Человек и природа в лирике Тютчева. Пейзажная лирика Тютчева

Автор гениальных строк о России, которую не измерить общим аршином, по словам К. Пигарева (литературовед, внук Ф. И. Тютчева), воспринимается людьми, прежде всего как уникальный певец природы. В годы советской власти творчеству этого поэта не уделялось должного внимания из-за его общественной позиции, лишь вскользь упоминалась пейзажная лирика Тютчева.

человек и природа в лирике тютчева

Уникальное достояние

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) — академик и дипломат, приверженец традиционных ценностей и порядка, которые он отстаивал в своей публицистической деятельности, был тонким лириком, беззаветно любящим русскую природу. У этого удивительного поэта есть потрясающие политические стихи, такие как, например, «Современное», но человек и природа в лирике Тютчева обращают на себя особое внимание и поклонников творчества поэта, и критиков. Сам автор своему поэтическому творчеству не придавал особого значения, но оно, состоящее из более чем 400 стихотворений, всегда привлекало к себе умных и талантливых литературоведов, каким был Юрий Николаевич Тынянов. Он, как и И. Аксаков, оценил наследие поэта по достоинству. А Фет, отдавая дань значимости творчества поэта, написал на книге стихотворений Тютчева такие слова: «Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей.»

Вариант 3

Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.

Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.

Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.

С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.

10 класс

Прекрасные и содержательные

Пейзажная лирика Тютчева всех периодов творчества отражают чувства великого поэта, вызываемые русской природой, которую он любил беззаветно. Она всегда настраивала его на особый радостный лад, восхищала и успокаивала. Ф. И. Тютчев никогда не описывал грязи и недостатков, не называл Россию «немытой» — ему это было не свойственно.

пейзажная лирика тютчева

«Весна»

Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам!.. Творенью пир дает природа, Свиданья пир дает сынам!.. Дух жизни, силы и свободы Возносит, обвевает нас!.. И радость в душу пролилась, Как отзыв торжества природы, Как Бога животворный глас!.. Где вы, Гармонии сыны?.. Сюда!.. и смелыми перстами Коснитесь дремлющей струны, Нагретой яркими лучами Любви, восторга и весны!.. Как в полном, пламенном расцвете, При первом утра юном свете, Блистают розы и горят; Как зефир в радостном полете Их разливает аромат: Так, разливайся, жизни сладость, Певцы!.. за вами по следам!.. Так порхай наша, други, младость По светлым счастия цветам!.. Вам, вам сей бедный дар признательной любви, Цветок простой, не благовонный; Но вы, наставники мои, Вы примете его с улыбкой благосклонной. Так слабое дитя, любви своей в залог, Приносит матери на лоно В лугу им сорванный цветок!..

Приоритет природы

И человек, и природа в лирике Тютчева осмысленны по-особому. Поэт наделяет природу человеческими чувствами и особенностями. Он утверждает, что сам человек может быть счастлив только в слиянии с природой.

мотивы лирики тютчева

«Небо бледно-голубое…»

Небо бледно-голубое Дышит светом и теплом И приветствует Петрополь Небывалым сентябрем. Воздух, полный теплой влаги, Зелень свежую поит И торжественные флаги Тихим веяньем струит. Блеск горячий солнце сеет Вдоль по невской глубине — Югом блещет, югом веет, И живется как во сне. Все привольней, все приветней Умаляющийся день,— И согрета негой летней Вечеров осенних тень. Ночью тихо пламенеют Разноцветные огни… Очарованные ночи, Очарованные дни. Словно строгий чин природы Уступил права свои Духу жизни и свободы, Вдохновениям любви. Словно, ввек ненарушимый, Был нарушен вечный строй И любившей и любимой Человеческой душой. В зтом ласковом сиянье, В этом небе голубом Есть улыбка, есть сознанье, Есть сочувственный прием. И святое умиленье С благодатью чистых слез К нам сошло как откровенье И во всем отозвалось… Небывалое доселе Понял вещий наш народ, И Дагмарина неделя Перейдет из рода в род.

Великолепие и многогранность окружающего мира

Человек и природа в лирике Тютчева подвержены страстям и бурям, в которых поэт пытается разобраться, постичь их. В своем творчестве Тютчев является и художником, и композитором – так живописны и музыкальны его стихи. Познакомившись с поэзией Тютчева, забыть ее невозможно. По словам И. Тургенева, о Тютчеве не думает лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Поэт, восхищаясь природой, всегда находит в ней что-то неведомое, что сулит интересные открытия и только положительные эмоции. А обыденное и приземленное не способно нести в себе никакой радости.

Анализ стихотворения «Летний вечер»

Пейзажная лирика Фёдора Ивановича Тютчева часто сравнима с поэзией другого поэта современности – Афанасия Афанасьевича Фета. Словосочетания в их творчестве имеют тонкую и вдумчивую связь. Оба автора восхваляли русскую природу, чувствительно и эмоционально описывая ее величественные явления и неповторимые красоты.
В стихотворении «Летний вечер», написанным Тютчевым в 1866 году, четко просматривается восхищение автора сменой времен года, его личные переживания и сконцентрированное внимание на ее настроении и неуловимых моментах. К этому периоду поэт уже пережил личную жизненную трагедию, связанную с потерей любимой женщины, что дало ему возможность понять простую истину о быстротечности человеческой жизни. Эти созерцаемые чувства эмоционально отражаются в смысловом содержании стихотворения, где автор словно наслаждается каждым мгновением жизни, стараясь не упустить что-то важное и значимое в этом мире.

Стихотворение наполнено романтическими чувствами. «Летний вечер» идеально раскрыл перед читателем новые грани таланта лирического автора. Здесь присутствуют удивительные образы, характерные символы и величественный романтизм. Тютчев мастерски отождествляет природные явления с живым существом, умеющим преображаться и дышать, мыслить и проявлять эмоции. В каждой строке данного произведения присутствуют образы природы, представленные в неизменной последовательности. Автору удалось великолепно подчеркнуть истинную значимость и красоту русской природы, показать умиротворение и другие благоприятные эмоции.

Неповторимая и самодостаточная

Федор Иванович был абсолютно прав, считая источником всех бед именно человека — существо слабое, дисгармоничное, не способное справиться со своими страстями и пороками, несущее в природу разрушение. Тогда как она вся живет только по всемирному закону торжествующей жизни.

лирика тютчева стихи

Весенняя тематика

Описаниям явлений природы, характерных для весны, в творчестве Тютчева уделяется больше всего внимания. Пример — «Весенняя гроза». Достаточно ознакомиться с отрывками, чтобы понять, как трепетно поэт относился к периоду пробуждения. Явления, эмоции и состояния, с которыми ассоциирует поэт весну:

  • ликование;
  • восторг;
  • торжество солнца;
  • острота ощущений;
  • радость;
  • улыбки, смех;
  • смена старого на новое;
  • игривый настрой всего живого.

Гроза, которая случается весной, представляет собой единство противоположностей. С одной стороны — страшное и опасное явление природы, с другой — кардинальные перемены, несущие счастье, раскрытие потенциала, очищение от всего, что стало ненужным. Дождь смывает всё отрицательное, что накопилось за зиму. И люди, и природа могут начать жить в обновлённом состоянии. После весенней грозы в мире воцаряется гармония, и у людей есть возможность поучиться у природы, ощутить прелесть окружающего мира и начать ценить каждый миг.

Стихи о любви

Определенное место в наследии занимает лирика Тютчева. Стихи о любви у него, если можно так сказать, высоконравственные. Аристократ духа, он не любил выставлять напоказ свой внутренний мир, считая это постыдным. Но его известные абсолютно всем строки – «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило…» — свидетельствуют о способности писать о любви простыми словами, за которыми скрывается большое чувство. Ф. И. Тютчев воспевает то чувство, которое зажигает звезды, возвышенное и прекрасное. У современных циников, оно, возможно, вызывает неприятие – достаточно просмотреть «отзывы». Но такие высказывания лишь подтверждают то, о чем писал поэт – человек есть носитель зла на земле.

«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.

Весенняя гроза

Живая природа

Выше уже отмечались особенности изображения природы в лирике Тютчева. Это тождественность души человека, его чувств и переживаний явлениям внешнего мира, и одушевленность природы. Ф. И. Тютчев постоянно проводит параллели между различными периодами человеческой жизни, состояния его души и явлениями природы. Это один из его основных художественных приемов.

тема природы в лирике тютчева

Русская природа в стихотворения Ф. Тютчева

Предмет:Литература
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:05.08.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по литературе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Творчество Н. В. Гоголя
Анализ поэзии А. А. Блока
В. П. Астафьев и его произведения
М. Горький – защитник прав рабочего класса

Введение:

Возможно, трудно найти русского человека, который никогда не встречал произведений Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно, воспринимает их по-своему, но никогда его стихи не могут оставить человека равнодушным. Действительно, вся работа Тютчева — это обязательно что-то яркое, доброе, простое и неизменно его собственное — русское, проникающее в душу, «хватающее» сердце, вызывающее в человеке высокое чувство любви.

Любовь к природе, к родине, к женщине, к жизни наконец. И каждый, кто когда-либо сталкивался с произведениями Тютчева, всю свою жизнь несет это чувство, черпая его, как из источника, из одних и тех же стихов Тютчева. Их предметы разнообразны, и тем не менее почти все они так или иначе связаны с темой природы. И во многих стихах это основной предмет изображения.

Русская природа в стихотворения Ф. Тютчева

Природа в исполнении Тютчева близка и понятна каждому русскому человеку, она неразрывно связана в его сознании с образом Родины. Так, наш великий писатель Л. Н. Толстой признавал, что каждую весну строки тютчевской «весны» неизменно появляются в его памяти:

Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины, И сердце как ни полно ран; Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены, — Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны!

Природа никогда не предстает перед вами во время каких-либо мощных катаклизмов, которые вызывают у человека страх и беспомощность. Это всегда близко к нам и легко воспринимается. И это ее необычайное обаяние:

Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.

Русская природа в стихотворения Ф. Тютчева

Однако при более глубоком проникновении можно увидеть, что величественный мир скрыт за внешней простотой, полной гармонии и красоты, которая поражает читателя своим совершенством. И самое главное — этот мир жив. Природа для Тютчева — это храм. Но не мертвый, сделанный из камня руками человека, но полный жизни, естественной и духовной:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

У Тютчева нет «мертвой природы» — она всег­да полна движения, на первый взгляд незаметно­го, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, сущест­вует человек:

Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих — лишь грезою природы.

Тютчев дает понять, что он все равно останется «грезою природы», лишь ее творчеством, пусть даже и «венцом» его. Слабое, хрупкое и беззащитное, зависимое от человека.

Природа Тютчева всегда многолика и разнообразна. Мы видим, что в переходном состоянии, от зимы до осени, от дня до ночи:

Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул…

И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат, гроза или снегопад, раскрывается поэтом во всей красе и величии — это характерная черта описаний Тютчева. Следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли фантастики, они всегда реальны и жизненны. И если, скажем, мы сталкиваемся с солнцем, смотрящим «из-под сини», или плачущей осенью, или ликующим и поющим «родниковые воды», то это означает, что Тютчев видел их такими и наделил их свойствами живых существ Он только подчеркнул сдержанную красоту и колорит. Поэтому можно сказать, что природа живет на Тютчева, и он описывает эту жизнь.

Принятие персонификации природы необходимо для поэта, чтобы показать его неразрывную связь с жизнью людей. Зачастую его стихи о природе — не что иное, как выражение мыслей о человеке. Таким образом, Тютчев сравнивает кроткую улыбку увядания с «стыдливостью страданий» разумного существа. В поэме «Слезы людей, о слезы людей …», капли дождя — это человеческие слезы. Вот другая сторона творчества Тютчева. Поэт затрагивает очень сложную проблему взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Заключение

Для Тютчева природа таинственный собеседник и постоянный спутник жизни, который понимает его лучше всех. «Что вы воете, ночной ветер?» — спрашивает поэт. И тогда он отвечает:

Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке — И роешь и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!..

Мастерство Тютчева всегда удивительно. В самых обычных природных явлениях он наблюдает то, что при всей своей неописуемости служит наиболее точным, просто зеркальным отражением неземной красоты. И это «что-то» выражается не в вычурных фразах, а в простых и обыденных словах, но исходящих из самого сердца поэта:

Лил теплый летний дождь — его струи По листьям весело звучали…

Не загромождая описание обилием деталей, Тютчев выбирает самое необходимое, благодаря чему достигает отличного художественного самовыражения.

По словам Некрасова, поэту удалось запечатлеть «именно те черты, благодаря которым эта картина может появиться и завершиться в воображении читателя». Это может сделать только тот, кто видел «душу» в природе и понял, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».

Единое целое

Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере – «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.

особенности изображения природы в лирике тютчева

Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи русского космизма. О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».

Поэтическая лексика

Автор лаконично совмещает иронию и гиперболу «…царь земли, прирос к земли!»

Отчетливо прослеживается параллелизм между коршуновой свободой и своим «бременем» — жизнь на чужбине.

Тютчев в стихотворении использует эпитеты «…мощных, …живых крыла», описывая величие подарков природы, олицетворяя и «оживляя» ее (Природа-мать)

Размер, рифма Двухстопный ямб, рифма парная (а-а-б-б)

Используемые стилистические фигуры Основной фигурой выступает антитеза – противопоставление рассказчика (автора) с птицей, не знающей границ и обязанностей. Также интересна используемая инверсия : «коршун поднялся, …к небу он взвился…»

Поэтическая фонетика в произведении Отчетливо прослеживается аллитерация и ассонанс: -лся, -он – в первой строфе, -ла, -ли – во второй.

Образ лирического героя, авторское «Я» Главные роли играют сам автор и свободная птица. Такой тандем противоположностей подчеркивает их противопоставление.

Литературное направление Романтизм

Жанр Элегия, стихотворение

Работа над сочинением

Когда учащиеся знакомятся с творчеством Тютчева, им приходится писать сочинение, посвящённое отдельным стихотворениям, идеям или литературным приёмам, которые использует поэт. Если есть выбор, можно взять для раскрытия тему природы. Прочитав несколько стихотворений, написанных в разные периоды, школьники смогут проследить, как изменялся общий настрой, какой становилась атмосфера произведений по мере становления поэта как личности и мастера. За основу можно взять такой план:

  • краткая биография поэта;
  • центральные темы в творчестве;
  • проблематика произведения;
  • особенности пейзажной лирики;
  • черты, характерные для детских стихов;
  • единение и противопоставление природы и человека;
  • анализ одного из стихотворений.

Такая работа заслужит высокую оценку. Перед написанием важно не просто механически прочесть стихи, а постараться погрузиться в них, понять и ощутить состояние поэта. Ведь Тютчев, по сути, выступил посредником между живым миром и обычными людьми, неспособными видеть то, что открывается взгляду художника.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: