Анализ стихотворения пленный рыцарь лермонтова. «пленный рыцарь»

  1. Какие мысли и настроения владеют лириче-ским героем? С помощью каких приемов они пере-даются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? При-ведите конкретные примеры из текста.
  2. Настроение грусти, тоска и стыд владе-ют лирическим героем, который остро пе-реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло-жения и вольной птицы (прием антите-зы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото-рые стали основными в его жизни. По-нятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах камен-ный панцирь, каменный шлем. Тако-го обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоцииро-вать со стенами тюрьмы (в этом отно-шении метафора развертывается), с дру-гой — воспринимать как отражение ду-ховного плена.

  3. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд-но? Испытывает ли герой чувство вины?
  4. Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ-но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте-ны темницы? Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добивать-ся свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов-ной. Стыдно за свое бессилие. Литературо-вед Ю. М. Лотман видит в монологе лири-ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко-дексом рыцаря герой выражает стоиче-скую готовность принять смерть…».

  5. В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот-ман считает, что в нем заложено определенное про-тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин-ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня-тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.
  6. С мнением Ю. М. Лотмана следует со-гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос-тями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсо-лютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему уз-ничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном ры-царе» свободы достичь поможет только смерть.

  7. Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю-щей его действительности отражены в этом стихо-творении?
  8. Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си-дел под арестом за дуэль с де Барантом.

    Время реакции после декабристского вос-стания, ограничение свободы в общест-ве — это реалии действительности, ко-торые могли отразиться в стихотворе-нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей-ствия молодого поколения в этих усло-виях нашли отражение в таких стихо-творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

  9. Во многих стихотворениях Пушкина и Лер-монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?
  10. Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4). Материал с сайта

  11. Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?
  12. Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав-лены друг другу. Рыцарю всегда полага-лось иметь даму сердца и посвящать ей се-ренады. Однако плен заслоняет эту сторо-ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение за-ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз-ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока-зываются в прошлом. В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос-тается пленному рыцарю.

  13. Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.
  14. Смысл метафоры в том, что детали тем-ницы, изображенной Лермонтовым, пре-вращаются в части рыцарского воору-жения. Метафора эта помогает воспри-нять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Про-тивопоставление тюрьмы и боя — антите-за камня и железа. Железо вызывает ассо-циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуятрадиции «рыцарской баллады» — характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной», оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества, несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой «темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы»- едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» — ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Молча сижу под окошком темницы, Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решётка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь» (1840 г.) было написано Лермонтовым во время нахождения под арестом за дуэль с сыном французского посла де Барантом. Оно полностью отражает настроение поэта в последние годы жизни.

В поздний период творчества Лермонтовым все больше овладевает отчаяние от чувства невероятного одиночества. Непонимание и равнодушие общества больно ранят душу поэта. По свидетельству современников, Лермонтов стремился к своей смерти. Дуэль и последующее заключение под стражу еще больше ожесточили его против окружающего общества.

Автор и на воле уже давно не чувствовал себя абсолютно свободным. Физическая неволя повергла его в состояние крайнего пессимизма. Лирический герой через окно наблюдает за «вольными птицами», испытывая боль и стыд. Он никого ни в чем не обвиняет и не просит прощения. Одиночество подчеркнуто тем, что у героя даже нет любимой женщины, во славу которой он бы мог сложить песню. Из всей своей жизни он помнит лишь «старинные битвы», символизирующие литературную борьбу Лермонтова за высшие идеалы добра и справедливости.

Когда-то лирический герой чувствовал себя могучим рыцарем на боевом коне в полном вооружении. Он и в плену остается настоящим воином, но его облик кардинально изменился. Характеризуя свое нынешнее состояние, поэт применяет очень удачные сравнения: «каменный панцирь — высокие стены», «забрало — решетка бойницы», «щит… — чугунные двери», а ретивый конь — «быстрое время».

Лирический герой призывает нового коня ускорить свой бег. «Новая броня» затрудняет его дыхание. Автор предчувствует, что в конце пути его будет ждать только смерть. Но он не боится с ней встретиться. Эта встреча, наконец-то, позволит «пленному рыцарю» освободиться от своих доспехов и обрести настоящую свободу. В этом печальном заключении содержится глубокая мысль Лермонтова о невозможности достижения духовной свободы в материальном мире. Поэт считает, что физическая неволя, по сути, не имеет большого значения. Человек всю жизнь страдает от тяжелых доспехов, символизирующих человеческие предрассудки, общественное мнение, собственные сомнения и т. д. Из этого боя невозможно выйти. Остается лишь пришпорить своего коня (время) и готовиться к желанной смерти. Такая философская позиция крайне пессимистична, но не лишена привлекательности.

Произведение «Пленный рыцарь» можно отнести к ряду пророческих стихотворений Лермонтова, в которых он предрекает свою скорую смерть. Поэт написал это стихотворение за год до своей гибели на очередной дуэли.

Унылое стихотворение, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Многие до сих пор гадают, чем оно могло быть вызвано, но есть версия, что оно относится к периоду пребывания русского поэта, находящегося в тот момент под арестом по решению суда, после дуэли с французским аристократом – Эрнестом Барантом.

Стихотворение появилось на страницах «Отечественных записок», вызвав бурное обсуждение со стороны критиков. Лейтмотивом главного рассуждения поэта становится – узничество и отсутствие полноценной свободы. Стихотворение «Пленный рыцарь» стало лишь продолжением плеяды со стороны других произведений также касающихся «тюремной темы». Вспомним, например, «Соседа» или «Узника», там ведь тоже Михаил Лермонтов писал о заточении и несвободе. Но вернёмся всё-таки к стихотворению «Пленный рыцарь», что же здесь важно на самом деле?

По сюжету, главный герой – рыцарь, находящийся в темнице. Сам он это место называет – «Каменный панцирь». Ему слишком одиноко и самое ужасное для него то, что он сломлен, битва его окончательно проиграна. Через окошко он видит синее небо, над которым парят птицы. Всё это его наталкивает на мысль, что он когда-то был храбрым воином, ему вспоминаются достойные битвы. У него были доспехи, тяжёлый меч, щит, который не раз спасал его от смерти и конь, вероятно предоставленный теперь сам себе. В одночасье всё это ушло в небытие, а сам он, сравнивает свои атрибуты, с тем местом, где находится сейчас. Доспехи – это темница, шлем – решётки на окнах, щит – двери темницы, а с конём он сравнивает – время, которое также быстро мчится. В последних строках, лирический герой обращается к теме смерти, он хочет, чтобы она забрала его с собой, заменив тем самым – дух свободы.

В стихотворении используется много метафорических прообразов того или иного действия. Герой ведёт монолог, повсеместно обращаясь к философским идеям. Одним словом – это трагическое стихотворение.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»

«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетается с творчеством Пушкина, который часто рассуждал на тему узничества. Лермонтов тоже не приемлет заточения, он погибает без свободы.

В роли лирического героя в стихотворении выступает некий рыцарь. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь в первую очередь – воин, а так как он находится в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в вышине синего неба, и вспоминает о боях, в которых он побывал.

Если раньше он был в доспехах, защищающих его, то теперь он как в панцире находится в темнице, где стены и потолок давят на него. Рыцарь вспоминает о коне, им никто не правит. Скорее всего конь здесь предстает как символ времени, которое несется без остановки не щадя никого. Рыцарь находится в заточении, а время-то идет. Он мечтает, чтобы время шло быстрее и тогда он наконец-то познает свободу.

«Пленный рыцарь» – это монолог лирического героя, рассуждающего о темнице и о свободе. Неволя здесь противопоставляется свободе, т.е. используется прием антитезы. Лермонтов написал данное стихотворение четырехстопным дактилем. Произведение отличается мелодичностью и напевностью, подобное ощущение обеспечивает женская рифма.

Лермонтов сопоставляет себя с пленным рыцарем. Поэт практически все жизнь чувствовал себя одиноким. Он переживал в первую очередь о том, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать в каких-то рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и делало его одиноким пленником.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»

Автор его написал уже во взрослом возрасте в 1840 г. Поэт создавал произведение после того, как состоялась его поединок с Э. Барантом. А опубликовано только через несколько месяцев, в «записках». В нем продолжается тема тюрьмы, узничества.

В нем заключение в камеру связано неразрывно с чувством одиночества. Оно вызвано конфликтом поэта с окружающим миром. Здесь описаны душевные переживания автора, потому что его идеалы никак не перекликаются с той действительностью, которая существует.

Стихотворение имеет пять строф, и выглядит как монолог, в котором раскрываются противостояния сообщества и человека, заточения и свободы. Цитата «темница – синее небо» создает конфликт. Молчание — так поэт выражает свою связь с пленением, причем тюрьма в этом случае распространяется на все вокруг. А «вольные птицы», которые резвятся на небосводе, подразумевают свободное чувство.

Рыцарь очень переживает из-за того, что ему приходится сидеть в заточении, хотя ему надо было выйти победителем или погибнуть в сражении. Все его отважные подвиги ушли в забытье, а сейчас остались только печальные думы и простое проживание, ожидая своей гибели.

Развернутая метафора содержится в 3 строфе, где поэт ввел лексику, которая еще сильнее подчеркивает бездеятельность героя. Он закован, заколдован. Ведь из каменных стен очень тяжело выйти.

4 столбец выстроен весь на фигуральных изменениях (щит это двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы). Сочетания слов показывают то, как состязаться за свободную жизнь – это камень, железо. Художественное свойство получается из-за внутреннего параллельного соотношения образов. Герой, сознавая свою несвободу, хочет вырваться из плена. Но за счет различных художественных приемов делается сильнее трагическая безысходность всей ситуации рыцаря.

В пятой строфе происходит синтаксическое противопоставление первым четырем. Здесь всего лишь три предложения, два являются побудительными, повелевают что-то сделать, чтобы достичь цели. И здесь начинают появляться светлые настроения. Все-таки героя не сломили, он еще не побежден. Он не собирается складывать свое оружие. И здесь отражаются терзания самого поэта.

Молча сижу под окошком темницы,Синее небо отсюда мне видно:В небе играют всё вольные птицы;Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности.

387. ОЗ. 1841, № 8. — — Печ. по копии ПД, тетр. 15. Датируется предположительно 1840 г. Ст-ние завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.

Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит. В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания.

Вольная жизнь и в этом стихотворении выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутренняя связь с нею прервана.

Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Датируется предположительно апрелем 1840 года, когда Лермонтов сидел под арестом за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом.

Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться. Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.

1840 г. когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом. Это произведение перешло в общественное достояние. В первую очередь, отсутствием свободы. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам.

Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением. Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

С 1963 в Московском театре им. Моссовета. В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов. Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок». Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы».

Метафора

В произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов часто обращается к метафоре. Его герой — это опытный воин, который понимает, что уже никому не нужен. Уставший от своего бездействия, он теперь вынужден находиться взаперти, в темнице, где шлема забрало — это решетка бойницы, его щит — чугунные двери, а каменный панцирь заменяют высокие стены. Время ассоциируется с конем, которым никто не правит. Здесь Лермонтов подразумевает собственную жизнь, уже никчемную, бесцельную и никому не нужную. Он желал выполнить свое предназначение, но был лишен такой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, — образ проявляется в последних строчках стихотворения. Причем воспринимается смерть как помощница, которая может поддержать рыцарю стремя, когда он приедет. Тогда-то и наступит то долгожданное облегчение от одиночества, душевных волнений и тоски, связанных с нереализованными мечтами.

Текст «Пленный рыцарь» М.Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решотка бойницы, Каменный панцырь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме. Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти . осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности помогают читателю почувствовать душевное состояние героя, который удручен неволей.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами синее небо, вольные птицы, тяжелый меч, железный панцирь. Как только заговаривает о заключении, появляются метафоры (грешная молитва, каменный панцирь). А на аллегориях построена целая строфа.

Читать стих “Пленный рыцарь” Лермонтова Михаила Юрьевича, которое он написал, пока был под арестом из-за дуэли, нужно как одно из произведений, относящихся к его зрелой лирике. Основной его мотив – это узничество, он поднимался до этого в “Соседе” и “Узнике”. Поэт передает свое мироощущение, завязанное на одиночестве – он находится в конфликте с миром и потому чувствует себя пленником. Изучая это стихотворение на уроке литературы в классе, также следует знать, что оно написано по канонам рыцарской баллады, в частности, в нем нет развивающегося сюжета, только основной образ.

По своей сути текст стихотворения Лермонтова “Пленный рыцарь” является монологом лирического героя, в котором тот высказывает свои мысли о конфликте личности и общества. При этом он не пытается что-то изменить, а пассивно страдает из-за ущемленной гордости. Учить это произведение из пяти строф полностью стоит для того, чтобы почувствовать трагичность и безысходность той ситуации, в которой очутился рыцарь. А прочитав его онлайн, можно проследить закольцованность композиции, которая демонстрирует завершенность идеи автора, вкладывающего в уста лирического героя собственные мысли.

Молча сижу под окошком темницы, Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решётка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Март или апрель 1840?

Разделы:

Литература

Класс:

8

Цель урока.

  1. Учить умению сопоставлять стихотворные тексты, находить общие мотивы и образы.
  2. Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи лирического произведения.
  3. Обучение выразительному чтению стихотворений.

Словарь.

Мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения.

Оборудование.

Мультимедийный комплекс. Презентация к уроку. (см. Приложение)

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве М.Ю. Лермонтова. Вспомните, что характерно для мироощущения поэта, каковы основные мотивы его лирики. (Одиночество, жажда свободы).

(см. Приложение. Слайд № 1) Нам предстоит впервые сопоставить два стихотворения разных поэтов: “Узник” Пушкина и “Пленный рыцарь” Лермонтова. Запишите в тетрадь тему урока.

Основное содержание урока.

Знакомство со стихотворением Лермонтова “Пленный рыцарь”.

I. Выразительное чтение учителем

(или подготовленным учеником) стихотворения “Пленный рыцарь”.

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно. Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжелый да панцирь железный. В каменный панцирь я нынче закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит. Быстрое время – мой конь неизменный, Шлема забрало – решётка бойницы, Каменный панцирь – высокие стены, Щит мой – чугунные двери темницы. Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдёрну с лица я забрало.

II. Выявление первичного восприятия.

  • Кто является лирическим героем этого стихотворения? (Рыцарь).
  • Что вы узнали о лирическом герое стихотворения? Кто заточил рыцаря в темницу? (Он находится в темнице, но поэт не говорит, кто и за что его туда посадил, потому что главное в этом стихотворении – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам).
  • Совершает ли он какие-нибудь активные действия или пассивно погружен в горестные раздумья? (Пленный рыцарь погружен в горестные раздумья, он вспоминает “старинные битвы”).

III. Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина “Узник”.

Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт за окном, Клюёт и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: “Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”

IV. Беседа по вопросам.

  • Что сближает эти два произведения? (Общий мотив плена, узничества).
  • Можно ли сказать, что сопоставление этих двух стихотворений продиктовано общими мотивами, а не нашей прихотью?

Слово учителя.

Нам предстоит сопоставить два стихотворения разных авторов. Задача сопоставительного анализа заключается не в том, чтобы найти сумму сходных и различных признаков, а в том, чтобы выявить существенные особенности, свойственные творчеству того или иного поэта. Поэтому важно не только назвать какой-то признак, но и показать, какие функции он выполняет в сравниваемых произведениях поэтов, какие важнейшие особенности их мироощущения воплощает. В ходе урока нам предстоит ответить на следующие вопросы: (см. Приложение. Слайд № 2)

  • Случайно ли, что стихотворение Лермонтова сопоставляется с произведение Пушкина?
  • Почему поэты один и тот же мотив разработали в своих произведениях по-разному?
  • Какие существенные черты, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях?

(см. Приложение. Слайд № 3) Одновременно мы будем осваивать такие понятия, как мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения. Запишите в тетрадь эти понятия.

V. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова.

1. Общее.

(Запись в тетрадь). Установите общие и отличительные признаки этих стихотворений, основываясь на тексте. (см. Приложение. Слайды № 4, 5)

  • Название (“Узник”, “Пленный рыцарь”)
  • Место (темница)
  • Персонажи (орёл, конь)
  • Лирический герой (узник, пленный рыцарь)
  • Обращение (брат, летучее время)
  • Контраст темницы и воли (темница – небо, горы, морские края; темница – синее небо)

Вопрос.

Попытайтесь, опираясь на полученные данные, показать, что сближает эти два произведения, а в чем состоит главное отличие в решении поэтами темы “плена” — одного из магистральных мотивов мировой литературы. (Лирический герой стихотворения Пушкина не так одинок, как герой стихотворения Лермонтова: рядом с ним орел – птица гордая, свободная. Причем свобода – это врожденное качество орла, ведь он “вскормленный в неволе”. И для лирического героя — “узника” — орел становится “братом”). Вспомните, в каком произведении, изученном нами, мы встречались с этой темой? (Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”). Этот же мотив характерен и для таких произведений, которые нам только предстоит прочитать, как “Кавказский пленник” А.С. Пушкина, “Мцыри” М.Ю. Лермонтова.

2. Композиционное строение.

(см. Приложение. Слайд № 6)

  • В какой форме написаны эти стихотворения? (Стихотворение “Пленный рыцарь” представляет собой монолог, а пушкинское стихотворение имеет черты диалога).
  • Охарактеризуйте конфликт лирического героя и мира в этих произведениях? (Конфликт воли и неволи, свободы и заточения).
  • Как он передается? (В этих стихотворениях противопоставлены образы: синее небо – темница; небо — земля. Такой стилистический прием называется антитеза). (см. Приложение. Слайд № 7)
  • Давайте попробуем разобраться, как в этих стихотворениях развивается тема “земля (темница) – воля”.
  • В каком стихотворении небо является недосягаемым для лирического героя (“Пленный рыцарь”), а в каком оно предоставлено человеку как возможность, осуществление которой целиком зависит от его свободолюбивого порыва? (“Узник”).
  • Как это проявляется в изображении птиц? (“Узник”: “Мы вольные птицы…”; птицы воспринимаются лирическим героем как родственные души. “Пленный рыцарь”: “В небе играют всё вольные птицы; глядя на них мне и больно и стыдно”. Птицы представляют контрастный план лирическому герою. Появившаяся в первой строфе неожиданная нота: рыцарю не только больно, но и стыдно находиться в тюрьме – сразу превращает наметившееся сопоставление с пушкинским “Узником” в противопоставление. Поэтому лирический герой видит освобождение лишь в смерти. Подобного мотива в пушкинском стихотворении нет).
  • В каком стихотворении лирический герой находится в настоящем времени и его стремление вырваться на волю может осуществиться прямо сейчас? (“Узник”: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, вымолвить хочет).
  • В каком стихотворении настоящее показано как бессмысленное прозябание, всё героическое осталось в прошлом, а будущее обещает только смерть? (“Пленный рыцарь”: “нет … грешной молитвы”, “помню … старинные битвы”; “в каменный панцирь я нынче закован…”; “смерть, как приедем, подержит мне стремя…”).
  • В каком произведении реализуется композиционная схема следующего вида “было, нет и не будет” (“Пленный рыцарь”), а в каком “нет, но будет” (“Узник”)? (см. Приложение. Слайд № 8)
  • Чем заканчиваются оба стихотворения? (Чтение последних строф стихотворений).
  • Какое состояние в сознании лирических героев, давно уже томящихся в темнице, выражают обращения? (“П.р.”: “летучее время”; “У.”: “брат”).
  • К каким выводам приводит эти наблюдения? (Лирический герой стихотворения Пушкина верит в грядущее избавление, но видит его среди мира природы, в котором нет человека. Лермонтовский же герой свое избавление видит в смерти; он вступает в совершенно иные отношения с миром: время – конь, смерть – стремянной. И только вырвавшись из плена чуждой жизни, рыцарь может наконец “сдернуть забрало” и открыть свое истинное лицо. Поэтому так торопит он “летучее время”).

3. Ритмическая организация стихотворений.

(см. Приложение. Слайд № 9)

  • Определим способ рифмовки и размер стихотворений. Как мы это делаем? (Подчеркнуть все гласные в первой строке; поставить ударения; сделать вывод о чередовании ударных и безударных слогов). (см. Приложение. Слайды 10, 11, 12)
  • Давайте подумаем, как ритмическая организация стиха помогает понять её роль в создании художественного образа. Сопоставьте количество слогов и стоп в этих стихах. Что общего? (Общее количество слогов и стоп).
  • Как размер стиха влияет на выражение общего настроения лирического произведения? (Применение трехсложных размеров – дактиля и анапеста – особенно при увеличении количества стоп (до четырех) выражает часто уныние, глубокие и тяжелые переживания).
  • Прочитайте вслух первые строки стихотворений. Обратите внимание на количество пауз — цезур. В каком стихотворении паузу приходится делать после каждого слова? (“Пленный рыцарь”). В каком стихотворении паузу надо делать в середине стиха? (“Узник”)
  • Обратите внимание на то, где стоит ударение в рифмующихся строках. В каком стихотворении используется мужская рифма? (“Узник”). В каком – женская? (“Пленный рыцарь”). Какая рифма удлиняет стих, придает ему протяжность, а какая рифма делает его энергичным, четким, законченным?
  • В каком произведении автор использует много слов с сонорным согласным р? Какую интонацию это придает стихам? (“Узник” — энергичность, бодрость). В каком стихотворении много слов с шипящими согласными? Почему? (“Пленный рыцарь” — трагизм, безнадежность). Используя нужные слова и выражения из набора, попытайтесь письменно ответить на вопрос “Каким я вижу лирического героя в этих стихотворениях?”, основываясь только на интонации стихов. (см. Приложение. Слайд № 13)
  • Помогают ли рассмотренные нами элементы поэтики созданию в нашем восприятии образа лирического героя, или оно является лишь совокупностью признаков, существующих независимо от смысла стихотворения? (Ритмическая организация стихотворений помогает глубже понять настроение лирического героя: жизнеутверждающий пафос в стихотворении Пушкина и уныние, безнадежность в стихотворении Лермонтова).

4. Лексико-морфологическая выразительность слов.

(см. Приложение. Слайд № 14)

  • Обратите внимание на местоимения в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. Какие выводы позволило сделать это наблюдение? Как использование местоимений помогает поэтам показать: в одном стихотворении – одиночество лирического героя, а в другом – покинутость? (Пушкин употребляет личные и притяжательные местоимения 1 лица “мой”, “со мною”, “меня” и, наконец, “мы”. У Лермонтова наряду с личными местоимениями “я”, “мне” и притяжательными “мой”, “мою” появляется и отрицательное местоимение “никто”).
  • В каком стихотворении много глаголов активного действия, в каком – много слов, показывающих пассивность, бессилие героя? (“Узник” — клюёт, бросает, смотрит, зовёт; “Пленный рыцарь” — закован, заколдован, давит, не правит, душно мне стало…)
  • Как морфологические особенности используемых слов помогают поэтам нарисовать портрет лирического героя? (Лирический герой стихотворения “Узник” исполнен жажды свободы, активного действия, веры в избавление, а герой стихотворения “Пленный рыцарь” пассивен, он из давних, рыцарских, времен, сама современная жизнь для такого богатыря тесна, он в ней задыхается).
  • Какой образ в стихотворении “Пленный рыцарь” создают относительные прилагательные каменный, железный? (см. Приложение. Слайд № 15)
  • Какой лексический оттенок становится главным: прочность рыцарских доспехов; тяжесть могильного надгробия, из-под которого человеку не выбраться; незыблемость рыцарского кодекса чести; хрупкость всякого материала перед холодным дыханием вечности.

5. Художественное пространство.

(см. Приложение. Слайд № 16)

  • Где находится лирический герой в этих стихотворениях? (В темнице).
  • Куда обращены взоры узника и пленного рыцаря? (В небо).
  • Какое пространство противостоит “сырой темнице” у Пушкина? (Горы, морские края, небо).
  • Что занимает в сюжете стихотворения больше места – темница или “синее небо”? (Конечно, небо).
  • Чем заканчивается стихотворение “Узник” Пушкина, почему автор использует глагол гуляем в настоящем времени, а не в будущем? (Настоящая воля — в душе человека, и никакие застенки неспособны остановить человека в его жажде свободы).
  • Где в финале стихотворения оказался лирический герой вместе со своим “братом”? (На воле).
  • Какое пространство противостоит темнице в стихотворении Лермонтова? (Тоже небо).
  • Что в стихотворении занимает больше места – описание страны с “синими небесами” или описание темницы? (Описание “темницы”).
  • Способен ли пленный рыцарь подняться в “синее небо” вместе с вольными птицами? Почему? (Нет, неспособен, потому что “в каменный панцирь я нынче закован”).
  • Обратите внимание на прилагательные каменный, железный. Какой образ, связанный со смертью, они создают? (Образ склепа, могилы, из которой выбраться невозможно).
  • В каком стихотворении маленькой сырой темнице противостоит огромный, безграничный мир свободы? (“Узник”).
  • А в каком стихотворении темницей оказывается весь мир, а страна свободы едва-едва виднеется из крошечного окошка? (“Пленный рыцарь”).
  • Как художественное пространство помогает авторам создать образ лирического героя? (Художественное пространство произведений позволяет глубже осмыслить главную их идею: возможность свободы и вера в ее обретение в стихотворении Пушкина и безнадежность этих ожиданий в стихотворении Лермонтова).

Вывод.

Мы завершили нашу работу. Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока. (см. Приложение. Слайд № 17)

  • Случайно ли, что стихотворение Лермонтова сопоставляется с произведение Пушкина? (Нет, не случайно. Оба стихотворения объединены общим мотивом “плена”, но решаются у каждого поэта они по-разному).
  • Почему поэты один и тот же мотив разработали в своих произведениях по-разному? (В этом отразилась разница в мироощущении поэтов: жизнеутверждающий пафос стихотворения Пушкина и ощущение вечного плена души в стихотворении Лермонтова).
  • Какие существенные черты, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях? (Поэзия Пушкина, несмотря на многие трагические мотивы, исполнена жизнеутверждающего пафоса, веры в жизнь. Поэзия Лермонтова отражает главное в мироощущении поэта: трагизм жизни, понимание того, что свобода возможна только за пределами земного бытия).

Возможно, вам показалось, что мы с ненужной дотошностью “копались” в каждом слове, чтобы сформулировать выводы, к которым человек может прийти и в результате беглого чтения. Нам важно было показать неисчерпаемость художественного смысла, поскольку значимым становится каждый элемент художественной системы, начиная от названия, кончая знаками препинания. Кроме того, мы показали, что целью анализа поэтического произведения является более глубокое постижение смысла. Поэтому мы не только выделяли отдельные элементы в стихах, а пытались выяснить эти функции в создании образа лирического героя, потому что главное в работе с поэтическим произведением состоит не в том, чтобы найти используемые авторами средства выразительности, а в том, чтобы выявить связь этих элементов с поэтической идеей.

Что мы видим? И композиция, и лексика, и ритмическая организация в одном стихотворении показывает неугасимую веру лирического героя в близость желанной свободы, а в другом – трагическую безнадежность.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение “Пленный рыцарь”.

Молча сижу под окошком темницы, Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решётка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.

«Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады»

— характерные образы (молитва, песнь
«во славу любезной»
. оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества

. несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно

из пяти строф, произведение представляет собой
монолог
. раскрывающий
конфликт личности и общества
. свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой
«темница – синее небо»
. Слово
«молча»
вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе
«вольные птицы»
— едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю
«больно и стыдно»
— ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы»

. Герой пассивен – ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней:
«душно …мне стало»
.

Третья строфа представляет развернутую метафору

. где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное
«каменный»
создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.

В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах

(
щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы
) при помощи
антитезы
камня и железа (
щит, шлем, забрало
) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является
внутренний параллелизм образов
– центральные образы (
щит, меч, конь
) повторяются в катренах, получая художественное развитие.

Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время»

. С помощью
скрытой кольцевой композиции
— противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.

Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам – четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение (мчись же

) вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь – хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным (
«смерть… подержит мне стремя»
).

Стихотворение написано четырехстопным дактилем

. который в сочетании со сплошной
женскойрифмой
придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя.
Аллитерация шипящих звуков
(
сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно
) передает интонации безнадежности и трагизма.

В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: