- Сочинения
- По литературе
- Есенин
- Природа в лирике Есенина
Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека. Он писал о любви, жизни, родине и многом другом. Однако ключевое направление творчества С.А. Есенина — пейзажная лирика.
Сергей Александрович Есенин родился в деревне и всей душой любил родное место. С детства он восхищался красотой русской природы, которая в будущем нашла отражение в его бессмертных произведениях. Поэт восхищался как мелочами и отдельными составляющими природы, так и всей природой целиком.
Сергей Есенин сравнивал природу с людьми и даже с самим собой:
И я знаю, есть радость в нём Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клён Головой на меня похож.
Великий русский поэт был настоящим деревенским человеком. Находясь вдали от родного дома, он всегда вспоминал милые поля, леса… Вдали от дома он писал проникновенные строки о родной природе и её красоте.
Самым популярным стихотворением Сергея Есенина о природе, вероятно, является стихотворение «Берёза». Поэт восхищался символом России — берёзой:
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром…
Подобно своему предшественнику, Александру Сергеевичу Пушкину, Сергей Александрович Есенин очень любил осеннюю пору. Он писал о золотых листьях клёнов, которые по цвету напоминали его собственный цвет волос. Он писал о шелесте листьев под ногами и ярких красках осени.
Не меньше осени Сергей Есенин любил зиму. В его стихах было множество образов, связанных с зимой: «пушистые ветки», «белая бахрома», «новое серебро».
Сергей Александрович Есенин восхищался различными природными явлениями не меньше, чем её красотой: «распустились кисти», «горят снежинки».
Сергей Александрович Есенин — поистине великий русский поэт. Его искренность бьёт в самое сердце и проникает вглубь души. Его стихи полны любви и силы духа. Несмотря на то, что поэт создавал свои бессмертные шедевры век назад, они до сих пор кажутся очень современными и задевающими чуткие струны души.
Сочинение. Русская природа в лирике Есенина
Сочинение.
Русская природа в лирике Есенина
В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины — родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии. Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал:
Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали.
С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:
Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.
Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается:
Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Жизнь природы неотделима от жизни человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:
Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть.
В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”. Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России:
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Поэт не мыслит себя без русской природы. “Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения:
Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.
Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше?
Я навек за сиянье и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан…
Сергей Есенин стихи о природе
Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В его лирике сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто вся жизнь и творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Часто поэт прибегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива.
Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов, например, “вечером синим”, “вечером лунным”, “заметался пожар голубой”, “предрассветное, синее, раннее” и др.
Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отделить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение “Отговорила роща золотая…”. Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить “березовым, весенним языком”, “милым” лирическому герою.
Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием самого поэта:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Осень в природе сравнивается с “осенью” в душе лирического героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением “отговорила роща золотая” и продолжается: “о всех ушедших грезит конопляник”. Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник.
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
А с другой — его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:
Я полон дум о юности веселой…
А дальше:
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Юность же в памяти лирического героя осталась как “цветы”. Повторяющееся слово “не жаль” еще больше подчеркивает чувство утраты.
Двойственное отношение к прошлому передает инверсия “отговорила роща золотая”: с одной стороны, она “отговорила”, причем “веселым языком”, а с другой — ее уже “не жаль”. Однако автор называет ее “золотой”, то есть прошло самое лучше время в жизни лирического героя. Сам эпитет “золотая” вызывает в сознании читателя самые прекрасные эмоции.
Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей молодости: журавли теперь пролетают “печально”, конопляник “грезит”, дерево “роняет тихо листья”.
Природа и лирический герой в этом стихотворении неразрывно связаны. Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы достичь гармонии с миром.
Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. “Братья наши меньшие” наделены абсолютно всеми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано, — “Корова”.
С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
И ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:
Скоро на гречневом свее
С той же сыновней судьбой
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бедной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: “выгонщик грубый”, “сердце неласково к шуму”, “грустная дума”, “жалобно”, “грустно”, “тоще” и т.д.
Но, как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:
Снится ей белая роща
И травяные луга.
“Белая роща” символизирует жизнь без мук, без огорчений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив введен для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.
Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.
Сочинение Природа в лирике Есенина
Сергей Есенин родился и вырос в самом центре России, в Рязанской губернии. Там же прошли детство и юность будущего поэта. В селе Константиново жил в семье деда под присмотром трех дядек и тети Шуры, родственников со стороны матери. Они водили Сережу в поля, на речку, в лес. Учили плавать на лодке, брали охотиться. Поэтому природа с детства стала частью Сергея Есенина. Потом органически вплелась в его произведения.
Родная природа в душе русского лирика оставалась до конца короткой жизни. Пейзажные зарисовки пронизывают лирику Есенина. Поэт относится к природе с любовью, олицетворяет ее. Березку сравнивает с девушкой, у которой «зеленая прическа, девическая грудь». Васильки напоминают светящееся сердце. Клен в стихотворении напоминает человека с трудной судьбой. Роща – замолчавшая женщина.
Для пейзажной лирики Сергея Есенина характерна религиозно-церковная лексика: Матерь Божья, радуница, Троица, монашки. Богомолец, в ризах образа, господь. Использование таких слов придает стихотворениям торжественность, показывает силу, величие, красоту русской природы, подчеркивает ее значимость для человека. Он просто «захожий богомолец» в природном храме.
Как в природе переплетается весь спектр цветов, так и лирика Есенина пронизана яркими красками. Иногда это противопоставление белого и черного: месяц и ночь. Мрачных цветов в пейзажах мало. Это говорит об общем позитивном настрое поэта по отношению к окружающему миру.
Синий и голубой цвета очень любит поэт: синь сосет глаза, завораживает синь, вечером синим, голубая солома, вечер голубой. В них – безграничная нежность к родной деревне, рязанским пейзажам. Не чужды поэту и сочные краски: красный, огненный, малиновый. Красная вода, алый цвет зари, розовые дни, на закат розовый – это красота и тревожность.
Желтый, ржавый – оттенки увядания: коричневые руки берез, желтизна увядания. Напротив, зеленый и золотой – утверждение жизни, вера в светлое будущее: желтая позолота, злат бугор, желтые кошки.
В стихотворениях поэт создает пейзажи простыми словами. Из них получается картина сложного мира. От этого стихотворения поэта становятся напевными, звучащими. Эти звуки навеяны полями, лесами, реками, цветами.
В русской природе поэт находил вечную гармонию мира, красоту, вдохновение, поднимает настроение. Верил, что она лечит душу, которая должна быть чистой и светлой, как сама природа.
2 вариант
Сергей Есенин оставил читателям в своем творческом наследии светлые и яркие образы нашей природы. Этого поэта, прежде всего, связывают с деревней, родной для него Рязанщиной. Как известно, Есенин отбыл из родных мест совсем молодым. Он жил вначале в Москве, а затем в Петербурге. В родном же селе наведывался редко. Но вот эта разлука придала его произведениям всю теплоту воспоминаний.
В раннем творчестве можно услышать, как поэт пишет о своей любви к Родине. В стихотворении «Гой ты Русь моя родная» Русь показана как святой элемент. Здесь представлены сравнения крестьянских изб с иконами и образами святых. Мир Есенина – это мир крестьянских, убогих изб, где радости мало, в основном преобладает печаль от такой тяжелой жизни. Боль о состоянии дел в России продолжается у поэта после первой мировой войны. Деревня у него остается покинутой, ждущей вестей с военных действий. Иногда, читая стихи поэта, видишь, насколько строчки проникнуты грустью, а лирический герой показан отвергнутым всеми и забытым. И единственное, что остается неизменным, это любовь к природе и России. Есенин жил в тяжелую для того времени и переломную эпоху. Многие поэты, как и Сергей Александрович верили, что революция внесет изменения, и наступит светлое будущее. Поэт был полон думами и много философствовал на эту тему. Мы видим, как в работе «Сорокоуст» Есенин раскрыл тему столкновения природы с человеческим образом, где особенно это ярко было показано через образы жеребенка и поезд. При этом жеребенок отражает всю красоту природы, а поезд как разрушающее чудовище.
Если вникнуть в творчество Есенина, то трудно у него найти труды, где в отображении природы показан пейзаж. Сердечные волнения и природные моменты у него объединены. Позже он отходит от изображения пейзажных эпизодов. Как любой поэт он не мог быть только певцом. В есенинских стихах чаще стали звучать слова любви к Родине, которая выражалась у него через привязанность к природе. В творчестве можно проследить, как поэт представляет нам образ русской березки, которая показана и как дерево, и олицетворяет природу родного края.
Две темы – Родина и природа проходят параллельно у Сергея Есенина. Нельзя сохранить любовь к отечеству, не любуясь пейзажами родных мест с детства. И когда мы восторгаемся природными красотами, то начинаем больше любить отчий край. Есенин создал в своих стихах светлый и прекрасный мир. И для читателей он остается поэтом, воспевающим красоту родной природы.
Образ природы в лирике Есенина
Есенин родился в селе в Рязанской области, поэтому, он ближе к природе, чем горожане. Он чувствует её душой. Да и как можно не любить нашу природу! Одни берёзки чего стоят, стоят тонконогие красавицы в белых с чёрными чёрточками колготках. Страной берёзового ситца назвал Россию Есенин. Более красивого сравнения я не встречала!
Есенину 15 лет и он пишет стихотворение о своей родной деревне «Вот уж вечер. Роса…» На зелёную травку легла вечерняя роса. Взошла луна и осветила деревенские хаты. Березы стоят, как свечки. За рекой постукивает специальной колотушкой сторож. Наверное, отпугивает воров. И так хорошо и спокойно на душе. Так не хочется ни чего менять в своей жизни и уезжать из этих мест.
Вот про зиму ещё красочней стихотворение. По словам поэта, она даже поёт и аукает, и лес баюкает, как родная мамка. И зима уже не кажется такой суровой, морозной, снежной. Мы знаем, что следом всё-равно придёт весна. Есенин всё-таки уехал в город из своего тихого спокойного края. И в его стихотворении «Я покинул отчий дом» такая щемящая душу, тоска по родным местам.
Только природа естественна и натуральна, никакой лжи и притворства. Есенин любит природу, как живое существо. Кроме него никто не относился так трепетно к ней. Может быть, только Пушкин может с ним соперничать в её описании. Особенно, золотой осени. Достаточно вспомнить его «в багрец и золото, одетые леса».
Любить свою родину, значит, любить природу. Только человек с широкой русской душой и тонкой романтической натурой может любоваться закатом солнца, вставать раньше всех, чтобы встретить восход и посидеть на зорьке с удочкой. Запрокинув голову, любоваться пролетавшим клином журавлей, не отрываясь, смотреть на текущую воду.
А молодых берёзок считать своими подружками. И посвящать им стихотворение «Берёза». Покрыл снег берёзу, а Есенин пишет, что она «принакрылась серебром». И ветки у неё пушистые, и с них свисает бахрома. А снежинки у него горят. Как можно это увидеть и подметить, если только не любить природу?
Несмотря на безграничную к ней любовь, Есенин считает себя здесь «случайным гостем». Возможно, он напоминает, что мы здесь не вечно, не навсегда. Поэтому, надо пользоваться моментом, любить и ценить природу, пользоваться её дарами, оберегать её.
Природа в лирике Есенина
Несколько интересных сочинений
Дружба – це невід’ємна частина життя кожної людини. Мабуть, не існує людини, яка не мала би друзів. Дружба дуже допомагає в житті кожному, скільки б друзів в тебе не було. Але який сенс треба вміщувати
Произведение Шолохова «Смертный враг» происходит во времена, когда стали появляться и образовываться колхозы. Секретарем данного колхоза является один солдат по имени Ефим
С самого утра я слышу звон посуды и громкие разговоры родителей. Собственно, это меня и разбудило
У каждого человека своё представление о счастье. Для одного это много денег и возможность жить в своё удовольствие. Для другого человека счастье – это любимая жена, дети
Савел Прокофьевич Дикой является одним из главных персонажей произведения, представленный писателем в образе предприимчивого и властного купца, одного из зажиточных жителей уездного городка.
Сочинение на тему: Мир природы в лирике С.А. Есенина
_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Мир природы в лирике С.А. Есенина
Тема родины — одна из главных тем в творениях С.Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России — это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей С.Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия: «А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам… И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора». С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России год — 1917 — поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С.Есенина того времени — это Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева — близкого друга и поэтического наставника С.Есенина: «Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный». В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обре 1000 тает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» — Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам». Поэтому так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание: «Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере». С темой родины у С.Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»: «Спит ковыль. Равнина дорогая И свинцовой свежести полынь! Никакая родана другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиньй Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть». Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции. .
Сочинение на тему Природа в лирике Есенина 11 класс
Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека. Он писал о любви, жизни, родине и многом другом. Однако ключевое направление творчества С.А. Есенина — пейзажная лирика.
Сергей Александрович Есенин родился в деревне и всей душой любил родное место. С детства он восхищался красотой русской природы, которая в будущем нашла отражение в его бессмертных произведениях. Поэт восхищался как мелочами и отдельными составляющими природы, так и всей природой целиком.
Сергей Есенин сравнивал природу с людьми и даже с самим собой:
И я знаю, есть радость в нём Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клён Головой на меня похож.
Великий русский поэт был настоящим деревенским человеком. Находясь вдали от родного дома, он всегда вспоминал милые поля, леса. Вдали от дома он писал проникновенные строки о родной природе и её красоте.
Самым популярным стихотворением Сергея Есенина о природе, вероятно, является стихотворение “Берёза”. Поэт восхищался символом России — берёзой:
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
Подобно своему предшественнику, Александру Сергеевичу Пушкину, Сергей Александрович Есенин очень любил осеннюю пору. Он писал о золотых листьях клёнов, которые по цвету напоминали его собственный цвет волос. Он писал о шелесте листьев под ногами и ярких красках осени.
Не меньше осени Сергей Есенин любил зиму. В его стихах было множество образов, связанных с зимой: “пушистые ветки”, “белая бахрома”, “новое серебро”.
Сергей Александрович Есенин восхищался различными природными явлениями не меньше, чем её красотой: “распустились кисти”, “горят снежинки”.
Сергей Александрович Есенин — поистине великий русский поэт. Его искренность бьёт в самое сердце и проникает вглубь души. Его стихи полны любви и силы духа. Несмотря на то, что поэт создавал свои бессмертные шедевры век назад, они до сих пор кажутся очень современными и задевающими чуткие струны души.
2 вариант
Все творчество великого поэта словно пронизано темой природы. Можно сказать, что она является основной составляющей творчества. Неудивительно, ведь Есенин является представителем новокрестьянской поэзии. Любовь к родному краю была впитана им с молоком матери.
В своих творениях литератор воспевает красоту Руси во всем ее многообразии. Образы достаточно трогательны и поистине уникальны. Можно сказать, что Есенин видит красоту во всем – как в бескрайних полях, так и в дремучих лесах, как в деревнях, так и в совершенно безлюдной местности.
Поэт любит Россию такой, какая она есть – лишь потому, что он умеет видеть прекрасное буквально во всем, что видит вокруг.
Также Есенин использует весьма интересные метафоры, аллегории и специфические образы. Допустим, в одном из творений, месяц у него гуляет в голубой траве, подобно кудрявому ягненочку.
Природные явления кажутся живыми – точнее, поэт представляет Мать – Природу вполне реальным, живым организмом, который успешно выполняет свои функции («васильками сердце светится»).
В описании природы Есенина присутствует некая упоенность – можно сказать, что поэт наслаждается красотами родного края как хорошим вином – смакуя каждый глоток, пытаясь извлечь максимальное удовольствие от вкушения купажа.
Природа у Есенина всегда живая, одухотворенная – например, ивы представляются ему в образах кротких монашек, тучи ржут, как сто кобыл и пр.
Но, несмотря на то, что красоты представляются поэту такими милыми, любимыми, родными и до боли знакомыми, периодически автор словно напоминает, что здесь он «случайный гость» – вполне возможно, что это отсылка к тому факту, что все люди на земле лишь гости и век каждого, увы, не бесконечен.
Присутствуют и моменты, когда, видя наступление осени, Есенин прощается с родной природой, которую так любит.
Читая стихотворения поэта, невольно ощущается неимоверная искренность. Простота граничит с красотой – так, что Есенина можно назвать по-настоящему «народным» поэтом. Но это, ни в коем случае, не идет вразрез с возвышенностью – ведь она присутствует в полной мере.
Природа в творениях Есенина переливается яркими красками – она улыбается, плачет, воодушевляется, обретает душевную гармонию вместе с ним самим. Можно сказать, что между литератором и природой присутствует некая незримая связь, которую чувствуют оба.
Достаточно сложно найти автора, который был бы настолько пропитан неподдельной любовью к родному краю и непреодолимым желанием воспевать красоты русской земли.
Также читают:
Картинка к сочинению Природа в лирике Есенина
Популярные сегодня темы
Детективный и психологический роман «Преступление и наказание» авторства русского писателя Федора Михайловича Достоевского получил сумасшедшую популярность еще после своей первой публикации и держит эту позицию по сей день.
Действительность существует в соответствии с конкретными законами и канонами. Трудности, препятствия, разочарование, недовольство, зависть – это все обычная часть нашей реальности, от которой не сбежать и не скрыться.
Невероятно привлекательным зрелищем в осеннюю пору являются массивы деревьев, каждое из которых может похвастаться своей раскидистой кроной, сотканной из разноцветных листьев.
Когда Твардовский работал в газете «На страже Родины», у него зародилась идея написания произведения, главным героем которого стал бы Василий Теркин — смелый и веселый солдат.
Выдающийся писатель Н.В. Гоголь умел замечать в окружающем мире, не только истинную красоту, но и суровую действительность. Петербург стал для него мрачным и серым городом
“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина)
Школьное сочинение
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. “Какой чистый, и какой русский поэт”, — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его “беспокойная, дерзкая сила”, сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.
От проникновенных стихов о стране “березового ситца” с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в “суровые грозные годы” — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:
Любовь к родному краю
“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве” . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.
Многоликая и живая Русь “светила” во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.
История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, — пишет он в стихотворении “Спит ковыль. “.
Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых “заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы”, и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит “хлеба черствого кусок”; и старого деда, что “согнувши спину, чистит вытоптанный ток”; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей, —
неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что “конь стальной победил коня-живого”. Его душу обжигает тревога за будущее России:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как “Возвращение на родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”.
С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь “золу да слой дорожной пыли” и даже старая мельница “стоит, глаза смежив”. “В своей стране я словно иностранец”, — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”. Неизменным остается главное убеждение Есенина:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.
🗹