«Медный всадник» Пушкина: люблю тебя, Петра творенье?

Александр Сергеевич Пушкин создал свою поэму Медный всадник менее, чем за месяц. Находясь в 1833 году в Болдино, поэт много размышлял об исторических фактах, касающихся российского государства. В частности, о временах правления Петра I – фигуры крайне неоднозначной. Одни считали его великим правителем, полностью поддерживая проводимую им государственную политику. Другие видели в нем исчадие ада, построившее империю на горе и крови. Итогом проработки Пушкиным исторических фактов и мнений о Петре становится поэма Медный всадник, смысл которой в переплетении истории одного человека и целого государства.

Этот период в творчестве Пушкина, называемый Болдинской осенью, подарил также несколько великих произведений: «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии».

Краткое содержание поэмы Медный всадник

Начало произведения освещает исторический момент – закладывание города, который будет в последующем окном в Европу, Петром Великим. Следующая часть поэмы описывает события, произошедшие через 100 лет в пышном, горделивом творении Петра – в городе Петербурге.

Мечты и чаяния маленького человека

Поздним ноябрьским вечером в свое непрезентабельное жилье в одном из самых бедных районов города возвращается Евгений, мелкий чиновник, принадлежащий некогда знатному роду. Он ложится в постель, но мысли не дают ему уснуть. Он думает о том, что вода в Неве все прибывает, что с реки сняты мосты. Вследствие чего он два-три дня не сможет увидеться со своей возлюбленной – Парашей, живущей на окраине Петербурга на другом берегу Невы.

Тревожные мысли сменяются счастливыми мыслями о возможной дальнейшей жизни с любимой. Он хочет жить с ней скромно и праведно, мечтает о детях. Поглощенный этими сладкими мечтаниями, Евгений засыпает.

Разгул стихии

Наступивший следующий день приносит новости о страшном несчастье. Нева, выйдя из берегов, затопила город. Перед «Божьей стихией» жители Петербурга оказались беспомощными.

На мраморном льве – статуе, украшающей Петрову площадь, сидит онемевший Евгений и смотрит на другой берег Невы. Именно там, у самой кромки воды, живут в маленьком домике Параша и ее мать. Удрученный мрачными тревожными мыслями о судьбе возлюбленной, герой не замечает разгула стихии вокруг него:

  • ветер срывает с него шляпу;
  • дождь заливает его лицо;
  • вода, непрерывно поднимающаяся и достигающая его подошв.

Перед ним, возвышаясь над природным бедствием, невозмутимо стоит Медный всадник.

На заметку! Памятник Медный всадник, смысл которого объяснял сам скульптор Фальконе, установлен на берегу Невы. Петр изображен в динамическом состоянии, одет в простую, практически безликую одежду, которая могла быть у героя любой национальности. Вместо седла – медвежья шкура – символ цивилизации, несомой царем. Скала под памятником – символ трудностей, которые преодолел Петр. А змея под копытами – символ врагов – имеет еще и практическую функцию: обеспечивает устойчивость монумента.

Печальный итог

Наконец, воды Невы успокаиваются, река входи в свои берега. Евгений, с замирающим сердцем, бросается к воде. С помощью лодочника переправляется на другой берег. Взгляду его предстает удручающая картина:

  • знакомые ему места стали чужими и неузнаваемыми;
  • разрушенные стихией дома;
  • лежащие вокруг мертвые тела.

Увиденное им напоминает ему поле битвы.

Не обнаружив на прежнем месте знакомого домика своей возлюбленной, Евгений начинает дико хохотать. Не справившись с нахлынувшими на него отчаянием и горем, герой лишается рассудка.

И даже когда город приведен в порядок, а все следы недавних разрушений убраны, Евгений не может прийти в себя после перенесенного потрясения. Он неприкаянно слоняется по городу, полный тяжелых размышлений. Спит на пристани, питается тем, что ему подадут, не замечая, как дети бросают в него камни, а кучера огревают плетями.

Не грози царю

Однажды осенью весь сковавший его однажды ужас снова встает перед ним. Евгений оказывается возле мраморных львов, окружающий величественного всадника на бронзовом коне.

Он сразу же узнает того, кто основал этот город «под самым морем». Евгений находит виновного во всех своих бедах. Охваченный волнением и гневом, он грозит Петру: «Ужо тебе!…»

В этот момент Евгений кажется, что лицо царя поворачивается к нему, а глаза вспыхивают гневом. Герой бросается наутек. Но куда-бы он ни бежал, куда бы ни поворачивал, везде слышался ему топот тяжелых конских копыт Медного всадника.

На заметку! Один из главных героев поэмы, даже являясь плодом воспаленной фантазии безумного Евгения, несет в себе смысл названия поэмы – Медный всадник. Автор намеренно заменяет бронзу, из которой отлит реальный монумент, на медь – тяжелый красный металл – символ борьбы и крови.

С тех пор, когда Евгений случайно проходил мимо памятника Петру, он снимал картуз и смущенно прижимал руку к сердцу, «смиряя муку».

Вскоре оказывается, что маленький домик Параши не сгинул окончательно в пучине. Волнами его перенесло на маленький пустынный островок у взморья. Именно там и нашли тело несчастного Евгения, именно там и похоронили «безумца».

Медный всадник, кто ты?

Вот уже почти два с половиной века он стоит над Невой. Официальное открытие памятника Петру Великому работы Фальконе состоялось 7 августа 1782 года.

Когда-то в один из первых дней августа, обычно — первый выходной, рядом с ним обязательно собирались ценители старины, чтобы отметить очередную годовщину установки памятника Петру Великому на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Теперь о традиции вспоминают только в юбилейные годы, но очередного юбилея надо ждать ещё полтора десятка лет. Наверное, это примета времени, что сегодня его уже никто не боится, как боялся пушкинский Евгений.

Иллюстрация А. Бенуа к пушкинскому «Медному всаднику» считается хрестоматийной
Похоже, ленинградцы-питерцы всё своё уже отбоялись в страшные дни Блокады. Зато фальконетовым Петром, как и прежде, восхищаются, чаще — просто любят, ласково называя «Петрушей». После тех самых 900 дней к нему в городе и вовсе относятся как-то теплее, человечнее.

На его фоне теперь регулярно фотографируются невесты, а женихи, открывая шампанское, целятся непременно под хвост царскому коню. Лихие бомбилы на Невском, готовые с любого содрать три шкуры, даже с иностранцев за то, чтобы прокатиться «прямо к Петру», берут не больше пяти сотен.

Потом вернули на Адмиралтейскую набережную «Царя-плотника», тут же Зураб Церетели в первопрестольной подсуетился, а шемякинский, вообще-то симпатичный «полутруп» усадили посреди Петропавловки. Впрочем, к нему невесты тоже неравнодушны — коленки натёрли до зеркального блеска. Значит, прижился.

Но фальконетов Пётр — один. Он не просто другой — Пётр I и сам был другим, как-то не вписывается он в череду предшественников и преемников на русском троне. Спасибо Екатерине, что отвергла когда-то уже готовый конный монумент Карло Растрелли — не прижился бы он на берегу Невы и вряд ли смог бы так уютно соседствовать рядом с чудом Монферрана.

А может быть, и Монферран, не будь «Медного всадника», не подарил бы нам такого Исаакия? Он «Медный всадник» — лучше поэта не скажешь, хотя сегодня острословы, конечно, назвали бы памятник Петру как-то иначе.

Вот, как ни старались Церетели и Шемякин потягаться с гениальным творением Фальконе, их монументы тут же получили от народа целый набор эпитетов, порой презрительных, а порой и просто убойных. «Лысый пень» или «Стульчак». Просто «Монстр» или «Кто никогда не видел моря?» И в ответ — «Кто, кто… Петя в кожаном пальто». И ещё многое в том же духе.

Выбирайте, что нравится, но равного пушкинскому «прозвищу» у них нет и не будет никогда. Как не будет и другого монумента, по-настоящему достойного памяти великого преобразователя России.

«Созидатель, преобразователь, законодатель» — так просто и коротко сказано про Петра у Этьена Фальконе. И как много всего и сразу в этих трёх словах. Каждому следующему правителю осталось из чего выбирать. Но первой выбирала Екатерина.

Она только обосновалась на троне. Царствует всего три года. Ей нужны видимые подтверждения легитимности собственной власти. Но она терпелива — тяжко застывший, наподобие итальянских кондотьеров монумент Карло Растрелли Екатерина отвергла сразу. Пётр разбудил Россию, его преемница на троне не такова, чтобы дать ей снова уснуть.

