План-конспект по литературе на тему «Романтический герой лирики Гумилёва. Экзотика. Яркость, праздничное восприятие мира»


«Н.С. Гумилёв. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии Н.С. Гумилёва».

Почти каждое четверостишие второй части цикла закончено восклицанием, потому что появляются реальные капитаны: Гонзальво и Кук, Лаперуз и да Гама, Колумб, вплоть до «могучего Улисса» — и разнообразные переживания охватывают поэта:

Как странно, как сладко входить в ваши грезы, Заветные ваши шептать имена. И вдруг догадаться, какие наркозы Когда-то рождала для вас глубина!

Великие имена пробуждают мысль о «всех, кто дерзает, кто хочет, кто ищет», т. е. прямую связь с творческими влечениями автора. Он лелеет надежду, что есть еще «страны, куда не ступала людская нога…». Но мучительна реакция на это предположение: «Как будто наш мир не открыт до конца!» Динамика развития чувств стремительна: от восхищения до горького разочарования.

Ответом на сомнения становится стихотворение совершенно иного колорита, по-своему выражающее идеал движения вперед. Легкою рукой мастера написана чисто бытовая картина легкомысленных развлечений матросов на берегу. Приказ командира корабля действует на них магически, пресекая «зов дурмана». Ясно проступает своеобразная параллель с волей любого человека. обретшего себя на самоиспепеляющий поиск. Даже тех областей, которые:

Для высшей силы, высшей доблести Они навек недостижимы.

Поэтические открытия сборника «Огненный столп».

После «Жемчугов» с 1912 по 1921 г. вышли в свет еще шесть сборников лирики. Каждый из них — яркое, глубокое открытие утонченных сфер духовной жизни, творчества в том числе. Развитием этих мотивов насыщена посмертная книга Н. Гумилева «Огненный столп», последняя, подготовленная им самим к изданию незадолго до трагической гибели.

Почти каждое произведение «Огненного столпа» воспринимается «жемчужиной», своим словом художник творил это долго искомое им сокровище.

Открывается «Огненный столп» стихотворением«Память».

Первая строфа звучит грустным и глубоким обобщением:

Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела.

Начальные строки частично повторяются в конце (как бы опоясывая произведение), но уже с новым, горьким оттенком — краткости человеческого существования.

Заключенные в это «обрамление» 13 четверостиший охватывают этапы жизни автора, смысл творчества художника, сущность общечеловеческой памяти и мечты о счастье. Образная мыслеемкость стихотворения удивительна. Для исповеди поэта найдены столь точные и выразительные определения, которые сразу становятся афоризмами. Скажем, ироническая оценка юности и молодости: «колдовской ребенок», словом «останавливающий дождь», «коврик под ногами его — мир». За четко обозначенным фактом всегда ощущается некая внутренняя «емкость». Награждение воина крестами — это одновременно и его свыше вдохновленное душевное прозрение: «святой Георгий тронул дважды пулею нетронутую грудь». Поэтому (будто неожиданно) раздумчивая интонация исповеди пресекается торжественным признанием высшего назначения поэзии:

Мое любимое произведение А. С. Пушкина

Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, зна­ешь его наизусть с детских лет, и все же каждый раз, рас­крывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, ви­дишь то безудержно веселые, то задумчивые, умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с писателем. Мне нравятся стихи, поэмы Пушкина. Но в большей сте­пени он привлекает меня как прозаик. Я зачитывал до дыр “Повести Белкина”, восхищался “Дубровским”. “Капитан­ская дочка” потрясла мое воображение и осталась любимым произведением.

Сейчас, если я слышу о чести, благородстве и верной любви, в моей памяти возникают образы Гринева и Маши Мироновой. Это произведение, несмотря на небольшой объем, полно глубокого смысла. В “Капитанской дочке” одновременно развивается несколько сюжетных линий.

Подробнее…

Сочинение на тему Маленький Мук

Это добрая сказка о том, что нельзя отчаиваться, если даже природа обделила тебя в чем-то, нужно уметь находить в жизни хорошие стороны, делать добро, о оно к тебе вернется, не отчаиваться в самые трудные минуты, искать выход, потому что жизнь всегда дает счастливый шанс, важно его не упустить.

В первую очередь учит верить в чудеса, и в благоприятный случай, учит тому что мир делиться на две категории, хороших и не очень хороших, но самое главное учит справляться с проблемами, расчитывать исключительно на себя.

Главный герой сказки по имени Маленький Мук – уродливый карлик, излюбленная мишень для насмешек окружающих. Но после рассказа его жизни, отношение окрестных мальчишек к карлику резко меняется.

Подробнее…

Отношение Пушкина к Онегину

Характеристика образа Онегина была по плечу только автору, который должен все знать о своих героях и все понимать в их душе: ведь каждый из героев — это его создание. Но и Пушкину она казалась необычайно трудной, и решил он ее далеко не сразу. Новый социально-психологический тип, представленный в образе Онегина, только формировался в русской действительности 1820-х годов. Он был необычным, непривычным и не увязывался с традиционными представлениями о герое. Требовалось много наблюдательности, чтобы разглядеть его в массе светской толпы; много раздумий, чтобы осмыслить его сущность, его место в жизни и перспективы его развития. Требовался громадный поэтический гений, чтобы этот тип воплотить в художественный образ и чтобы этот образ предстал как подлинное открытие художника, исследовавшего общественную и личную жизнь русских людей в развитии.

Подробнее…

Людмила Стефановна Петрушевская. Биография и творчество

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н. Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961 Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, С 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.

11 стр., 5188 слов

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

… и в личную жизнь поэта, и в лирику в целом. Если ранний Пастернак разводит Лирику и Историю, как разные, противоположные друг другу пространства, то теперь «понимание природы как чуда творения и поэзии … Основные мотивы творчества Б. Пастернака Многие поэты-современники, критики и исследователи творчества Пастернака отмечали слабость ранних стихов Пастернака, одновременно признавая «новизну» и …

В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента.

Подробнее…

Л. Н. Толстой. После бала. В чем вы видите критическую силу рассказа?

Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

Для того чтобы рассказать о пережива­ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест­вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде­ний о том, как от очарования, которое охва­тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги­ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови­нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер­тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае­мые на страницах рассказа.

Подробнее…

Примеры похожих учебных работ

Б.Пастернак. Обзор жизни и творчества. Лирический герой в поэзии Пастернака. Роман …

… — поле твоего сражения. Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство». Анализ стихотворения Пастернака «Август» Отношения Бориса Пастернака с религией складывались непросто. …

Романтическая поэзия Жуковского

… нового отношения к жизни – романтического. Какие же черты определяют поэзию Жуковского именно как романтическую? Прежде всего, это попытка открыть тайну мира – в жизни природы и в жизни людей: Безмолвное море, …

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

… мая в Переделкино. Основные мотивы творчества Б. Пастернака Многие поэты-современники, критики и исследователи творчества Пастернака отмечали слабость ранних стихов Пастернака, одновременно признавая «новизну» и «исключительную…талантливость” книги …

Великие люди о поэзии, поэтах

… а он — предметом мечтаний. Родник поэзии есть красота. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную … чернила. У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума. Поэзия — как живопись: иное …

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: