Анализ стихотворения «Последняя любовь» (Ф.И. Тютчев)

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Последняя любовь» принадлежит позднему периоду творчества поэта и является одним из лучших его произведений. Наполненное лирикой и глубоким драматизмом, оно отражает все переживания Тютчева, которые ему довелось испытать в личной жизни. Предлагаем краткий анализ «Последняя любовь» по плану, который поможет подготовиться к уроку по литературе в 10 классе.

«Последняя любовь» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, средства выразительности, композиция

История создания

Произведение «Последняя любовь» написано примерно в 1852-1854 годах. Фёдор Иванович пользовался немалой популярностью у прекрасного пола. Нам известно о нескольких «серьёзных» романах поэта. Первый из них – это любовь к Амалии Крюденер, любовь, которая расцвела в душе поэта еще в совсем юном возрасте, в 19 лет. Чувство к этой молодой женщине Фёдор Иванович пронёс через всю свою жизнь, но свою судьбу с ней так и не связал.

В 1826 году Федор Тютчев женился на Элеоноре Петерсон – женщине, которой автор восхищался, которой был очень признателен, благодарен, уверен в ней, уверен в её любви. В этом браке родились три замечательные дочери.

В 1833 году у Федора Ивановича начался роман с замужней на то время Эрнестиной Дернберг. Элеонора Федоровна догадывалась о измене мужа, но вела себя достойно. Скандал по этому поводу был лишь однажды, без присутствия самого Тютчева, впоследствии чего первая жена поэта довольно быстро ушла из жизни. Смерть жены Федор Иванович мучительно переживал, тосковал по ней, поседел за одну ночь… Но через несколько месяцев Федор Тютчев и Эрнестина Дернберг обвенчались. В этом браке родились ещё два сына и дочь.

В 1850 году Фёдор Иванович Тютчев познакомился с Еленой Александровной Денисьевой, которая училась в одном классе с его старшими детьми. Эрнестина Фёдоровна замечала знаки внимания своего мужа к подружке дочери, но не придавала большого значения им, так как привыкла к мимолетным романам Федора Ивановича. Но уже в 1851 году Елена Александровна родила от поэта первого ребенка. Их роман продолжался 14 лет, до смерти Елены Денисьевой.

Разбираемое стихотворение «Последняя любовь» относится к «Денисьевскому циклу». Этот цикл можно считать романом, повествующим о «сложной» любви поэта к молодой девушке, повествующем о «губительной» любви, но в то же время о светлом и спасительном чувстве.

Третий период творчества Тютчева, к коему относится разбираемое стихотворение, отличается трагическими, упадническими, мрачными нотами, безысходными настроениями. Он уже стар, а его муза молода и прекрасна.

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Ф. И. Тютчева

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Последняя любовь» — одно из наиболее выдающихся по чистоте и возвышенности романтического чувства произведений. Оно написано в 1852-1854 годах уже немолодым поэтом и точно отражает авторскую концепцию любви — благородного и самоотверженного чувства.

Последняя любовь не такая страстная и неистовая, как в юности. В основе ее простая человеческая нежность, доброта, внимание, бережное отношение людей друг к другу. В то же время это не просто дружба, а переживание, не лишенные романтической окрашенности. Последняя

любовь обречена на скорую конечность, поэтому Ф. И. Тютчев в финальной строфе пишет о безнадежности.

Но в то же время эта безнадежность сопряжена и с блаженством. Это оксюморонное сочетание, сопряженное в единый мелодичный образ при помощи звукового удвоения , придает финальному аккорду стихотворения настроение светлой печали. По жанру «Последняя любовь» — элегия . Возвышенную интонацию произведению придает частица «О», как будто обрамляющая текст стихотворения . Неповторимый художественный эффект привносят также ритмические перебивы.

Они создают доверительную интонацию, что, в свою очередь,

усиливает исповедальный характер всего произведения. Центральным мотивом стихотворения становится мотив света, представленный следующими образцами: «прощальный свет», «заря вечерняя», «сиянье»). Во второй строфе оппозиция «тень» — «сиянье» сопрягается в оксюморонном словосочетании «вечерний день».

На проблемно-тематическом уровне эта игра света и тени словно созвучна борьбе жизни со смертью. И в этой борьбе последняя любовь придает лирическому герою силы противостоять конечности, продлить жизненный путь вопреки старости и немощи, тому, что «скудеет в жилах кровь».

Лирический герой затаивает свое чувство.

Он суеверен и бережет его, так как понимает, что полюбить вновь уже не сможет никогда. Любовь хрупка и трагична, как сама жизнь. Бывает, что любовь между людьми проходит сама собой. Ее часто разрушают ссоры и обиды, но в них хотя бы виноват сам человек.

Однако есть одно непреодолимое обстоятельство, которое нельзя предотвратить, — вечная разлука, смерть одного из любящих. Таким образом, любовь всегда одновременно и счастье, и трагедия. Биографически стихотворение связано с любовью поэта к Е. А. Денисьевой и входит в так называемый Денисьевский цикл.

Л. Н. Толстой, высоко ценивший Ф. И. Тютчева как поэта, о буквами «Т. Ч.» .

Примечательно, что и по тематике, и по настроению стихотворение «Последняя любовь» перекликается с произведением П. А. Вяземского «14 января в Вене»: «Моя вечерняя звезда, Моя последняя любовь! На вечереющий мой день Отрады луч пролей ты вновь!».

Но в то же время эта безнадежность сопряжена и с блаженством. Это оксюморонное сочетание, сопряженное в единый мелодичный образ при помощи звукового удвоения , придает финальному аккорду стихотворения настроение светлой печали. По жанру «Последняя любовь» — элегия . Возвышенную интонацию произведению придает частица «О», как будто обрамляющая текст стихотворения . Неповторимый художественный эффект привносят также ритмические перебивы.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Последняя любовь» – элегия. Однозначно стихотворение окрашено в «драматичные» краски, оно передаёт душевные терзания поэта.

Направление творчества Федора Ивановича – романтизм. Данное стихотворение является очередным доказательством этого! Всё внимание обращено к внутреннему миру лирического героя. Чувства в романтизме важнее разума и рассудка. Также творчество Тютчева причисляют к «чистому искусству» — поэзии, направленной на любование красотой, наслаждение чувствами и созерцание природы.

Стихотворение «Последняя любовь» начинается с междометия «о», что говорит об эмоциональности произведения, об открытости души лирического героя, поэта перед читателем.

Мы не знаем какова внешность лирического героя, но мы видим его «внутреннее содержание» – это главная отличительная черта романтизма.

Размер стихотворения «Последняя любовь» – четырехстопный ямб с пиррихиями. Рифмовка перекрестная с чередованием мужской и женской рифмы.

Гроза – воплощение перемен

анализ стихотворения тютчева вечер

Композиция

Стихотворение «Последняя любовь» состоит из трёх строф. Произведение можно разделить на три смысловые части, соответствующие каждому четверостишию.

В 1-й части автор восклицает, говорит будто на выдохе, после долгих раздумий и метаний.

«О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней…»

Поэт сравнивает «последнюю» любовь со светом, с зарёй.

«Сияй, сияй, прощальный свет…»

Повторение слов или строк в лирических произведениях обычно заостряет внимание читателя на особо важном, на основном. В данном случае поэт воспользовался повторением, чтобы рассказать читателю о своей радости видеть этот удивительный свет, о нежелании его терять из виду.

2-я часть посвящена жизни лирического героя, которую поэт сравнивает с небом, которое «обхватила тень», с прошедшим днём, сложным, утомляющим, но на склоне таким прекрасным, озаренным.

Также автор прибегает к повторению.

«Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье.»

Складывается ощущение, что лирический герой не хочет, чтобы время шло дальше, он хочет задержать прекрасное мгновенье, «продлить очарованье».

В 3-й части поэт пишет о том, что, возможно внешне человек с возрастом и меняется, но сердце, душа его всегда молоды, полны любви и надежды!

«О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.»

Последние две строки – это отчаянный вывод из всего рассуждения поэта!

Благословение небес иль мука

Фёдор Иванович уже был солидным отцом семейства, но он по-прежнему не мог устоять перед красотой, и время от времени его охватывали вихри страстей. Мимолётные романы с дамами из высшего общества всегда волновали Эрнестину: подобные увлечения светскими львицами могли разрушить карьеру мужа.

Встреча, изменившая судьбу

Девушка из обедневшего дворянского рода благодаря заслугам своей тётушки училась в Смольном институте. Елену Денисьеву даже считали кандидаткой на роль фрейлины императорского двора. И это казалось вполне реальной перспективой по многим причинам:

Тютчев и Елена Денисьева

  1. У вдумчивой и серьёзной девушки был природный ум, она получила хорошее образование.
  2. Изящная и грациозная брюнетка была весьма обаятельна. Её карие глаза и выразительное лицо привлекали внимание и юношей, и более старших светских львов.
  3. Все перечисленные достоинства дополняли манеры — безукоризненные, прекрасно усвоенные юной смолянкой.

Поначалу девушка даже бывала в доме Тютчевых в качестве подруги дочерей. Она видела, что в этой семье царят аристократическая холодность и сдержанность, у каждого как будто была своя отдельная жизнь. Участие в совместных чаепитиях, чтениях в гостиной, выездах на балы и в театр бывали регулярно, но эти очень интеллигентные люди по-прежнему словно закрывались от всех в собственных переживаниях, как в защитном коконе.

Хозяйка дома не просто любила мужа. Эрнестина его обожала, и её глаза старались ловить каждый взгляд, а тёплое слово уже делало женщину счастливой.

И когда супруги познакомились с подругой дочерей Тютчева от первого брака, жена не очень волновалась. Она полагала, что юная и наивная барышня вскоре наскучит её Теодору. Но судьба распорядилась иначе, и план рухнул.

Увлёкшись Лелей, сорокасемилетний поэт неожиданно для себя был потрясён, когда понял, что девушка ответила на его чувства так страстно и самоотверженно. Камергер Тютчев был пленён юной смолянкой настолько, что даже подыскал и снял квартиру для встреч с красавицей.

Тайна вскоре вскрылась, породив грандиозный скандал. Барышня оказалась беременной, и это накануне выпуска! Ни о каких придворных назначениях не могло быть и речи. От неё отвернулся свет, и проклял родной отец.

Жизнь на две семьи

Утешение Денисьева находила в молитвах и Боге. Оказалось всё очень непросто, но рядом была тётушка, несколько подруг и Он, любимый и единственный (для Лели это было главным). Весь смысл существования для Елены теперь был в Тютчеве, и красавица была готова не только сегодня, всю жизнь ждать и любить его. Через два месяца у них родилась девочка.

Поэт оказался в непростой ситуации: одновременно в его судьбе оказались две женщины. Одну он называл любимой, своим счастьем, не мог жить без неё. И прекрасно понимал, что не способен ответить с такой же силой на чувства Елены. Но она была в силах прощать — и прощала:

  • своё долгое ожидание во время частых отлучек камергера;
  • редкие (раз в неделю) совместные обеды;
  • эгоизм и вспыльчивость, а потом даже иногда появлявшуюся холодность;
  • существование на две семьи.

Елена умирает от чахотки

На второй чаше весов была его другая жизнь: преданная жена, дочери — фрейлины при дворе, карьера дипломата камергера. Отказаться от всего этого Тютчев не мог, да и не хотел.

Елена была уверена, что перед Господом они едины и духом, и телом, а значит, она жена самая настоящая, даже более, чем его две официальные. Денисьева принимает для себя решение: такой брак — это Божье соизволение. Поэт сумел внушить ей, что по церковным правилам он не имеет права более венчаться, и создание совместной семьи невозможно.

Однако быть на положении полужены, родить любимому человеку троих детей и по-прежнему быть парией для людей своего класса сложно. Тем более — почти пятнадцать лет. Временами добрая и высококультурная Елена, не в силах сдерживаться, срывалась, и чем дальше, тем более частыми были проявления её отчаянного протеста против существующего положения. Тютчев понимает, что её упрёки справедливы, но в отношениях наметилось охлаждение.

И снова чахотка. Уже второй раз болезнь, с которой не справляются врачи, уносит жену поэта. На сей раз гражданскую. Вслед умирают дочь и сын Елены.

И только тогда к Тютчеву приходит полное осознание, что для него означала эта женщина. Он остаётся пленником её всепоглощающей любви и понимает, что в душе возникла пустота. И её уже не заполнить. Смириться с потерей поэт не сможет, и воспоминания о ней будут бередить душу до самой смерти.

Образы и символы

Лирический герой разбираемого произведения «Последняя любовь» – сам поэт, так как произведение обращено к возлюбленной автора и отражает реальные события. Лирический герой – человек, который уже повидал многое, испытал всё, что можно было… Но вдруг он открывает для себя нечто новое! Это новое – хорошо забытое старое, это любовь! И вновь увидев этот «свет», ощутив, прочувствовав это «хрупкое», лирический герой относится к любви по-новому, с большим трепетом, с большим уважением, с благодарностью, погрузившись в данное чувство полностью, не оставив себя для чего-то ещё!

Главным образом произведения является именно это чувство – любовь! Автор сопоставляет его со светом. Свет – это символ истины, свет – это что-то необходимое, неотъемлемое, побеждающее тьму. Точно такая же и любовь, всепоглощающая, всепроникающая и необходимая. Она открывает глаза на «настоящий» мир, на такой мир, каким он был задуман.

Далее поэт прямым текстом сравнивает последнюю любовь с зарей.

«Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!»

Заря – это символ пришествия Христа. То есть тьмы уже не будет, есть негасимый свет! Поэт заменил закат словосочетанием заря вечерняя, что объясняет отношение лирического героя к одолевшему его чувству, лирический герой воспринимает его как что-то разрастающееся, увеличивающееся и усиливающееся.

Далее поэт пишет:

«Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье…»

Скорее всего, здесь автор ничего не завуалировал, а образно обрисовал происходящие события, представив свою жизнь небом, в которой не было место радости, но вдруг появился свет, подаривший радость жизни лирическому герою.

Очень интересно так же то, что одно из символических значений запада – это средний возраст, то есть как раз тот возраст, в котором прибывал поэт на момент написания произведения. Этот факт ещё раз доказывает, что лирический герой является автопортретом поэта.

Далее следует очень красивый оксюморон «вечерний день», который опять же описывает отношение автора к происходящему, к внезапной радости в жизни.

Кратко

Когда Тютчев был взрослым мужчиной и известным автором многих произведений, он полюбил в девушку, которая была воспитанницей пансионата благородных девиц. Поэт не думал, что способен любить кого-либо так долго. Елена ответила взаимностью поэту, и их роман длился очень бурно. В высшем обществе возникло большое количество различных сплетен и споров, но Тютчев был счастлив и об этом нам рассказывает его произведение «Последняя любовь».
Тютчев старается разобраться в собственных чувствах и эмоциях, а затем о. Мужчина был женат два раза, но никогда не испытывал тех эмоций и чувств, которые родились в его сердце в отношениях с Еленой. Он сравнивает ее с зарей, осветившей собой его путь. В данной любви мужчина видит смысл собственной жизни, а также благодаря нему в нем проснулось вдохновение, которое, казалось бы, уже покинуло поэта.

Важно то, что после встречи с девушкой поэт вновь замечает, как прекрасна природа и обращается к пейзажной лирике. За окном – то, что наиболее подходит под его чувства и мысли на данный момент. Он не желает, чтобы день клонился к закату и вместе с тем не желает, чтобы его собственная жизнь так же неумолимо клонилась к завершению. Но то тепло, которое дает автору последняя любовь, греет его душу и наполняет огромным количеством различных чувств.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Последняя любовь» закреплена в названии — это любовь. Любовная лирика Фёдора Ивановича отличается удивительной чувствительностью, эмоциональностью, открытостью.

Особенным является «Денисьевский цикл», который посвящен как раз последней любви поэта. Данный сборник наполнен не только пылкой любовью и чувственностью, но он также один из самых тревожных и отчаянных.

В этом и заключается проблематика произведения, в сплетённости любви, нежности и отчаянья, странного чувства собственного несоответствия обстоятельствам, тревоги, страха. Старость контрастирует с юностью, закат дней сталкивается с ярким светом зари.

Настроение стихотворения «Последняя любовь» нельзя назвать тревожным, хотя подобные ноты присущи ему. Произведение наполнено надеждой и благодарностью, радостью и «нежным» страхом, который растворяется в мудрости лирического героя.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Последняя любовь» — это ответ на проблематику произведения. Поэт принимает решение любить, хотя прямым текстом этого не пишет.

«О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.»

Последние строки описывают смешенные чувства лирического героя. Складывается впечатление, что он решается «нырнуть с головой» в любовь, хотя и не совсем уверен в себе, сомневается.

Смысл стихотворения Тютчева «Последняя любовь» состоит в том, что любовь – это свет, а от него не скроешься, любовь поддерживает нас, поднимает и оберегает, любовь – это дыхание, а жить без дыхания невозможно. Именно поэтому лирический герой принимает такое решение, он достаточно опытный, мудрый человек, испытавший многое.

Тема

Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.

В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но, все же, это не дружеские отношения, лишенные романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине.

Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадежность. Он суеверно бережет его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.

Средства выразительности

Анализ стихотворения Тютчева «Прощальная любовь» должен быть завершен перечислением тропов. Средства художественной выразительно создают неповторимый стиль автора и выражают его чувства.

  1. Эпитеты: «прощальный свет», «любви последней», «последняя любовь».
  2. Метафора: «на склоне лет», «заря вечерняя», «скудеет кровь», «не скудеет нежность».
  3. Олицетворение: «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».
  4. Оксюморон: «вечерний день».
  5. Лексический повтор: «сияй, сияй…», «помедли, помедли…», «продлись, продлись…».
  6. Инверсия прослеживается на протяжении всего стихотворения. Например, «нежней мы любим и суеверней…».
  7. Риторическое восклицание:

«Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!» «О ты, последняя любовь!»

Автор: Кристина Асаулова

Анализ стихотворения Тютчева “Последняя любовь

Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет способен испытывать столь сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь является взаимной. Роман Тютчева и Денисьевой развивался бурно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем обществе. Однако поэт до конца не мог поверить собственному счастью, о чем свидетельствует стихотворение “Последняя любовь”

Пытаясь разобраться в своих чувствах, Тютчев приходит к выводу, что “на склоне лет нежней мы любим и суеверней”. Этот умудренный жизненным опытом мужчина, который дважды был женат и успел вырастить детей, открывает в себе совершенно новые черты характера, о которых даже не подозревал. Поэт сравнивает свою нежданную любовь с вечерней зарей, которая освещает его путь особым сиянием. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования, но и черпает силы для вдохновения, которое, как считает Тютчев, давно уже его покинуло.

Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет способен испытывать столь сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь является взаимной. Роман Тютчева и Денисьевой развивался бурно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем обществе. Однако поэт до конца не мог поверить собственному счастью, о чем свидетельствует стихотворение “Последняя любовь”

Средства выразительности

Возвышенная интонация достигается за счет использования частицы «о», которой автор искусно обрамляет произведение. Лиричность и удивительную музыкальность стихотворению придают лексические повторы

(« продлись, продлись», «помедли, помедли »).

Выразительность и образность произведения достигается благодаря многочисленным эпитетам

(« последней», «вечерний», «прощальный ») и метафорам

(« полнеба обхватила тень», «бродит сиянье »).

Лирика Фёдора Тютчева не оставляет равнодушным ни одного читателя. Многие поэтические произведения посвящены теме любви, о которой знаменитый русский поэт знал многое. Он умел любить без остатка, растворяясь в чувствах до самых глубин.

Несмотря на романтическую натуру, поэт не воспринимал слово «измена», он просто не считал прискорбным любить несколько женщин одновременно. Интересный факт о личной жизни Тютчева – он жил на две семьи, и каждой возлюбленной отдавал все свои нежные чувства и откровенность.

В его жизни происходили самые непредсказуемые события, каждая встреча оставляла в памяти поэта определенные мысли, которые он и передавал умело в своем гениальном творчестве. Известный для многих читателей стих «Я встретил вас, и все былое…» был написан после встречи с женщиной, ставшей в последующем его возлюбленной.

Вообще, нужно отметить, что человек в поэзии Тютчева — хоть в «космической», хоть в любовной — слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, перед лицом природы, он велик какой-то внутренней, ничем не объяснимой силой. Подобная двойственность ощущается и в данном стихотворения, только здесь это двойственность выражена с помощью параллелизма (сопоставления явлений природы с человеческой жизнью), характерного больше для народной поэзии. В данном произведении последняя любовь героя ассоциируется с вечерней зарей:

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: