Гумилев – поэт Серебряного века
Период с 1890-ых годов до Октябрьской революции 1917 года в русской литературе принято называть Серебряным веком. Известно, что начало 19 века, когда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие поэты, вошедшие в классику мировой литературы, считается Золотым веком русской поэзии. Поэзия же начала 20 века – Серебряный век.
Почему именно так? Гумилев, Ахматова, Брюсов, Бальмонт, Анненский… Их творчество, их художественные открытия меньше значат для литературы? Их достижения менее значимы, чем достижения великих поэтов 19 века? Думаю, что это совершенно не так.
Одно из литературных направлений Серебряного века, давших миру множество талантливых имен, — акмеизм. Его теоретиком и практиком был прекрасный поэт Н. Гумилев. Он считал, что задача художника – выражать и отображать мир, окружающий человека. Но, в тоже время, акмеизм не касался социальных проблем, злободневных вопросов. Сфера интересов Гумилева лежала в основном в поисках и провозглашении романтического идеала.
Н.С. Гумилев родился в Кронштадте 3 (15) апреля 1886 г. в семье морского врача. Его детство прошло в Царском Селе, где он учился в царскосельской гимназии. В 1903 г. Гумилев познакомился с будущей поэтессой Анной Ахматовой. Чуть позже, в 1905 г., в Петербурге вышел первый сборник его стихов «Путь конквистадоров». Затем поэт уезжает в Париж, где проводит около трех лет. За границей он издавал журнал «Сириус» и опубликовал сборник стихов «Романтические цветы» (1908).
По возвращении в Россию Гумилев поступил в Петербургский университет, активно сотрудничал в газетах и журналах, основал «Академию стиха» для молодых поэтов. В 1909 — 1913 гг. он совершил три путешествия в Африку, в 1910 г. он женился на А.А.Горенко. В 1912 году Гумилев издал свой самый « акмеистический» сборник стихов — «Чужое небо».
С началом первой мировой войны поэт поступил добровольцем в уланский полк, за участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами.
В 1916 г. вышел в свет новый сборник стихов «Колчан». Гумилев в это время находился за границей в составе экспедиционного корпуса. Там он встретил события 1917 г. и возвратился в Петербург лишь в 1918 г. В последние три года поэт жизни активно занимался творческой, организаторской и преподавательской работой, издал сборники стихотворений «Костер», «Фарфоровый павильон», «Шатер», «Огненный столп».
3 августа 1921 г. Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре, а 25 августа 1921 г. — расстрелян.
Лирический герой Гумилева, как и все его раннее творчество, отличается особой энергией. Для этого героя нет пропасти между действительностью и мечтой: он утверждает приоритет дерзких грез, вольной фантазии.
Стихотворение «Капитаны» — одно из самых характерных стихотворений молодого поэта. Оно стало для читателей визитной карточкой Гумилева. На первом плане здесь — образ капитанов, представление поэта об идеале современного человека. Этот человек находит себя в романтике странствий. Его влекут неизведанные горизонты, он стремится прочь от домашнего уюта и серых будней.
Герой Гумилева пришел в этот мир не мечтательным созерцателем, а творцом жизни. Она для него ценна моментами преследования, борьбы, преодоления:
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса, —
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
Кроме того, раннее творчество Гумилева отличает обилие романтически-фантастических мотивов («Песня о певце и короле», «Пять могучих коней мне дарил Люцифер…» и так далее). Здесь отчетливо проявляются мотивы, заимствованные из средневекового эпоса и западноевропейской литературы (тролль, одинокий король, Люцифер). В этих стихотворениях также ярко проявляется романтическое двоемирие и создается образ романтического героя с несчастной судьбой:
«И смеясь надо мной, презирая меня,
Мои взоры одел Люцифер в полутьму,
Люцифер подарил мне шестого коня
И Отчаянье было названье ему».
Часто в стихотворениях Гумилева встречается образ романтической страны, прекрасной и необычной («Жираф»). Она четко противопоставляется скучной обыденности, окружающей лирического героя:
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
Позднее творчество поэта резко отличается от его первых сборников. Вместо романтического жизнеутверждения — интонация скорбных разуверений, вместо яркой экзотики — приметы «проклятого захолустья». Жизнь души и тревоги сознания составляют основу поздних стихотворений Гумилева.
Даже заголовки у позднего Гумилева значительно разнообразней, чем прежде. Кроме географической или зоологической экзотики («Гиена», «Ягуар», «Жираф», «Озеро Чад» и т. п.) и называния героев стихотворений («Дон-Жуан», «Капитаны» и т. п.) поэт все чаще использует обозначения чувств, эмоциональных состояний, высших ценностей («Память», «Слово», «Душа и тело», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай», «Звездный ужас»).
Главный мотив стихотворения «Канцона вторая» из сборника «Огненный столп» — ощущение трагического, неразрешимого двоемирия. Зрелый Гумилев проводит мысль о жизни иной, исполненной смысла и красоты, в отличие от реального мира — мира «гниющего водоема» и пыльных дорог.
В мире реальности невозможно подлинное чудо и подлинная красота — в этом смысл данного стихотворения и всего позднего творчества поэта («не приведет единорога / Под Уздцы к нам белый серафим»).
Имя Н. Гумилева – одно из самых ярких и значимых не только в поэзии Серебряного века, но и в истории русской литературы. Этот художник обогатил мировую литературу не только своими самобытными произведениями, не только своими художественными открытиями, но и тем, что он стал основателем целого литературного направления, которое дало миру такие великие имена, как А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Анненский…
LiveInternetLiveInternet
Понедельник, 27 Апреля 2015 г. 04:27 + в цитатник Elsass
все записи автора
Николай Гумилёв. Портрет работы Мстислава Фармаковского, 1908 г.15 апреля 1886 года, 129 лет назад родился русский поэт Серебряного века и исследователь Африки незабвенный Николай Степанович Гумилёв.Николай Степанович Гумилёв
(3 (15) апреля 1886, Кронштадт — 26 августа 1921, под Петроградом) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. Отец Коли – корабельный врач, участвовал в нескольких кругосветных плаваниях и много рассказывал сыну о море и путешествиях. В литературе Гумилев дебютировал как
символист
.
Первый сборник стихов «Путь конквистадоров»
он издал в 1905 году, впоследствии считая его «ученическим опытом». Этот труд удостоил отдельной рецензией Валерий Брюсов – один из авторитетнейших поэтов того времени. Долгое время
Гумилев считал Брюсова своим учителем
, и мэтр покровительствовал молодому поэту, относясь к нему по-отечески. Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика. Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал
«право на гражданство в поэзии всех стран, тем не менее, совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко»
. Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели». Николай Гумилев много путешествовал – побывал в Италии, во Франции, совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке, откуда привез в Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию фотографий и предметов. А опыт многотрудных скитаний отразился в стихотворениях, сборниках, поэмах… Одним из важных событий в творческой биографии Гумилева стало провозглашение нового литературного направления –
акмеизма
, ставшего для поэта выражением его внутренней художнической и личностной сути и привлекшего крупнейшие таланты эпохи, такие как А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Первой по-настоящему акмеистической книгой Гумилева стало «Чужое небо». Во время Первой Мировой войны
Гумилев пошел на фронт добровольцем
, участвовал в боевых действиях, был дважды награжден за храбрость Георгиевскими крестами и получил офицерское звание. В годы войны он не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написан цикл очерков «Записки кавалериста», несколько пьес.
Приверженец монархии
, Гумилев не принял большевистской революции 1917 года, однако эмигрировать отказался. Он был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда этого времени – много печатался, руководил в Петрограде Союзом поэтов, читал лекции, вместе с А.Блоком, М.Горьким, К.Чуковским и другими крупными писателями работал в издательстве «Всемирная литература». В августе 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. И по постановлению Петроградской ГУБЧК от 24 августа 1921 года один из лучших поэтов «серебряного века» Николай Степанович Гумилев был расстрелян. Точная дата и место расстрела Гумилева неизвестны.
Гумилев — гимназист.
Родился в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва (28 июля 1836 — 6 февраля 1910). Мать — Гумилёва (Львова) Анна Ивановна (4 июня 1854 — 24 декабря 1942). Дед его — Панов Яков Федотович (1790—1858) — был дьячком церкви села Желудево Спасского уезда Рязанской губернии. В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо переносил шум. Со слов Анны Ахматовой («Труды и дни Н. Гумилева», т. II) своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в шесть лет. За год до окончания гимназии на средства родителей была издана первая книга его стихов
«Путь конквистадоров»
. Этот сборник удостоил своей отдельной рецензией Брюсов, в те времена бывший одним из авторитетнейших поэтов. Хотя рецензия не была хвалебной, мэтр завершил её словами
«Предположим, что она [книга] только „путь“ нового конквистадора и что его победы и завоевания — впереди»
, именно после этого между Брюсовым и Гумилёвым завязывается переписка. Долгое время Гумилёв считал Брюсова своим учителем, брюсовские мотивы прослеживаются во многих его стихах (самый известный из них —
«Скрипка»
, впрочем, Брюсову и посвящённый). Мэтр же долгое время покровительствовал молодому поэту и относился к нему, в отличие от большинства своих учеников, добро, почти по-отечески.
Волшебная скрипка(Валерию Брюсову)
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое тёмный ужас начинателя игры! Тот, кто взял её однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад, и когда горит восток. Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь. Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! (1910)
Гумилёв Н. С. в Париже, 1906 г.Фотография Максимилиана Волошина.
С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись — и много путешествовал. Побывал в Италии и Франции. Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала Анна Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы. В Сорбонне Гумилёв познакомился с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой. Эта мимолётная встреча через несколько лет сыграла роковую роль в судьбе поэта. В Париже Брюсов рекомендовал Гумилёва таким знаменитым поэтам, как Мережковский, Гиппиус, Белый и др., однако мэтры небрежно отнеслись к молодому таланту. В 1908 году поэт «отомстил» за обиду, анонимно послав им стихотворение «Андрогин». Оно получило крайне благосклонный отзыв. Мережковский и Гиппиус высказали желание познакомиться с автором (Евгений Степанов, хроника). В 1907 году, в апреле, Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. В России молодой поэт встретился с
учителем — Брюсовым
и
возлюбленной — Анной Горенко
. В июле он из Севастополя отправился в своё первое путешествие по Леванту и в конце июля вернулся в Париж.
Гумилёв в Африке
Николай Гумилёв
— не только поэт, но и
один из крупнейших исследователей Африки
.
Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию. Африка ещё с детства привлекала Гумилёва, его вдохновляли подвиги русских офицеров-добровольцев в Абиссинии (позднее он даже повторит маршрут Александра Булатовича и частично маршруты Николая Леонтьева).
Африканский рисунок Николая Гумилева
Ольга Кардовская. Портрет Гумилева (1909)
Упорная и вдохновенная деятельность Гумилёва по созданию формализованных «школ поэтического мастерства» (три «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), к которой скептически относились многие современники, оказалась весьма плодотворной. Его ученики — Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Николай Оцуп, Всеволод Рождественский, Николай Тихонов и другие — стали заметными творческими индивидуальностями. Созданный им акмеизм, привлёкший такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стал вполне жизнеспособным творческим методом. Значительным было влияние Гумилёва и на эмигрантскую, и (как через Тихонова, так и непосредственно) на советскую поэзию (в последнем случае — несмотря на полузапретность его имени, а во многом и благодаря этому обстоятельству). Так, учениками Гумилёва считали себя не знакомые с ним лично Н. Н. Туроверов и С. Н. Марков.
«В Гумилёве было много хорошего. Он обладал отличным литературным вкусом, несколько поверхностным, но в известном смысле непогрешимым. К стихам подходил формально, но в этой области был и зорок, и тонок. В механику стиха он проникал, как мало кто. Думаю, что он это делал глубже и зорче, нежели даже Брюсов. Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. За всем тем его разговор, как и его стихи, редко был для меня «питателен». Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал её на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила. Иногда, после лекций о поэтике, он играл с нею в жмурки — в самом буквальном, а не в переносном смысле слова. Я раза два это видел. Гумилёв был тогда похож на славного пятиклассника, который разыгрался с приготовишками. Было забавно видеть, как через полчаса после этого он, играя в большого, степенно беседовал с А. Ф. Кони.»
Ходасевич, «Некрополь»
Гумилёв и Ахматова с сыном
Судьба близких Гумилёва сложилась по-разному
Жены и дети: 1 жена Ахматова Анна Андреевна (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966) — их сын Гумилёв Лев (1 октября 1912 — 15 июня 1992); Их ждала долгая жизнь, всероссийская и мировая слава; 2 жена Энгельгардт Анна Николаевна (1895 — апрель 1942) — их дочь Гумилёва Елена (14 апреля 1919, Петроград — 25 июля 1942, Ленинград) Анна Энгельгардт и Елена Гумилёва погибли от голода в блокадном Ленинграде. Лев и Елена Гумилёвы не оставили детей. Высотская Ольга Николаевна (18 декабря 1885, Москва — 18 января 1966, Тирасполь) — их сын Орест Николаевич Высотский (26 октября 1913, Москва — 1 сентября 1992) Его 2 дочери и 1 сын — единственные потомки поэта. Сейчас живы — старшая дочь Высотского Ия, — у неё есть дочь и внучка, — 3 дочери Ларисы Высотской, её младшей сестры, погибшей в 1999 году.
Памятник Николаю Гумилёву в Коктебеле
Источник: https://www.calend.ru/person/5319/
© Calend.ru
ВикипедияСегодня день рождения Николая Гумилёва (aquilaaquilonis
) Также интересные ссылки:
Николай Гумилев Николай Гумилев. Биография и воспоминания. Николай Степанович Гумилев. Биография Гумилева. Произведения.
Рубрики: | Культура/Литература Культура/Поэтическая тетрадь История/Новое время История/Новейшая история История/Исторические личности Культура/Классика Африка Европа Искусство Персоналии, биография Ссылки |
Метки:
поэзия поэты Николай Гумилёв дата Африка Россия русская классика монархисты память Царская Россия русская классическая литература memories Серебряный век русской поэзии
Процитировано 1 раз Понравилось: 1 пользователю
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 1
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось1
0
klassreferat.ru
Одним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев. Он вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт — Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова — директором Царскосельской гимназии, в которой учился Гумилев. Основные сборники Гумилева — “Путь конквистадоров”, “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Чужое небо”, “Костер” и последняя книга, изданная перед смертью поэта, — “Огненный столп”. Главная тема его творчества — тема мужественного преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он пускается в рискованные предприятия (три путешествия в Африку, добровольный уход на войну и служба разведчиком). Герой Гумилева отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворного цикла “Капитаны”: “Пусть безумствует море и хлещет,/ Гребни волн поднялись в небеса —/ Ни один пред грозой не трепещет,/ Ни один не свернет паруса”. С годами в поэзии Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К ним поэт относит и себя. Он много размышляет о своей смерти и представляет ее неизменно в героическом ореоле:“И умру я не на постели/ При нотариусе и враче,/ А в какой-нибудь дикой щели,/ Утонувшей в густом плюще”. Много стихотворений Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики — и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, и Маргариты из “Фауста” Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета (“Из логова змиева”, “Она”, “Укротитель зверей” и др.). Поздние стихотворения Гумилева отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьями о человеческой жизни, о судьбе России, о предназначении поэта (“Память”, “Шестое чувство”, “Заблудившийся трамвай”, “Пьяный дервиш”, “Мои читатели”). Поэзия Гумилева более зрительная, чем слуховая, ей не свойственна, скажем, есенинская напевность, ей свойственны необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора. Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Гумилева “Слово” из сборника “Огненный столп”. В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя. Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это — Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова. В этом стихотворении автор размышляет о природе слова. Он противопоставляет два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей, — выражением его является “умное число”, и высший, Божественный путь, воплощенный в слове. Данное произведение Гумилева продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина и Лермонтова. Гумилев говорит, что именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, автор обращается к самому важному авторитету для человека христианской культуры — к Евангелию. Стихотворение отличает высокий стиль. Поэт использует здесь архаизмы (“оный день”, “осиянно”), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации произведение звучит, как торжественное заклинание. Гумилев стал одним из символов культуры “серебряного века”. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность: культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и его поэт.
Рекомендуем посмотреть:
- Роль поэзии в лирике Николая Гумилева
- Николай Гумилев – поэт «серебряного века»
- Яркость, праздничность, восприятия мира в поэзии Николая
- Общая характеристика лирики Николая Степановича Гумилева
- Краткая хроника жизни и творчества Николая Степановича Гумилева
- Что роднит и отличает символиста Блока и акмеиста Гумилева
- Романтический дух стихотворений Гумилева
- Своеобразие лирики Николая Гумилёва
- Эссе о трагическом конце жизни Гумилева
СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА Н. ГУМИЛЕВА
Термин «акмеизм» и имя Н. Гумилева неразрывно связаны. Он оказался единственным, кто в полной мере воплотил идеологическую программу этого литературного направления. Появление акмеистов было своеобразным протестом против «обесценивания» слова. «Роза» перестала быть символом Богоматери, Вечной Женственности, стала абсолютно земным цветком. «Бытие», «вечность», «София» — эти слова уходили из поэтического лексикона.
Вот описание жирафа из стихотворения Гумилева: Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Здесь жираф предстает не в символическом, а в своем истинном виде. И эмоции, которые вызывает образ животного, живые, а не книжные.
Акмеисты одержали победу. Это была победа Н. Гумилева. Создатель яркого и самобытного литературного течения — акмеизма, — он завоевал симпатии читателей не только силой художественного таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатичной любовью к путешествиям и странствиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества. Муза Дальних Странствий, воспетая им во многих стихах, стала проводником поэта в непроходимых джунглях Центральной Африки, в огнедышащих песках Сахары, в верховьях и устье многоводного Нила, в мрачных горах Абиссинии и экзотических лесах Мадагаскара… Древние города Европы, Ближний Восток, Средиземное море…
И вот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда.
Настоящее произведение поэтического искусства, декламировал Гумилев в статье «Наследие символизма и акмеизм», должно быть совершенным, отточенным, как лезвие бритвы. Достижимо ли это? Можно ли превратить теоретические выкладки в реальность стихов? Это достижимо, утверждал Гумилев, если поэт станет героем, выбирающим трудный и опасный путь. Оставалось только подтвер207 дить это жизнью. И он это делал. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным, отправиться в длительные и рискованные путешествия, стать охотником на львов и носорогов, пойти добровольцем на фронт в империалистическую войну и получить за храбрость два солдатских Георгия и, наконец, оказавшись в следственной камере Петроградской губчека, заявлять следователю о своем «монархизме» вместо того, чтобы предпринять попытку оправдаться и спасти себе жизнь. Мечтательный лирик, он вытравил из своего сердца влюбленность и задумчивость, избавился от грусти и растерянности и в горниле страстей выковал сильный, звенящий, как дамасская сабля, голос, уничтожающий человеческий страх и покорность, прокладывающий дорогу человеческой гордости и мужеству. Героями его стихотворений становятся открыватели новых земель и флибустьеры, скитальцы, средневековые рыцари, охотники на африканских зверей и бесстрашные капитаны… Герои реальные и мифические, жившие много веков тому назад и современники, решившие достичь Северного полюса, — все они становились помощниками поэта, мечтавшего сделать своих читателей героями «сильной, веселой и злой планеты».
Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать, что надо.
Следует отметить, что уже в раннем творчестве поэта наметились основные (исключительно «гумилевские») черты, которые, так или иначе изменяясь и совершенствуясь, прошли через все его сборники и составили в конечном итоге неповторимый облик его поэтики. Что же это за черты? Безусловно, романтический дух большинства его произведений, обусловивший выбор определенной системы художественных средств: образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали побуждали поэта создавать героев по контрасту с современниками, героев, одухотворенных идеями дерзкими, но в основе своей — благородными, охваченными неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующими победу над внешним миром, даже если эта победа досталась ценой их жизни.
🗹