своих произведениях о любви раскрывает внутренний мир человека. Читая ее стихотворения, действительно убеждаешься в том, что не зря она обладает славой выдающейся поэтессы, сумевшей добиться превосходного владения формой и словом для выражения того, что до нее никто не мог и не смел передать. Она как будто открыла какую-то новую страницу в «книге знаний человечества», «создала свой язык», упрощающий понимание действительности. Наиболее это актуально в наши дни, когда общество находится на развивающемся этапе существования и наибольшее внимание уделяется изучению и пониманию внутреннего мира человека, столь изучить который не удавалось еще никому, кроме Анны Ахматовой. Поэтесса подходит к этому весьма серьезно, причем в своих стихотворениях она не стремится к изображению романтически преувеличенных чувств, которые обесценивают все обычное, простое, земное. Она говорит о простом человеческом счастье о простом личном горе: разлуке, измене, одиночестве, отчаянии — о том, что близко каждому человеку, что переживает и понимает каждый.
? Особенности лирики
Главная особенность лирических стихов — это то, что они не являются целостным произведением, а несут лишь основную взрывную, эмоциональную часть. Таким образом, представляя некую любовную историю без начала и конца, давая возможность читателю ощутить себя ее частью. Любовная лирика Анны Ахматовой отражает женское настроение, очень точно передает переживания за любимых, потому женщинам легче понять и прочувствовать ее глубокий смысл. Понять ее недосказанность, додумать продолжение.
Поэзия Ахматовой не оставит равнодушной ни одну читательницу. Ведь она воссоздает яркую гамму и многогранность любви, в той или иной степени знакомой всем представительницам слабого пола. В ее стихах найдется краткий очерк любовной повести, прожитой каждой женщиной.
? Адресаты
Главным человеком, открывшим талант Анны и вдохновившим ее, стал супруг поэт — Николай Гумилев. На то время он уже был известен в поэтических кругах. Именно он ввел жену в литературную среду, где на нее тут же обратили внимание. Художественная элита была покорена, сначала удивительной аристократической, внешностью Анны Ахматовой, а затем и ее творчеством.
1912 год – важный период жизни Ахматовой, тогда вышел ее первый небольшой сборник лирических стихотворений «Вечер», в тот же год родился и единственный сын Лев. Ее первые строки нашли своих поклонников, она стала набирать популярность.
Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу.(В царском селе)
Спустя два года на свет появился второй сборник «Четки», ставший настоящим триумфом в творчестве поэтессы. Ею стали восторгаться многие критики того времени. Тогда она обрела популярность, имя Ахматовой стало звучать чаще и громче, чем ее мужа Гумилева.
Я не любви твой прошу.
Она теперь в надежном месте…
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.(Я не любви твоей прошу)
В 1918 году супруги расстались, а в 1921 Николай был расстрелян. Анна тяжело переживает его гибель и это находит отражение в ее стихах. Это был тяжелый период ее жизни, Ахматова подверглась преследованиям. Произведения запрещали, не пускали в печать, многие были утеряны. Но в 1924 году все же вышел ее последний сборник «Провокационные».
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.(Реквием)
Последующее творчество великой поэтессы переплетается переживаниями за родных людей. В 1935 году были арестованы ее второй муж Николай Пунин и любимый единственный сын Лев. Хоть арест и продолжался несколько дней, но пережитые чувства не оставят в покое Ахматову, оставив след в написанных ею строках. В 1938 год стал решающим и переломным, как в жизни, так и в творчестве Анны. Ее сына приговорили к заключению на пять лет, она рассталась с мужем. И на основе всего пережитого выпустила свой знаменитый «Реквием».
Популярные сочинения
Луку Лукича Хлопова автор изобразил одним из важных персонажей в данном замечательном произведении. Занимая низкую чиновничью должность в данном городе, стоит сказать, что от также отвечал и за состоянием учебных заведений в нем.
Человеческая жизнь состоит из многих моментов, рассуждать над которыми можно бесконечно. Люди часто задумываются о причинах происхождения каких-либо событий и порой обвиняют окружающих или судьбу в том
Культура поведения бывает очень разной – зависит от страны и эпохи. И даже в одно время в одном месте она тоже может разниться – от человека к человеку.
Источник
Тема любви в творчестве Ахматовой 11 класс
Тема любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой занимает важное место. Ее многие критики назвали русской Сафо. В ее лирике гармонично сочетаются и возвышение любви и при этом трагизм. Лирический дневник – так называли первые сборники стихов этой поэтессы.
Особенность поэтического таланта Анны заключена в способности выражать свои самые личные чувства и всего мира. Ее стихи являются напряженными, заполненными переживаниями и безошибочной меткостью остроты. В этом и сила поэтессы. Близко сплетены в ее поэзии темы любви и творчества. Духовный образ. Ее героиня имеет крылья, что свойственно творческой личности. Муза и Любовь трагически противостоят друг другу с самого 1911 года. Но автор понимает мозгом, что слава поэта никогда не заменит настоящей любви и счастья.
Любовная лирика этого автора не заканчивается только прорисовкой отношений влюбленных. Тут всегда имеется неподдельный интерес поэтессы к персональному миру личности. Ахматова раскрывает самые потайные вещи души человека. Красноречивые детали помогают ей психологически воздействовать на читателя.
Любовь земная у поэтессы ассоциируется с любовью к миру, который окружает человека. Человек любит родную землю, народ, судьбу страны. Поэзию Ахматовой пронизывает духовная связь с родной землей. Ахматова считает, что тот, кто действительно любит Родину, готов пожертвовать своими отношениями с близкими людьми, счастьем, чтобы потом жизнь героя закончилась в муках и трагизме.
Что касаемо религии, то такой любовью является материнская любовь. Эта идея прослежена в «Реквиеме». Поэтому поэзию Ахматовой можно назвать исповедью не только женщины, которая любит, но и может страдает, волнуется, испытывает самые обыкновенные человеческие радости и печали.
Основная поэзия и женская объединена в творчестве Анны Ахматовой. Таким образом, в ее любовной лирике заключено сочетание человеческих переживаний, чувств и неповторимость природы.
🗹