И памятник Екатерине был нужен под стать великим деяниям великого царя, у которого… великие наследники. А у Растрелли государь словно бы всего уже достиг — и это властелин державы, которой больше уже почти ничего не нужно.

Екатерининской России нужно всего и много, даже очень много. Памятник Петру должен стать жирной точкой в целой череде имперских символов, созданных по воле неугомонной императрицы. Она терпеливо ищет ваятеля, достойного такой задачи. Обратиться за советом есть к кому — ведь с юных лет, ещё будучи великой княгиней, Екатерина вступила в переписку с лучшими умами Европы.

Энциклопедист Дидро и подсказал — Этьена-Мориса Фальконе. Дидро, можно сказать, угадал — из работ у пятидесятилетнего Фальконе действительно получились только «Милон Кротонский» да «Пигмалион». Зато как теоретик он разделал под орех всех «антиков», перед которыми культурная Европа привыкла преклоняться без сомнений.

Морис Этьен Фальконе. Бюст работы Мари-Анн Колло, изваявшей голову Петра I
Впрочем, незадолго до петербургского заказа Фальконе выполнил две капеллы в парижской церкви Святого Роха. Они очаровали русского посла князя Голицына, тот и поддержал Дидро.

Фальконе старше русской царицы и тоже терпелив, не случайно ему позволили возиться с памятником полтора десятка лет. Впрочем, ждать и терпеть тогда умели. Только на то, чтобы транспортировать из Лахты постамент — «Гром-камень», ушёл целый сезон. Операция с технической точки зрения и сегодня была бы непростой, а в XVIII веке — просто уникальной (читайте).

Ни Сан-Суси, ни Версаль, ни Шёнбрунн ничего подобного себе позволить не могли. А сколько времени было потрачено на выбор постамента, да и убеждать сановных критиков пришлось чуть ли не целую зиму — только переписка Фальконе и президента российской Академии художеств Ивана Бецкого составляет два толстенных архивных тома.

Фальконе с его амбициями оказался и удивительно скромен — не постеснялся поручить изваять голову царя своей ученице Мари-Анн Колло. По тем временам дело неслыханное. Но тоже, как Дидро, угадал. Колло не стала копировать тоновую маску Петра работы учителя или прижизненный бюст Растрелли, решив задачу как истинный монументалист.

Главное — уловить характер и не войти в диссонанс с самим конным изваянием. Глаза навыкате, объёмный лоб в обрамлении густых, как волны, прядей, явное напряжение воли на лице, выдвинутый вперёд подбородок — казалось бы, банальный набор всем известных черт, но в целом — впечатление неповторимое.

Тут и гневная решимость, и умение миловать, тут и мудрость, и простота, суровость и спокойствие одновременно. Известно, что Фальконе много «правил» Колло, но в итоге единство несомненно, жаль, что о роли ученицы теперь помнят только знатоки.

Екатерина выбрала «своего» Петра, много говорила о нём, писала, но на самом монументе отметилась предельно лаконично: «PETRO primo CATHARINA secunda». И по-русски: «Петру Первому Екатерина Вторая. Лета 1782».

С тех пор фальконетов Пётр многим не давал покоя. Вдохновил Пушкина. Нервного императора Павла так просто достал, не простояв на Сенатской площади и двух десятков лет. И Павел, только вступив на престол, в пику матери водрузил у Михайловского замка другую конную статую Петра. Работы Карло Растрелли — ту самую, что когда-то отвергла великая императрица. Амбициозное «Прад?ду Правнукъ. 1800» — тоже начертано в пику Екатерине.

Младший сын Павла Николай, такой же нервный, как отец, но с куда более холодным рассудком, без лишних колебаний приказал выпустить в медного Петра, а заодно и в декабристов порцию картечи.

Говорят, её следы до сих пор можно разглядеть на изломах Гром-камня. Ни в трёх Революциях, ни в Гражданскую ни у кого на Петра рука не поднялась. А позже в Петра целились уже фашистские асы Люфтваффе — не попали ни разу.

Пушкин подпустил мистики, но холодный Николай Павлович, «расстреляв» Петра, сразу выбрал под себя образ царя-стоика. Медного всадника тогда частенько сравнивали с древнеримским Марком Аврелием, хотя Фальконе именно эту статую считал примером того, как не надо делать конные монументы.

При царе-освободителе Александре II Петра Великого «подавали» публике уже как реформатора и чуть ли не либерала, а заодно украшали цветами а-ля русский триколор. Александр III и его неудачник-сын напирали на «народность» Петра Алексеевича, устраивая на Сенатской площади каток и гуляния. Славянофилам же очень нравилась формула: «Великий вождь великого народа».

После Октября 17-го её никто, разумеется, в отношении Петра не озвучивал. Но при Сталине, когда увидел свет «Пётр Первый» красного графа Толстого, именно эта трактовка подразумевалась как бы сама собой.

Если уж тирана Ивана Грозного гений Сергея Эйзенштейна и блистательная игра Николая Черкасова представили этаким борцом с боярской бюрократией, то Петра Великого сам Бог велел превратить в «народного царя». И никто после самого «вождя народов» эту формулу не забыл. До сих пор…

Произведения скульптуры в чём-то сродни боевым кораблям. Настоящий шедевр, как достойного противника, узнают по силуэту. Но капитаны годами изучают каталоги с контурами вражеских крейсеров и эсминцев, а «Медный всадник» остаётся в памяти сразу и навсегда. Однако в скульптуре так же, как силуэт, важен и жест.

«Россию поднял на дыбы» — о монументе в целом этим уже всё сказано. А вот рука, простёртая над волнами Невы? «Благодетельная десница», «Отеческая рука». Как долго и трудно Пушкин подбирает эпитеты — «Поднявши руку в вышине», «Гигант с простёртою рукою», «Грозя недвижною рукой»! В самом жесте — средоточие силы, ума, воли. Но не только — рука Петра — как новый вектор для новой России.

«Окно в Европу» — вроде бы сказано, и точка. На Запад — навстречу Европе. Чтобы быть не просто рядом, чтобы быть вместе. Быть достойной её составной частью. И никаких комплексов неполноценности здесь искать не надо.

Абсолютно прав был Лев Гумилёв — Евразия мы, не Азеопа. Азеопа — это «красиво» сказал другой историк, Павел Милюков. Сказал через двести лет после Петра, словно всё, что тот завещал, пустил под откос.

Не удивляет, что «временные» с таким министром иностранных дел комплексовали перед Европой, неудивительно, что их, «временных», с такой лёгкостью смели большевики. Урал — не шутка географии, а наш с Европой общий рубеж.

«Евразия — не Азеопа», — мог бы задолго до Гумилёва сказать сам Пётр. Он не сказал — он всё сделал, чтобы так и было!

Поэма Медный всадник: смысл произведения

В своей поэме Пушкин поднимает немаловажную проблему: историческую и философскую. Как великие преобразования страны могут затронуть жизнь одного отдельно взятого человека? Так ли важны переживания и чувства простых людей на фоне государственных свершений? В трагической взаимосвязи противоречий между государством и гражданином заключается смысл поэмы Медный всадник.

Построивший город на окраине государства, на самом взморье, Петр, желая прорубить окно в Европу, не задумывался о судьбах людей, которые будут жить в нем. Поэтому именно его обвиняет мелкий чиновник Евгений в своих бедах. Герой считает Петра виновным в том, что он потерял свою любовь, уничтожил его мечты и надежды.

Но не так-то просто добиться справедливости у самодержца. Любое сопротивление, или даже намек на свободомыслие, обречены на грозное подавление, иногда сопровождающееся тяжелым топотом копыт по мостовой. Простому человеку ничего не остается, как смущенно срывать с головы картуз и каяться.

Смерть героя в конце поэмы также символична. Его кончина говорит о такой же скорой гибели некоторых дел и начинаний Петра Великого – эпохи реформ.

Смысл эпилога поэмы Медный всадник

Эпилог в любом произведении – послесловие, заключительная часть, которая часто рассказывает о последующей судьбе главных героев. В поэме Медный всадник смысл имеет говорить не об эпилоге, а об его отсутствии. Ведь никакого заключения, примиряющего с трагедией Евгения, автор не дает.

Пушкин исключает возможность вернуть все внимание читателя к теме Петра I и его великого творенья – Петербурга.

Таким образом, остается неразрешимым одно из самых острых противоречий в ходе исторического развития государства: противоречие между великими делами правителей и потребностями одного маленького человека, между благом для государства и счастьем отдельного гражданина. Противоречие, возникновение которого неизбежно до тех пор, пока будет существовать классовое общество.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: