«Привычки милой старины…» (Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» Пушкина А.С.)


Отношение Пушкина к столичному дворянству

В своем романе Пушкин недвусмысленно дает читателю понять, насколько сильно он не принимает положение нравов столичном дворянстве. Он негативно относится ко многим устоям этого слоя русского общества. Например, Пушкин не принимает домашнего образования. В этом случае обучение происходит поверхностно, человек вырастает в узко ограниченном интеллектуальном пространстве, у него складывается потребительское отношение к жизни, искусству и культуре (например, Евгений позволяет себе в театре зевнуть, не может отличить «ямба от хорея»), закладывается неуважение к труду, неумение работать.

В романе «Евгений Онегин» жизнь дворянства описывается праздно, но автор дает нелестную оценку таким нравам. Прогулки и обеды, балы и театры выступают как развращение нравов. «Быть можно дельным человеком, а думать о красе ногтей» – пишет поэт, говоря читателю о том, что бессмысленно проживать жизнь, ничего не делая для общества.

Тем не менее, автор подчеркивает свое уважение к представителям старшей дворянской знати. Он положительно оценивает их ум и образованность, отношение к жизни и благородные нравы. Характеристика старшего звена столичных дворян описана поэтом крайне привлекательно.

Сочинение: Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

(655 слов) В известнейшем романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» описываются быт, политические взгляды, привычки различных социальных слоев общества. Автор изобразил нравы и жизнь как столичного общественного слоя, так и поместного дворянства деревень. Разберемся же, в чем заключаются особенности и отличия провинциального помещичьего сословия от столичной аристократии в романе «Евгений Онегин».

Временные рамки действий романа «Евгений Онегин» — первая половина девятнадцатого века. Столичное дворянство того времени жило на широкую ногу и растрачивало наследные капиталы на роскошь. Реальным наглядным примером может послужить сам герой произведения – Евгений Онегин. Праздный образ жизни требовал огромных трат. Бесконечные визиты, театры, балы, пешие прогулки по столице разорили отца Евгения, и юный герой жил богато только потому, что был наследником всех родных. У молодого дворянина есть все, что и делает из него скептика, повесу и эгоиста. Однако за разнообразными развлечениями, «света шум» и «мишура» быстро наскучили как главному герою, так и самому автору романа. Однообразие светских вечеров вынудило Онегина бежать в деревню. Читатель проследовал за ним и узнал много интересного.

Не менее подробно и детально описал А.С. Пушкин и жизнь поместного дворянства. В отличие от отца Онегина, его дядя не тратил деньги, а копил. Он приумножил капитал, ведь, судя по обстановке в его имении, покойный дядя интересовался только хозяйством и весьма преуспел в этом деле. Евгению досталось хорошее наследство. Эта разница между двумя братьями сразу же помогает нам уловить главные черты поместного дворянина: это практичный, дальновидный, солидный человек, который думает о будущем своей семьи. Ему не свойственно желание порисоваться. Он более скромен и деятелен. При этом для него характерна ограниченность. Дядя Евгения, к примеру, ничего не читал, не бывал в театрах, не путешествовал. Его, судя по всему, волновало только состояние урожаев. Таковы многие новые знакомые Евгения. За столом эти люди обсуждают практические вопросы и деревенские слухи. Их узость мышления и «привычки милой старины» претят столичному денди Онегину, впитавшему городской стиль общения и новые веяния иностранного происхождения.

Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» представляет и семейство Лариных. Лживость, меркантильность, цинизм не свойственны им. Им дороги патриархальные устои и народные традиции.

У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Поблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три…

Эти люди живут тихо и скромно, не напоказ. Потому они так отличаются от столичного общества. В деревне у каждого члена семьи есть свои занятия. Например, мама Татьяны сама «солила за зиму грибы», «езжала на работы», «вела расходы» — то есть она работала, что для столичных барынь немыслимо. Сама Татьяна Ларина родилась и выросла в таком кругу, поэтому она близка к народу и его традициям. Она не сидит сложа руки, а читает, бродит по саду, гадает. В ее жизни нет места скуке. Видимо, жизнь на лоне природы делает людей чище, ведь доброта, честность, ценность семейного быта и патриархальность являются характерными чертами поместного дворянства. Оно не идеально в глазах автора, однако все же превосходит столичное общество.

Минусы поместного дворянства А.С. Пушкин выделяет, когда представляет будущее Владимира Ленского. Мечтатель, поэт-воздыхатель, получивший образование в Германии, в деревне деградировал бы. Для такого ума жизнь помещика была бы слишком обыденной и приземленной. В окружении детишек и под опекой жены герой стал бы обывателем без целей и достижений. Быт и нравы поместного дворянства не содержат в себе даже пестроту светской жизни, они обыденны и слишком просты. Это проявляется и на именинах Татьяны Лариной: собираются обыкновенные крепостники, с приземленными интересами и большими семьями, и обсуждают, кто на ком женится — вот и все их интересы. На общем фоне выделяется Татьяна Ларина, ведь ее внутренний мир выходит за узкие рамки деревенского кругозора.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин, описывая социальные слои общества, не выделял лучшие или худшие, а лишь подчеркнул различия и сходства между ними. В поместном дворянстве главную роль играли традиционные нравственные устои, народные обычаи и хозяйство. В светском обществе гонка за роскошью напоказ и иностранной модой вытеснила все это, но взамен не оставила ничего того, что можно было бы сопоставить с цельной натурой Татьяны, ее отца и многих других героев.

Нравы столичных дворян

Пушкин красноречиво описывает устои столичных дворян, показывая их с некрасивой стороны. У них искажены многие понятия и идеалы, что являлось глобальной проблемой общества. Представители столичного дворянства тщательно следили за модой, но в этом не было человечности. К любви столичная молодежь относилась как к науке, все их поступки совершались напоказ.

Особое отношение автор подчеркивает в отношении дружбы. Это понятие у столичных дворян искажено – дружить они привыкли поверхностно и лишь ради собственного удобства. В такой среде и рос Евгений, в ней Онегин стал той личностью, которую мы видим в романе.

Школьные сочинения

Понимание человека Пушкиным сказалось не только при создании образа Онегина, но и почти всех остальных. Таков был у Пушкина главный принцип создания характеров.
Как художник-реалист, он понимал, что эти естественные и как бы вечные человеческие свойства предстают неодинаковым образом у людей разных возрастов, эпох или национальностей.

Ведь в разные эпохи человек формируется под воздействием несходных социально-исторических обстоятельств! Но значит ли это, что человек остается неизменным — даже при одних и тех же условиях бытия? Вот тут Пушкин вплотную подошел к художественному открытию, которое в полной мере развил впоследствии Л.

Толстой и которое прославило не только его имя, но и всю русскую литературу. Чернышевский через четверть века после Пушкина назовет это «диалектикой души». В его понимании это означало самодвижение, развитие человеческой души вследствие борьбы и преодоления внутренних противоречий. Вот как это выглядело в романе Пушкина.

Светская толпа вокруг Онегина не переменилась. Остался неизменным образ жизни. Одни и те же впечатления входят в его сознание. Одни и те же речи он принужден вести. Среда воздействует на него в одном и том же направлении. Означает ли это, что и он должен вечно оставаться молодым повесой? С точки зрения Пушкина, это невозможно.

Обратите внимание

Почему? Потому что юность миновала. Онегин приблизился к поре зрелости. Жизненной необходимостью стала потребность в осмыслении окружающего мира и самого себя. Бездумное наслаждение уже не радует, потому что в нем ощущается принудительность. Он должен быть как все! А он не хочет и уже’ не может оставаться безликим или исполнять надоевшие ему роли.

На протяжении двадцати двух строф Пушкин изобразил, как у Онегина начинается духовное опустошение. Бодро отправляется он на бульвар, но далее все положенное на день совершается с чувством возрастающей усталости. И уже под утро он возвращается домой полусонный и обессиленный.

Вечный праздник жизни уносит не меньше сил, нежели деятельный труд. Вот так Онегин созрел для новой роли пассивного романтика. Но почему именно романтика, причем пассивного, а не другого типа? Тип романтика, драпировавшегося в плащ байроновского Чайльда Гарольда, уже сложился к началу 1820-х годов.

Увлечение им было повсеместным на Западе и в России. Быть или казаться разочарованным романтиком — это для тех лет было так ново и модно, что сразу же выделяло из толпы заурядных повес. Были творчески одаренные романтики. Были романтики активные, стремившиеся преобразовать мир и искавшие действенных средств для осуществления своих стремлений.

И многие из пассивных романтиков добивались яркого самовыявления: в мечтах, в стихах, в фантастических видениях они преображали мир. Так что по новой роли Онегину полагалось сотворить хоть что-нибудь. И первоначально Пушкин предполагал включить в роман его стихотворные наблюдения и соображения.

Но впоследствии «альбом Онегина», якобы обнаруженный Татьяной в барском доме, он удалил из текста романа и оставил короткое замечание об этом эпизоде:

  • Отступник бурных наслаждений,
  • Онегин дома заперся,
  • Зевая, за перо взялся,
  • Хотел писать — но труд упорный
  • Ему был тошен; ничего
  • Не вышло из пера его,
  • И не попал он в цех задорный
  • Людей, о коих не сужу,
  • Затем, что к ним принадлежу.

Только ли отвращение к упорному творческому труду помешало Онегину стать поэтом? Может быть, и таланта у него не было — сильного, яркого, самобытного таланта? Во всяком случае, вариант с альбомом оставлял бы читателя в сомнении. Удалив его, Пушкин тем самым отверг этот путь деятельности своего героя.

Итак, поэтический талант не обнаружен, а потому естественно попробовать себя в науке.

Может быть, окажется у Онегина сильный ум, логика и способность к широким плодотворным обобщениям:

  • И снова, преданный безделью,
  • В том совести, в том смысла нет,
  • Томясь душевной пустотой,
  • На всех различные вериги;
  • Уселся он — с похвальной цель»
  • И устарела старина,
  • Как женщин, он оставил книги
  • И полку с пыльной их семьей
  • Задернул траурной тафтой.

Значит, и эта надежда похоронена. Начитанность — одно, а пытливость ума, исследовательский подход при восприятии мира, умение добираться до корня явлений, неутомимая жажда все знать — это совсем другое.

Ум проявляется в обобщении, в умении отыскать сущность вещей и явлений, установить связь между предметами и событиями. Ум открывает новое, начитанность повторяет старое и комбинирует уже известное.

Вероятно, Онегин все-таки понимал разницу между ними — потому-то он пытался себе присвоить ум чужой.

Онегин достаточно (умен, чтобы понять необходимость быть во всеоружии европейской учености. Он решил пополнить знания- это верно, но еще не все: он фактически попытался исправить недостатки своего домашнего образования.

Важно

И скоро понял, что «присвоенные» плоды чужого ума еще не позволяют самому создать новое. В какой мере глубоко и остро осознал это Онегин? Об этом мы можем догадываться.

Пушкин показал лишь внешние проявления процесса внутренних переживаний, но они позволяют догадываться о том, что происходит в душе Онегина. Ведь иа протяжении всего нескольких строф изображено, как одна за одной надежды оставляют Онегина.

Надежды иа то, чтобы стать значительным, незаурядным или даже выдающимся среди людей зрелых, а не легкомысленных светских повес. Вот в какой последовательности это происходит. В сорок второй строфе сказано:

  • Причудницы большого света!
  • Всех прежде вас оставил он.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Светское общество в романе «Евгений Онегин» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-137.htm

Описание знати

Появление главной героини романа на балу отнюдь не случайно, мать привезла ее на ярмарку невест. Девушка смогла заметить отличие московской знати от дворян провинции и Петербурга. Оно оказалось более архаичным и консервативным. Несмотря на то что ее встретили достаточно тепло, Таня не смогла проникнуться атмосферой, почувствовать себя в своей тарелке. Ведь, по ее мнению, даже клевещут люди скучно и пассивно. Девушка искренне пыталась вникнуть в суть бесед на балу, но разговоры звучали пошло и бессвязно.

Москва не оправдала ее романтических надежд, несмотря на хорошее, благосклонное отношение со стороны родственников, она держалась отстраненно, не могла найти себе места. А потенциальные женихи, в большинстве своем старше Лариной, не привлекали ее. Они смотрели на провинциальную девушку свысока.

Петербургское дворянское общество в романе «Евгений Онегин» менее праздное. Заслужить уважение света довольно просто — нужно следить за своей внешностью и гардеробом, а также знать французский язык. Многие представители этого слоя населения жили напоказ. Часто балы устраивались для поддержания своего статуса на занятые деньги, из-за чего большинство в итоге были разорены.

Новое поколение не стремилось поступать на службу, в то время как старое с юных лет обеспечивало бюджет семьи. «Золотые дети» не видели смысла напрягаться, если есть родовые поместья и слуги. В конце романа Татьяна смогла подняться по иерархической лестнице, получив хорошее положение в обществе благодаря своему браку с князем.

Провинциальное дворянство намного проще по своему душевному складу. Когда Онегин жил в деревне, он старался максимально избегать общества помещиков. Заметив это, соседи начали распускать слухи о молодом человеке, обвиняя его в глупости и самодурстве.

Ленский, в отличие от своего товарища, наведывался на балы из вежливости, но они не нравились ему. Многие хотели выдать своих дочерей за богатого соседа, что оттолкнуло парня от чинных визитов окончательно. Поэтому отношение к Онегину и Ленскому поместных дворян со временем портится, хотя первоначально каждый хотел заполучить богатого зятя и два молодых человека были желанными гостями.

Провинциалы подражали столичному дворянству, устраивая балы и праздники, но в них не было помпезности. Даже блюда, которые подавались гостям, были приготовлены местными поварами из хозяйских запасов. В то время как в столице предлагали заморские яства и деликатесы.

Дворянское сословие в столице

В начале XIX века В. Белинским произведение о Евгении Онегине было названо энциклопедией российской жизни. Почетное дворянское сословие описано Пушкиным в литературном труде на примере двух столиц достаточно полно и красочно. Сообщение о нраве и жизненных ценностях дворян удивительно правдиво.

Отношение автора к столичной знати

В романе в стихах читателю без дополнительных смыслов сообщается, в какой мере автор возмущен нравами столичного дворянства. Пушкин негодует из-за многих правил и обычаев этого российского общества.

Образование в домашних условиях

К примеру, образование в домашних условиях — это, по мнению писателя, негативное проявление привилегированного сословия, так как эти знания поверхностны. Личность в знатной семье воспитывается в ограниченных рамках, при домашнем обучении кругозор более узкий, интеллектуальное пространство урезано. У ребенка формируется потребительский подход к жизни, культуре и предметам искусства, например, главный персонаж Евгений в театре зевает, затрудняется отличать ямб от хорея. Воспитывается отрицание уважения к труду, нет навыков работы, а только лень и скука.

В романе в стихах «Евгений Онегин» столичное дворянство ведет праздный образ жизни, Пушкин высказывает свое отрицательное отношение к этому. Завтраки и обеды, длительные прогулки и пустые беседы, увеселительные театры и балы, — все это развращает, здесь мало смысла и пользы.

В свою очередь, автор говорит уважительно об обществе «старших» дворян. Они достаточно разумны и образованны, правильно относятся к жизни, их стремления благородны.

Характеристика столичных дворян

Автором детально описаны нравы столичной знати, где подчеркнуты их «некрасивые» черты. Их ценности во многом ошибочны и искажены, что представляет собой глобальную проблему для русской общественности в таблице приоритетных вопросов. Столичные дворяне чересчур внимательно следят за модой, в любовных отношениях все делается напоказ, дружба завязывается поверхностно и для собственной выгоды. К таким нравам и быту привык Евгений.

Портрет дворянина из столицы:

  • внешний вид по последней моде;
  • лицемерие;
  • праздность;
  • леность;
  • лживость;
  • поиск выгоды.

Герои являются авторским вымыслом лишь отчасти. Александр Пушкин хорошо знаком с дворянством, у его персонажей есть реальные прототипы из действительной будничной жизни. В реальности среди дворянской знати было большое количество тунеядцев и иждивенцев. Картина дворянства более правдива, чем вымышлена.

Татьяна оказалась в Москве неслучайно. Она специально отправилась на «ярмарку невест». В столице есть близкие родственники Лариных, они гостеприимно приняли Татьяну и ее мать. На балах московская знать чопорна, бросает высокомерные и надменные взгляды на провинциальную барышню. Им не чужда клевета, они не прочь пустить сплетни. Читателю представлено московское дворянское общество с отрицательной стороны.

В начале произведения, когда впервые появляется Евгений, знать Петербурга предстает перед читателем как легкомысленное и глупое общество. Не смущаются в безделье и праздности, полагая, что это норма для петербургской жизни. День ото дня ходят на званые ужины и балы. Повсюду все пестрит, каждый стремится к моде, на лице редко мелькнет улыбка. Высший свет Петербурга нахален, пуст душой. Надо отметить, что, разумеется, имелись в Российской Империи и действительно достойные дворяне. Но автор стремится обличить пороки аристократического общества, чтобы быть наставлением и моралью для читателя. Конечно же, роман был воспринят публикой неопределенно, были и недовольные.

Собираясь на праздничных балах и обедах, дворяне обсуждают вздорные темы в беседах. Становится понятно, что при внешнем блеске внутри столичное дворянство развращено и безнравственно. Жизнь дворянства в столице день напролет полна одних развлечений.

Противопоставление столичного и провинциального дворянства

Пушкину намного ближе образ поместного дворянства в «Евгении Онегине». Пускай им не хватает образованности, но зато их волнуют не последние модные тенденции, а посевы и сенокос. Жизнь провинциальных жителей действительно наполнена смыслом. Именно поэтому он отнес семейство Лариных к этому обществу.

По мнению автора, в сословии Онегина появились следующие проблемы:

  • нежелание приносить пользу обществу;
  • отсутствие интереса к саморазвитию;
  • неумение распоряжаться собственной жизнью;
  • искаженное восприятие любви и дружбы.

Пушкин показывает свое разочарование столичной знатью, используя персонаж Татьяны. В то время как столичные дворяне свысока смотрели на девочку, они казались ей скучными и пошлыми. Ей не о чем было вести беседы с этими людьми. Все разговоры виделись ей бессмысленными и бессвязными. Поэтому, несмотря на их благосклонное отношение, Ларина не торопится раскрывать свои мысли, стараясь говорить кратко, понимая, что им не хватит человечности и душевности, чтобы понять девушку.

Таким образом, Пушкин старался донести сообщение, что столичное дворянство исчерпало себя, любая тема в обществе не имеет смысла, все разговоры пусты. Он старается разобраться, почему молодое поколение не желает отдавать дань обществу, открывая читателю изображение реального положения дел в высших кругах. Под управлением такой знати русский народ не сможет выжить.

Описание общества Пушкиным поможет составить сравнительную таблицу и написать сочинение по роману Александра Сергеевича.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: