История создания
Для Пушкина вопрос смерти всегда оставался одним из важнейших. Особенно это стало заметно в позднем творчестве великого поэта.
Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» связано с непростой жизненной ситуацией Александра Сергеевича.
В 1836 году поэт уже окончательно устал от светской жизни, постоянного непонимания со стороны императора, гонений цензуры. Он хотел одного: уехать с семьей подальше от столиц, обосноваться в имении и отдохнуть.
Но император, в глазах которого Пушкин был опасным вольнодумцем, опасался отпускать его так далеко от себя. Самодержец пошел на хитрость: присвоил писателю звание камер-юнкера, и тем самым буквально обязал его ежедневно появляться на службе.
С одной стороны, Николай I официально не запрещал Пушкину уезжать, но с другой, создал условия, при которых это стало невозможным.
Кроме того, подобное назначение было довольно оскорбительным. Обычно камер-юнкерами служили совсем молодые юноши, а Александр Сергеевич был уже зрелым, семейным мужчиной.
Поэт очень расстроился, и, пребывая в таком подавленном настроении, написал анализируемое произведение. При жизни величайшего русского гения оно нигде не публиковалось, настолько было личным.
Стихотворение посвящено Наталье Гончаровой.
Тема
Некоторые исследователи творчества А.С.Пушкина считают, что стихотворение «Пора, мой друг, пора» так и не было завершено. Обосновывают это тем, что главная тема стихотворения – спокойная жизнь в кругу близких людей, и далее поэт должен был бы написать о жизни в кругу семьи, о старости. Но ничего этого нет.
В первой строфе ведётся речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг. Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчивается смертью. И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытии.
Во второй строфе лирический герой делает акцент на том, что в зрелости есть своя прелесть – «покой и воля». С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.
По мнению некоторых исследователей, далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако произведение так и не было завершено.
Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.
Система образов
В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».
Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.
Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.
Смысл и идея
Анализ стихотворения Пушкина раскрывает душевное состояние и настроение поэта в момент написания. Можно прийти к таким выводам:
- Счастье зависит от душевного покоя, который дарит свобода. Пушкин с удовольствием готов отказаться от привилегий жизни в Петербурге ради возвращения в забытое семейное поместье. Это напоминает, что какой бы ни была привлекательной роскошь, счастье от нее не зависит.
- Время быстротечно и строить планы наперед не всегда уместно. Обращаясь к читателю, поэт напоминает, что смерть приходит неожиданно. Не стоит откладывать на потом важные дела.
- Смерть не стоит того, чтобы жить в страхе перед ней. Думал ли Пушкин о предсказанной скорой смерти или нет, неизвестно. Однако его слова «замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег» показывают, что он не испытывал чрезмерного беспокойства. Важно жить, наслаждаясь каждым днем, не боясь будущего.
Делая анализ, важно помнить, что полный смысл можно было бы понять, только если было бы опубликовано продолжение произведения, где описан логический конец размышлений поэта.
Композиция
Исследователи считают, что данное произведение Пушкин не закончил. Основанием для таких мыслей становится, в том числе, и композиция стихотворения, которая явно обрывается.
Предположительно, автор задумывал три части, но написал только две.
Первая – это первые четыре стиха. В них Пушкин рассуждает о природном течении жизни: все проходит, меняется, и люди стареют. Ежесекундно уносятся «частички бытия», оседая лишь в памяти. Люди предполагают жить, но могут умереть – вот о чем говорит автор.
Вторая часть – оставшиеся четыре стиха. В них речь идет о том, что есть счастье для лирического героя («покой и воля»). Он высказывает свою заветную мечту – убежать от света, уехать в глушь, и жить там.
Композиционно должна быть еще одна часть, описывающая старение на лоне родной природы, счастливым человеком, окруженном многочисленными родственниками. Однако по каким-то причинам Пушкин не дописал, оставив стихотворение в неполном виде.
Именно поэтому нельзя говорить, что композиция тут логически завершена, но две части явно выделяются и различаются по тематике.
Тема, основная мысль и композиция
Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.
Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.
Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.
Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.
Художественные особенности произведения
Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».
В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.
Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.
Анализ стихотворения Пора мой друг пора Пушкина
«Пора, мой друг, пора…» — стихотворение, относящееся к философской лирике, но оно уже написано не в романтическом стиле, а в реалистичном. Автор использует метафоры, среди которых большее место занимает олицетворение. Он придает жизнь абстрактным понятиям таким, как день, час и бытие, в целом.
Существует несколько теорий зарождения этого стихотворения, в связи с чем можно проводить анализ с нескольких совершенно разных сторон. Первой теорией является то, что стихотворение было не закончено. Считается, что стихотворение посвящено жене А. С. Пушкина, которую он называет «другом». Автор пишет свое произведение уже в 35 лет, когда все его юношеские годы закончились, и пришло осознание полноценной взрослой жизни. Он размышляет о быстротечности времени и недолговечности счастья, но, приобретя душевный покой и свободу, можно жить в умиротворении. Существует версия, что в продолжении Пушкин повествовал о тихой и спокойной жизни вдали от города, в деревне, окруженный природой и тишиной. Но, к сожалению, об этом нам остается только догадываться.
Вторая теория смысла этого лирического произведения заключается в том, что автор предчувствовал свою близкую кончину и поведал о ее приближении всем. «…замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.» — эти строки символизируют переход в другой мир, в мир смертельного покоя человеческой души и тишины. Побег от суеты мирской в негу небесную. Автор чувствовал, что скоро его счастливая жизнь в городе закончится, как любое счастье, но покой и свобода, которые несет с собой смерть, останутся его спутниками навечно.
Можно сделать вывод, что по первой теории автор повествует о спокойной и тихой жизни вдали от города со своей возлюбленной, а по второй – сообщает о приближающейся кончине, которая принесет свободу духу и покой.
Мне, конечно, ближе первая теория, потому что я считаю, что А. С. Пушкин, любя деревню и природу также сильно, как и жизнь, не стал бы писать такое мрачное стихотворение. Все, о чем он повествовал, я могу свести к тому, что самым дорогим в его жизни стало обретение семьи, своей жены, с которой он хотел разделить жизнь. Но автор не хотел делить «своего друга» с окружающим миром, поэтому его мечтой был совместный переезд подальше от города, туда, где они могли бы наслаждаться друг другом и созерцать природу в ее естественной красоте, нетронутой человеческими руками.
Средства художественной выразительности
Пушкин начинает свое произведение с обращения, чем сразу настраивает на диалог, однако перед нами философский монолог.
В тексте используется много эпитетов: «усталый раб», «завидная доля», «обитель дальняя», «чистые неги».
Кроме того, встречаются метафоры: «летят за днями дни», «каждый час уносит частичку бытия» и т.д.
Поэт вводит олицетворение «покоя сердце просит», тем самым подчеркивая, насколько он устал от повседневной светской суеты. Недаром он сравнивает лирического героя с «усталым рабом», замышляющим побег от всего этого.
История написания
Стихотворение было написано в 1834 году, когда Александр Сергеевич переживал непростой период. Большинство литературных критиков склоняются к мысли, что произведение адресовано жене поэта — Наталье. Другие делают анализ стихотворения как посвященного друзьям.
В первой строчке описано состояние поэта: «покоя сердце просит». Беспокоило Александра Сергеевича желание вернуться в родное село Михайловское, покинуть шумный Петербург и сбежать вместе с женой. Николай I не отпускал молодого человека, его просьбы об отставке игнорировались.
Ощущение безысходности одолевали поэта, и он обратился к жене в стихотворении. О том, разделяла ли супруга переживания молодого человека и хотела ли она променять комфортную жизнь в Петербурге на скромный дом в тихой деревушке, читателю остается догадываться.
Вариант №3
Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» было написано А. С. Пушкиным – одним из самых авторитетных литераторов начала XIX вв, в возрасте 35 лет. В этот период своей жизни поэт переживал некоторые трудности, связанные по большей части с неудачной попыткой оставить службу и переехать в деревню. Император не только не позволил ему покинуть двор, но еще и произвёл его в камер-юнкеры — звание, незавидное для человека его возраста. Позже он писал «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам…».
Несмотря на то, что произведение так и не было завершено (в рукописях поэта найден полный план стихотворения), нужно учитывать первоначальные, хоть и нереализованные, мысли поэта. Развитие событий в жизни лирического героя затрагивало большой отрезок времени, в ходе которого он из городского суетливого жителя перевоплощался в степенного деревенского семьянина.
Литературный анализ стихотворения
Стихотворный размер — ямб из шести стоп
Рифмовка — парная, чередующаяся женская и мужская
Стихотворение отличается высокой ритмичностью и практически полным отсутствием ударных пропусков.
Предельной чёткости по содержанию и форме, требует план, в основе которого лежит задумка Пушкина — создать своего рода жизнеописание героя от юности до зрелости. Поэту учитывал эти аспекты с начала и до конца произведения.
Создание лирических художественных образов достигнуто с помощью метафор олицетворения, выступающих на протяжении всего произведения в качестве деятельных элементов «каждый час уносит частичку бытия», «покоя сердце просит». Суть и главная мысль произведения построены на противопоставление жизни — смерти. Художественную окраску дополняют множественные эпитеты и архаизмы. Кроме этого, Пушкин прибегнул к перифразу.
Сопоставление стихотворения с жизненными реалиями периода, в который оно было написано, позволяет уловить настроения поэта, выступившего музой произведения. Грусть и даже местами разочарование, а также ностальгия по-прошлому, прослеживается в обоих четверостишиях. Возможно, если бы автору удалось закончить стихотворение, общее впечатление было бы другим. Также не совсем понятно кто выступает «другом» Александра Сергеевича. На этот счёт мнения большинства расходятся. Кто-то видит в этом самого поэта, кто-то — его жену, об этом остаётся только догадываться. Но, если учитывать разочарование, которое постигло Пушкина в тот период, его тоску по деревне и нежелание оставаться при дворе, то это наводит на мысли о разговоре автора с самим собой. Своего рода крик души поэта. В любом случае истины мы уже не узнаем.
10 класс
Образец философской лирики
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» показывает, что оно является отличным образцом философской лирики. Главный герой осознает свою зрелость, он понимает, что его жизнь не будет длиться вечно. Он с грустью вспоминает прошлое, однако все же настроен на лучшее. Лирический герой хочет прожить свою жизнь вместе с возлюбленной и умереть в один день (слово «умрем» указывается во множественном числе).
В своем стихотворении великий русский поэт размышляет о том, как быстро проходит человеческая жизнь. Он говорит о том, что мы можем только «предполагать», каким может быть наше существование. Но не успеет человек обернуться, как конец его дней оказывается близок. Александр Сергеевич в этом немного грустном стихотворении говорит о своей мечте – он хотел бы проводить драгоценные дни в своей «дальней обители». Строки из этого стихотворения уже давно стали афористическими. В нем поэт в легкой форме говорит о серьезных мечтах – жизни и смерти, счастье и стремлении к покою.
Жанр, размер и рифмовка
В 35 лет многие люди хотят поменять устоявшийся ритм жизни, сделать её более спокойной и размеренной, поэтому согласились бы со строками «Пора, мой друг, пора…» (Пушкин). Анализ предполагает, что произведение не было закончено, и кульминацией стихотворения стало бы то, что лирический герой со своей женой уехал бы в деревню и наслаждался простыми радостями до самой смерти.
Данное произведение написано шестистопным ямбом, использован жанр философской лирики. Оно ритмично, имеет парную рифмовку с использованием женской и мужской рифмы. Стихотворение должно было рассказать о всей жизни лирического героя, поэтому оно написано четко и по форме.
Художественные приемы
В анализе стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора» учащийся может также упомянуть о том, что поэт для передачи своих идей использует очень выразительные средства – метафору, эпитет. Стихотворение наполнено меткими определениями: долю он называет «завидной», обитель – «дальней», неги – «чистыми». Метафора в произведении – «дни летят».
Также поэт использует и олицетворение – «сердце просит». Есть в произведении и антитеза – данный прием Пушкин использует, когда говорит о планах на жизнь и о смерти. Также присутствует анафора – в начале шестой и седьмой строчки упоминается слово «давно».
🗹