Разработка урока по литературе на тему «Сравнение стихов Фета и Тютчева» (10 класс)


Разработка урока по литературе на тему «Сравнение стихов Фета и Тютчева» (10 класс)

Тема:

Особенности поэтического мира в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Воспитание вдумчивого, внимательного к поэтическому слову читателя – одна из важнейших задач учителя-словесника. Постижение поэтического мира мастера слова может осуществляться различными путями. Главная цель учителя, ведущего своих учеников по любому из этих путей, — научить увидеть и понимать, в чем заключается неповторимость, индивидуальность автора прочитанных текстов. Очевидно, что творческая индивидуальность проявляется не столько в тематике и проблематике (у многих поэтов можно найти общие темы), сколько в особенностях стиля. Умение находить в тексте стилеобразующие элементы свидетельствует о высокой читательской компетенции. Учитель должен помочь ученику стать таким квалифицированным читателем, то есть научиться формулировать центральные понятия художественного мира поэта, определять характер лирического героя стихотворений, видеть сквозные образы и мотивы, характерные для автора поэтические приемы и т.д. Наиболее плодотворен этот поиск при сопоставительном анализе лирических текстов. Предлагаю в качестве примера конспект урока (2 часа), основанного на сопоставлении текстов стихотворений Фета и Тютчева. Этому занятию предшествовал урок, посвященный знакомству с биографией Фета и Тютчева. Форма урока – представление двух презентаций с использованием компьютерных технологий. Рассказ о личности и судьбе каждого поэта учащиеся готовили самостоятельно, работая в паре с «мастером по презентациям». К серии уроков по творчеству Фета и Тютчева ребята должны были самостоятельно прочесть ряд стихотворений, в качестве домашнего задания письменно ответить на вопросы, направленные на выявление первичного читательского восприятия.

Цель

: Совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева.

Задачи

:

1.Познакомить учащихся с основными чертами творческой манеры каждого из двух поэтов. 2. Развивать навыки сравнительного анализа поэтических текстов. 3. Воспитывать эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Оборудование урока:

Тексты стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева, мультимедийная установка для презентации материалов к занятию: презентация включает портреты поэтов, репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», В. Борисова-Мусатова «Весна», видеофрагмент «Путешествие в Овстуг», словарную работу, высказывания великих людей о творчестве Фета и Тютчева, тестовое задание для учащихся). На уроке учащиеся звучат на фортепианнные пьесы: К. Дебюсси «Лунный свет», Э. Грига «Лирическая пьеса», Л.В. Бетховена «Соната № 14».

Ход урока

Установку на эмоциональное восприятие создает звучащая в начале урока фортепианная музыка (звучит мелодия Грига- музыкальная заставка урока).

Слово учителя:

  1. На прошлом уроке вы познакомились с биографией Ф. И. Тютчева (1803-1873) и А.А. Фета (1920-1892). Они были современниками, Тютчев старше на 17 лет. Их имена часто ставят рядом, хотя в их творчестве больше различий, чем сходства.
  2. «Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей»,- так отзывался А. Фет о вышедшем из печати сборнике стихов Ф. Тютчева.

— « О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»,- это мнение И. С. Тургенева. — А вот как сказал самый авторитетный в литературе человек — Л. Толстой: «Когда-то Тургенев и Некрасов едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато, когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта».

  1. А. Фет считал: «Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит».
  2. П. И. Чайковский отмечал необычайную музыкальность лирики Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из, пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». –
  3. «Все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет», — под этим высказыванием поэта начала ХХ века А. Блока, наверное, могли бы подписаться многие.

Вы в течение одной недели должны были самостоятельно познакомиться с рядом стихотворений Фета и Тютчева, предложенных учителем. Каковы основные темы и мотивы произведений обоих поэтов? Кто мне ближе и почему? Эти вопросы домашнего задания были направлены на выявление первичного читательского восприятия. (Приводятся примеры наиболее интересных ответов, кратко анализируются). Постараемся вместе углубить ваше понимание художественных произведений обоих поэтов, сопоставляя близкие по тематике тексты, ибо именно в сравнении часто выявляются существенные признаки. И помните, что хороший читатель – это тот, кто способен глубоко чувствовать и анализировать, или, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «мыслить и страдать ». Перед вами два текста: Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижной, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, — Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

А. Фет Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста – И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

— Прослушайте две мелодекламации: эти стихотворения прозвучат в исполнении двух учениц и в сопровождении фортепианной музыки. Музыка помогает чтецу донести до слушателей настроение лирического героя стихотворения, а у слушателей вызывает свои эмоции и ассоциации. (Звучат две мелодекламации. Музыкальный фон – пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси и «Лунная соната» Л. В. Бетховена). Ученица, подбиравшая музыку, объясняет свой выбор тем, что музыка Дебюсси родственна импрессионизму, в ней есть динамика чувства, переданы оттенки настроения, как и в стихотворении Фета, а мелодия «Лунной сонаты» Бетховена завораживает своей таинственностью, как и стихотворение Тютчева).

Работа с текстами

— Сравните душевное состояние лирическогогероя каждого стихотворения. Статично оно или динамично, т.е. меняется ли на протяжении стихотворения? (Фет

: от уныния – к надежде и мечте
Тютчев
: созерцательность; это состояние наблюдения и размышления)

  1. В классической русской литературе традиционно противопоставляются ум и сердце, чувство и разум. Каково соотношение чувства и мысли в стихах Тютчева и Фета? (Фет: преобладает чувство

    . Тютчев: преобладает
    мысль
    ).

  2. Подчеркните ключевые слова и примыкающие к ним в каждом стихотворении, подумайте, как они помогают осознать видение мира лирического героя Фета и Тютчева. (Фет: весна, красота

    , мечта, надежда, душа, цветет, помолодеет. Тютчев:
    Чародейка, Зима, чудная жизнь
    , очарован, неподвижная, немая.)

  3. Подберите эпитет к слову «грусть» и объясните, почему Зима – существительное собственное. (У Фета

    грусть сладкая, прекрасная, как у Пушкина -«печаль светла» (
    оксюморон
    ); даже в печали есть красота, это «радость страдания». У
    Тютчева
    природа одухотворена, используется прием
    олицетворения
    ).

  4. Каким видит мир лирический герой Фета и лирический герой Тютчева? (Фет:

    мир прекрасный, таинственный и очень красивый, лирический герой любуется этой красотой – обращаем внимание на эмоциональную живописную деталь —
    метафору:
    «серебряные змеи»; он любит этот мир.
    Тютчев
    : мир загадочный, таинственный).

-Подведем некоторые итоги: как соотносятся человек и природа у Тютчева и Фета? Может ли человек постичь тайну природы? ( Фет

: «посвященным только зримо цветет весна и красота ».
Тютчев
: тайна природы непостижима для человека.) -Иллюстрацией к какому из прочитанных стихотворений могла бы быть картина
И. Грабаря «Февральская лазурь?
Почему? ( Это Фет, т.к. мир такой же светлый; радость жизни, любование красотой, сильное эмоциональное впечатление сближают художника и поэта).

  1. Послушайте впечатление от этой картины одного из любителей живописи: «Как стремительно энергичны и одновременно грациозны вертикальные линии стволов и веером расходящиеся лучи веток; как ослепительна белизна берез и синева снега; как пронзительно светозарна вся картина, залитая радостной, певучей голубизной! Насколько явственно и музыкально выражено в ней настроение, впечатление художника, испытавшего истинное потрясение от зрелища фантастической красоты, открытого ему природой! Душа художника и душа зрителя, кажется, не могут не устремиться ввысь, в звенящую бездонную лазурь
    ликующих небес
    »

-Видение мира Тютчева пантеистично

(пантеизм- отождествление природы и бога). Лирику Тютчева называют
натурфилософской
(натурфилософия – философия природы). -В каких стихах Тютчева, прочитанных самостоятельно, есть размышление о тайне природы или ярко проявляется натурфилософское и пантеистическое видение мира? Ф. Тютчев Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

Ф. Тютчев Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит… Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным, Когда, пробившись из-за туч, Вдруг по деревьям испещренным, С их ветхим листьям изнуренным, Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, Когда, что так цвело и жило, Теперь. Так немощно и хило, В последний улыбнется раз!..

Какие стихи Фета, прочитанные вами самостоятельно, передают эстетический восторг перед красотой мира и способность лирического героя слиться с природой в единое целое?

*** Учись у них — у дуба, у березы Кругом зима. Жестокая пора, Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

*** Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью, Что вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь – но только песня зреет.

— Послушайте стихотворение Фета «В дымке-невидимке», Л. Н. Толстой в письме к Фету так выразил свое впечатление от него: «Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно».

В дымке – невидимке Выплыл месяц вешний, Цвет садовый дышит Яблонью,черешней.. Так и льнет, целуя Тайно и нескромно. И тебе не грустно? И тебе не томно?

Истерзался песней Соловей без розы. Плачет старый камень, В пруд роняя слезы. Уронила косы Голова невольно. И тебе не томно? И тебе не больно?

-Сравним еще два стихотворения: А.Фет Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!

Ф. Тютчев

О чем ты воешь, ветр ночной? О чем ты сетуешь безумно? Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке – И роешь, и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!..

О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным хочет слиться!.. О, бурь заснувших не буди – Под ними хаос шевелится. -Сравните масштаб изображаемого в двух стихотворениях. (Фет

: фиксация внимания на мелких, едва уловимых деталях. Можно ли эти детали сфотографировать? – нет! Все постоянно меняется, переливается, трудно уловить и зафиксировать оттенки, отблески, переливы.
Тютчев
: космический масштаб, беспредельность, это размышление, стремление постичь тайну мироздания).

  1. Сопоставьте синтаксические особенности

    двух стихотворений. Как они связаны с воплощением
    авторской позиции
    ? (Фет: одно длинное предложение, состоящее из «нанизанных» на «стержень эмоции» назывных, не ни одного глагола, т. к. важны не действия, но
    чувства
    взволнованности,
    эстетического восторга
    перед красотой человеческих отношений и красотой природы. Тютчев: Риторические вопросы и восклицания передают напряженность мысли и чувства –«мыслящее чувство»)

  1. Найдите ключевые образы

    стихотворений (Фет: нет ключевых образов, есть ряд равнозначных подробностей. Чей шепот? Чье дыханье? Это шепот человека или шепот листвы, самой природы? Человек и природа нераздельно слиты. Каков образ возлюбленной? Он «размыт», нет определенных черт лица, лирического героя волнует «ряд волшебных изменений милого лица». Поэт передает неуловимые душевные движения, тайна этого мира, как и тайна чувств человека – в движении, изменчивости, тонких оттенках и полутонах, запечатлеть эту смену мгновений может лишь посвященный.)

  1. Для какого направления искусства конца 19- начала 20 века характерно стремление запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости, передать впечатление

    художника-творца, а не реалии действительности? (Импрессионизм. Сегодня на уроке звучала пьеса К. Дебюсси, вы видели репродукцию картины И. Грабаря. И композитор, и художник – яркие представители импрессионизма в живописи и музыке).

  2. Посмотрите на репродукцию картины русского художника
  3. В.Борисова – Мусатова «Весна». Согласны ли вы, что это удачная иллюстрация к сборнику стихов Фета? Что общего со стихами Фета можно заметить в этом произведении? (Тема весны, красоты и любви; эмоциональность пейзажа, выражение мечты о прекрасном мире, где человек находится в гармонии с природой).
  4. Назовите ключевые слова и примыкающие к ним в стихотворении Тютчева. Определите их стилистическую окраску

    (
    ночь, ветер, хаос
    , неистовые, страшных песен, мука, смертной груди, беспредельное.
    Высокая
    стилистическая окраска, что характерно для философских размышлений и сущем, онтологическом. Хаос – понятие античной философии, обозначающее первобытное состояние природы.

  5. Какие понятия можно поставить в один ряд в качестве контекстных синонимов

    с понятием
    «хаос»
    (страх, смерть, бездна, ночь, ветер).

  6. Найдите контрастные понятия или контекстные антонимы

    в стихотворении, запишите их парами (глухо — шумно, понятный — непонятный, страшных — родимый, смертное – беспредельное).

  7. Что же мучит человека, вышедшего из «древнего хаоса родимого»? Каково мироощущение лирического героя? Что передает прием антитезы?

    (Трагическое мироощущение порождено тем, что загадка мироздания, тайна бытия осмыслена как
    роковая
    , она и влечет, и страшит человека, его мучит
    сознание трагичности
    собственного
    существования
    в этой вселенной).

— Вспомните другие стихи Тютчева, в которых природа – это часть космоса, а существование человека и человечества трагично, даже катастрофично: ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ

Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

— «Последний катаклизм», кажется, о разрушении мира, конце света, а, может быть, перед нами первый акт нового творения Бога, ибо образ всему дает Бог? Ф. Тютчев Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебной ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

  1. Послушайте профессиональное исполнение этого стихотворения в записи. (видеозапись: «Как океан…») Как видеоряд помогает прочувствовать стихотворение? (Мы ощущаем масштабность, космизм лирика Тютчева.)
  2. Ночь. Беспредельное звездное небо. Этот видеоряд выбран не случайно. М говорили, что тайна бытия непостижима у Тютчева, но ночью срывается покров с этой тайны:

И тайна нам обнажена Своими страхами и мглами, И нет преград меж ней и нами, Вот почему нам ночь страшна. («День и ночь») -Мы рассмотрели общую для обоих поэтов проблему взаимоотношений человека и природы, места человека в мире. А какова роль любви в этом мире? Сравним еще два стихотворения. А. Фет Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы И я слышу, как сердце цветет.

И в больную усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.

Ф. Тютчев ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Любовь, любовь – гласит преданье- Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой …

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец…

  1. Передайте словами душевное состояние лирического героя (Фет: душевный трепет

    . Тютчев:
    страдание
    ).

  2. Что вызывает душевный трепет? (Красота природы, чувство любви

-Что необычного в строке «И я слышу, как сердце цветет»? Как называется этот прием? (Метафора

основана на явлении синестезии
(
греч: совместное чувство, одновременное ощущение) — дополнительно возникающие зрительные или слуховые ощущения (например, «цветной слух»). Цветение сердца – это выражение духовного единения с природой, так выражено чувство, пронзительное до содрогания. -Как композиция помогает передать внутренне состояние лирического героя?
(«Зеркальная композиция
помогает воплотить идею гармонии, благодаря такой композиции, читатель испытывает сильное эмоциональное воздействие стихотворения).

  1. Послушайте стихотворение, в котором причудливые, завораживающие метафорические образы основаны на явлении синестезии. Понаблюдайте над звукописью

    стихотворения. Какова ее роль?

ПЕВИЦЕ Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви.

О дитя! Как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей: Выше, выше плыву серебристым путем, Будто шаткая тень за крылом.

Вдалеке замирает твой голос, горя, Словно за морем ночью заря,- И откуда-то вдруг, я понять не могу, Грянет звонкий прилив жемчугу.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль. Где кротка, как улыбка, печаль, И все выше помчусь серебристым путем Я, как шаткая тень за крылом. (Аллитерация

на звуки З. С, Ц создает сложные звуковые, зрительные и эмоциональные ассоциации;
ассонанс
на звуки И, Э, А придает напевность, мелодичность стихотворению. Многие стихи Фета стали романсами, которые, по словам С. Щедрина, поет вся Россия). -Вернемся к стихотворению Тютчева. Что вызывает страдания лирического героя? (противоречия любви, мучения, неизбежные в отношениях двух людей. Какой образ является ключевым? «
Поединок роковой
» двух сердец. Почему же любовь так трагична? Не поможет ли это понять другое стихотворение Тютчева: О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!..

Так, ты жилица двух миров, Твой день — болезненный и страстный, Твой сон – пророчески- неясный, Как откровения духов…

Пускай страдальческую грудь волнуют страсти роковые,- Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. -Какова душа человека? Она тоже тайна, загадка, она разрывается от мучительных, неразрешимых противоречий).

  1. Почему же человеческая любовь так трагична? (Это объясняется противоречивостью человеческой души).

— Сегодня мы лишь прикоснулись к двум беспредельным мирам. Один из них – Фет, другой – Тютчев. Итоги сейчас подводить рано, но прошу вас выполнить небольшое задание, своеобразный тест, проверяющий понимание того, о чем мы говорили на уроке. Распределите следующие характеристики на две группы: 1)имеющие отношение к творчеству Ф. Тютчева, 2)имеющие отношение к творчеству А. Фета. 1..Логизация хаоса.2. «Мысль, чувствующая и живая». 3. Иррациональность и внелогичность. 4. Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия. 5. Рациональное обуздание «горя и вдохновения». 6. Эстетизация окружающего мира.7. Трагическое мироощущение. 8. Полутона и смутные оттенки душевных движений.9.Колдовская музыкальность.10. «Тайновидец природы».11. «Самая ночная душа русской поэзии». 12.Ощущение счастья бытия. 13. Идеализация любви. 14 Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души. 15. Оксюморонное сочетание мучения и восторга.

  1. А теперь проверьте себя:

ТЮТЧЕВ •Логизация хаоса •«Мысль, чувствующая и живая» (А. Аксаков) •Рациональное обуздание «горя и вдохновения» •Трагическое мироощущение •«Тайновидец природы» •«Самая ночная душа русской поэзии» (А, Блок) •Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души. ФЕТ •Иррациональность и внелогичность •Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия •Эстетизация окружающего мира. •Полутона и смутные оттенки душевных движений. •Колдовская музыкальность -Оксюморонное сочетание мучения и восторга. •Ощущение счастья бытия •Идеализация любви

Домашнее задание: 1. Выучить понравившиеся стихотворения Фета и Тютчева. 2. Выбрать стихотворение одного из поэтов для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем. Индивидуальное задание: сообщение «Фет и музыка» (проиллюстрировать звучанием романсов).

Тютчев или Фет — почувствуйте разницу

Что же до Фета, то он на портрете Ильи Репина выглядит типичным немцем. Похожие грубовато-волевые лица можно видеть на полотнах в залах средневековой немецкой живописи в Эрмитаже. Он тоже немалую часть жизни провел на государственной службе — в армии и судах, а еще с немецкой основательностью занимался в имении сельским хозяйством, чем удивлял своего друга Тургенева, брезговавшего вникать в «дела земли».

Растянувшаяся на сорок лет бюрократическая волокита с происхождением доставила Фету немало моральных и материальных страданий. Дело в том, что его отец — богатый помещик Афанасий Неофитович Шеншин, женившись на немке (лютеранке), узаконил брак по православному канону уже после рождения сына, а потому отцом Фета по принятым тогда правилам стал считаться первый (немецкий) муж матери. Есть и другая версия: Шеншин взял в жены беременную от первого мужа женщину.

Тютчев и Фет — тончайшие лирики, певцы неба и природы, женской красоты и нежных взглядов — поднялись в своем творчестве до высших, доступных поэтам философских обобщений. Тютчев разгадывал тайну мироздания посредством алгебры любви, последовательно вычисляя в юности, зрелости и старости ее меняющиеся, но неизменно трепетно-возвышенные формулы. Фет постигал эту тайну, продираясь сквозь тернии бытия, в изнуряющей борьбе за существование, в земледельческих «трудах и днях» в духе Гесиода.

Тютчев или Фет — почувствуйте разницу

Заниматься политикой в России, говорил Тютчев, — все равно что высекать искру из куска мыла. И Фет, и Тютчев видели в исторической судьбе России перманентное несовпадение общественных идеалов с формами и методами государственного управления, на своих судьбах ощущали «свинцовые мерзости жизни», бескрайний горизонт ошибок и глупостей, совершаемых властью. И Тютчев, и Фет были в молодые годы либералами, а умерли консерваторами. Тютчев искал истину в умозрительном единстве славян, в «особенной стати», не измеряемой «общим аршином» России. Фет — в «Вечерних огнях» (так назывались последние сборники его стихов) поэзии и философии. В 1888 году он перевел на русский язык трактат Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

Оба стремились в своем творчестве выйти за пределы времени и пространства, прикоснуться к «делам неба». Но если Тютчев в итоге склонился перед высшей волей, признав, что любая человеческая «мысль изреченная есть ложь», Фет пошел дальше — за тем огнем, «что просиял над целым мирозданьем, и в ночь идет, и плачет уходя». Тютчев на исходе жизни смирился с божественным, отделяющим бессмертную душу от смертного тела провидением, обрел утешение в сочувствии очередной любящей женщины. Фет (если это можно считать утешением) до последнего дня верил в неразрывное единство души и тела. Он считал, что только в этом единстве рождается живое полноценное чувство. В конце жизни Тютчев мечтал всего лишь тихо согреться у просиявшего божественного огня. Фет был готов сгореть, раствориться в нем без остатка. «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо», — так он понимал природу поэзии. И Фет, и Тютчев навсегда остались в этой вечной песне и в этой вечной красоте.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Литература 9 класс

краткое содержание других презентаций
«Акмулла» — Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья, к знанию влеченье. В одну из 12 волостей племени мин, а именно в Кульиль-Минскую входила деревня Туксанбаево, где родился Акмулла. И не только башкирскую. «Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Псевдоним, настоящее фамилия, имя, отчество Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович. Макет подставки для книг, сделанная Акмуллой.

«Толстой Юность» — Меняется ли на протяжении повести Дмитрий Нехлюдов? В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Вопрос: 5. Объясните, как вы понимаете значение слов «самопознание» и «самовоспитание?». Почему Николай Иртеньев называет семью Нехлюдова «логической семьёй»? Из биографии писателя. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Юность». Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

«Пушкин и свобода» — Промчись поверх невольных вод. «Кто, волны, вас остановил». Что значит выражение «минута вольности святой»? «К Чаадаеву». Ода «Вольность» Сказки («Ура! Что значит выражение «звезда пленительного счастья»? 4 строфа. Почему 2 часть начинается с противительного союза? 2. Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот! Как меняется интонация? Какие обращения использует?

«Евгений Онегин роман» — Ужель Евгений? Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Таблица 2 Таблица 3. Ход исследования. Результаты работы Таблица. Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию образа героя. Результаты работы. Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». Выводы.

«Лицейская жизнь Пушкина» — Табель Пушкина Александра. Судьба на вечную разлуку, Быть может, породила нас! Рука в руку! Пущин Иван. Горчаков Александр Прозвище Франт. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. И вас багрила кровь и пламень пожирал! Сын директора лицея. Жилая комната. Редактор лицейских журналов, музыкант. Малиновский Иван Прозвище Казак. А ты, повеса из повес, На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный… Пушкин Александр Прозвища Француз, Егоза. Учебный класс. Образовалась товарищеская семья.

«Сочинение по портретам Пушкина» — Какими синонимами можно заменить слово художник? Сравнивать необходимо параллельно. Слева темнеют (зеленые) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Виртуальная экскурсия. Прежде всего поражают грачи, которые деловито обсели верхушки деревьев. Каким поэта представляет О. Кипренский, а каким В. Тропинин? От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые) тени. А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Слева темнеют (…) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Обществознание. О. Кипренский В. Тропинин.

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении «Наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении «Два единства» призывает он русский народ сплотиться, дабы избежать участи Запада, где льется кровь.

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении «Весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам. Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.

6 класс, 10 класс

Несколько интересных сочинений

    Родители часто спрашивают меня «Сын, кем ты хочешь стать в будущем?». Когда я был маленьким, то очень сильно хотел стать космонавтом, покорять новые планеты, но тогда я ещё не знал, что существует такая профессия как инженер
  • Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова сочинение
    Грузинка хоть и является второстепенным героем в поэме, однако влияние ее образа на главного героя едва ли можно назвать второстепенным. А
  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

    У меня есть домашний питомец. Это кошка по имени Машка. Она появилась у нас когда я ходил еще в детский садик. Сейчас Маше 7 лет, но несмотря на свой возраст, она как и раньше очень любит побегать и поиграть.

  • Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ
    Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков

В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности
Человеческое «я» по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке
Мастерство поэта в создании фонетических

И живописных образов, сочетание звукописи

С неожиданной палитрой красок, цветных образов

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа

Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

Стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);

Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год — уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.).

6. В 1867-1877 годах. Некрасов — редактор и издатель журнала «Отечественные

Записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма « »;

Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);

Лирический цикл «Последние песни» (1876-1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба!..»).

Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву. Ф.И.Тютчев – лирик, его стихотворения полны философии и психологии. Певец природы, мастер стихотворного пейзажа, выражающего чувства человека. Мир лирики Тютчева наполнен таинственностью и загадками. Излюбленный прием поэта – антитеза: «дольный мир» противостоит «высям ледяным», тусклая земля – блистающему грозой небу, свет – тени. Тютчев не ограничивал себя в описании природы. В его стихотворениях мы видим и утро в горах, и ночное море, и летний вечер. Тютчев старается запечатлеть таинственные картины природы при переходе из одного состояния в другое. К примеру, в стихотворении «Тени сизые смесились…» мы можем увидеть, как наступает ночь, поэт постепенно описывает нам сначала то, как сгущаются сумерки, а после – наступление ночи. Изобилие глаголов и бессоюзных конструкций помогают Ф.И.Тютчеву сделать стихотворения динамичными. Поэт относится к природе, как к живому существу, поэтому в своих стихотворениях одухотворяет ее: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода В ней есть любовь, в ней есть язык….». Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской ли¬тературы. И это не удивительно — Афанасий Афанасьевич Фет был нова¬тором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, «фетовский почерк»; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не зако¬вывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очелове¬чена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Этих великий поэтов Золотого века объединяет, прежде всего, патриотизм и огромная любовь к России. Их поэзия – это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, волновавших их. Тютчева и Фета объединяют вечные темы: природа, любовь, красота. Наиболее ярко в творчестве Тютчева изображена природа. С самого детства живут в памяти сказочные строки: «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит… Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…» Фет — один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю “невестою-царицей”. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда: «Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…» Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь — радость, восторг, “весна в груди”. В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано ки самим. Наиболее трогательным является “Денисьевский цикл”, посвященный Е. А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева — “неразгаданная тайна”, “живая прелесть дышит в ней”. Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому способствовали драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич — девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику. В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души — любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.

Особенности поэтического мира Тютчев Фет. Бытие воспринимает как катастрофу Поэт-философ, поэт-психолог Последний русский романтик Природа – живой, одухотворённый, многоликий мир Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы Для стихов характерна богатая метафоричность В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту. Поэт «чистого искусства» В историю поэзии вошёл как пейзажист Природа – прекрасное живое существо Человек – частица природы, существо, равноправное ей Любил изображать «переходные состояния» природы Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом Фет – мастер композиции, использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.
Слайд 10
из презентации
«Тютчев и Фет»
. Размер архива с презентацией 92 КБ.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: