Исследование «Образ Родины в творчестве С.А.Есенина»

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Сочинение: Тема России в творчестве Сергея Есенина

(615 слов) Сергей Есенин — известный русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии. За всю свою жизнь Есенин написал множество стихотворений, посвящённых теме России. «Чувство родины – основное в моем творчестве», — признался однажды знаменитый поэт. Так, главными символами лирики Есенина стали: церковный благовест, сельская тишина, деревенские пейзажи, девичий смех и, конечно, береза. Через эти образы поэт выражал состояние своей души. Рассмотрим же поподробнее, как раскрывается тема России в лирике Сергея Есенина.

С самых первых стихотворений Есенин предстаёт перед читателем в образе истинного патриота. Для поэта нет ничего важнее его родного села Константиново, эти чувства автор воплощает в своих стихотворениях. «Рязанские поля» стали музами в поэзии Есенина. При этом раннее творчество Есенина проникнуто чувством наивности и беспечности. В нем пока нельзя встретить представления о Родине в политическом, социальном и культурно-историческом смысле.

В своих ранних стихотворениях Сергей Есенин описывает прекрасные картины русского пейзажа: «осенняя роща», «зеркальная гладь озёр» и так далее. Сам автор чувствует себя неотъемлемой частью русской природы. Только в гармонии с окружающим миром поэт может обрести счастье, спокойствие и вдохновение.

Однако не во всех стихотворениях Есенина родная природа представляет собой рай, где нет никаких трудностей. Постепенно он осмысливает Россию как единый организм, где есть не только радужные картины, но и социальные проблемы. Так, в своих произведениях автор начинает изображать крестьянскую Русь и образы настоящих тружеников. Читая лирику Есенина, можно встретить, например, и крестьян, которые сильно переживают из-за засухи, и девочку, просящую «хлеба черствого кусок». Весьма унылым настроением пронизано известное стихотворение Сергея Есенина «Край ты мой заброшенный»:

«Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь»

Перед нами простираются избы, тощая деревенька и песчаная дорога. Можно заметить, что уже в ранних стихотворениях Есенина присутствуют мотивы печали, грусти, тревоги и скорби. Автор не равнодушен к человеку и его непосильному труду. Особенно ярко выражен гуманизм в стихотворении Есенина «Русь».

«Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса».

В этом стихотворении Есенин выразил огромную любовь к Родине и ненависть к войне, которая разоряет Россию. Таким образом, нетрудно заметить, что даже ранняя лирика поэта проникнута демократическими идеями и стремлением к народности и реализму. Поэтому вполне объяснимо, почему Есенин поддержал революцию 1917 года и перешел на более зрелую стадию творчества, когда образ России стал более трагическим и масштабным.

«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — так заявил однажды о своей позиции поэт.

Благодаря Октябрьской революции в поэзии Сергея Есенина появилось много нового.

«Не будь революции, я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике», — признался поэт.

В 1916 году Есенин пишет свое известное стихотворение «Тучи с ожереба», в котором звучат мотивы ощущения неизбежной революции. Чтобы наиболее чётко и точно изобразить настроение революционных событий, автор часто использует цитаты, библейские мотивы, а также маршевые ритмы.

1919 год является переломным в творчестве Сергея Есенина. Произведения данного периода характеризуются трагическим мотивами и мрачными предчувствиями. Автора мучили размышления о том, какова будет дальнейшая судьба его родной страны. Он тяжело переживает гибель русской деревни, что можно проследить в его стихотворениях: «Исповедь хулигана», «Сорокоуст», «Песнь о хлебе». Возможно, именно поэтому в последние годы жизни поэт все больше злоупотреблял спиртным и все мрачнее изображал будущее России:

«С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий» — пишет он в «Письме к женщине».

Сергей Есенин каждую строчку своих стихотворений пропитал невероятным чувством любви к родной стране. Создавая свои произведения, поэт стремился осознать и понять основные события в России и их дальнейшее влияние на ее судьбу. Поэт не хотел признавать изменения, происходящие в его стране после революции, ведь видел, что слово слишком уж расходилось с делом. Однако что бы ни происходило в России, для Есенина она всегда оставалась любимой Родиной. Поэтому поздних произведениях автор показал чувство растерянности и тревоги за судьбу своей страны.

Автор: Виктория Комарова

Образ России в творчестве Есенина

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

С. Есенин

Тема Родины — одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. Русь, уходящая корнями в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокрылых облаков, «березового молока» и шелковых трав. И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами воплотилась в стихи, полные любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть «хижины хилые», «тощие поля», он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала. Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью на обещания, смогут создать идиллический «земной рай» для мужиков. Поэт восторженно принял революцию, в поэзию его «ворвались» напряженные, чеканные ритмы:

Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина, Я — большевик.

Но революция не оправдала ожиданий поэта. Всюду, где ее вихрь коснулся русской земли, видны были следы- войны и разрухи: голодные, опустевшие села, брошенные неухоженные поля. В стихотворении «Письмо матери» есть печальные строки:

Теперь сплошная грусть, Живем мы, как во тьме. Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о невозвратной, обреченной на гибель старой деревне:

Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли. Та же тема — тема утраты старой, живой России, звучит в «Сорокоусте», «Песне о хлебе», «Исповеди хулигана», в стихотворении «Я последний певец деревни». «Конь стальной победил коня живого», и Есенин пишет о том, что уже каменные руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее паровоз. Однако поэт не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину:

Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

Сердце поэта болит оттого, что не видит он в новых, советских людях бережного отношения к родной природе, к корням своим, к «отеческим гробам»: «Чем мать и дед грустней и безнадежней, тем веселей сестры смеется рот». Есенин любил старую Русь такой, какой она была, со всеми ее недостатками, но в новом мире было нечто, чего он не мог и не хотел принимать:

Россия-мать! Прости меня, прости! Но эту дикость, подлую и злую, Я на своем недлительном пути Не приголублю И не поцелую.

Любящее сердце видело раскол в единой некогда стране, чувствовало «грусть в кипении веселом». Есенин видел, как извращались добрые идеи, поначалу привлекавшие его, как молодежь, новая молодежь, поет «агитки Бедного Демьяна, веселым криком оглашая дол». Уже «иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест», и старый дед говорит:

Теперь и богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам…

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход», где «схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным и целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу». Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца», не желая быть пасынком «коммуной вздыбленной Руси».

Красота русской души и русской земли в поэзии С. Е. Есенина

Предмет:Литература
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:05.03.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по литературе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

М. Шолохов: биография и краткая характеристика его литературных произведений
Поэзия Н. А. Некрасова: специфические черты
Творчество А. П. Чехова
Биография М. Е. Салтыков-Щедрина

Введение:

Сергей Есенин — один из самых ярких и оригинальных поэтов XX века. В лирике Есенина сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые тонкие оттенки эмоций и настроений, которые возникали в его душе. Вся работа Есенина пронизана такой гармонией: стихи о родине, о любви, о природе и о животных.

Тема Родины является одной из главных тем в творчестве С. Есенина. Привычно связывать этого поэта, прежде всего с деревней, с его родной рязанщиной. Но поэт покинул рязанское село Константиново очень молодым, затем жил в Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом, время от времени он приезжал в родную деревню в качестве гостя. Это важно знать, чтобы понять позицию С. Есенина. Именно разлука со своей родиной дала его стихам о ней то тепло воспоминаний, которое отличает их. В описаниях самой природы у поэта есть та мера отрешенности, которая позволяет более отчетливо видеть эту красоту, ощущаемую в ранних стихах С. Есенина, и звучат признания в любви к России. Итак, одно из самых известных его произведений — «Гой ты, Россия, моя дорогая …». С самого начала Россия здесь предстает как нечто священное, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хижин с иконами, изображениями в облачения, и это сравнение представляет собой целую философию, систему ценностей. Мир деревни подобен храму с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир России для С. Есенина — это также мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, заброшенной земли, «деревни в выбоинах», где радость коротка, а грусть бесконечна: «Грустная песня, вы русская боль. » Это чувство особенно усиливается в поэмах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, дорогой и ожидающей новостей с поля битвы от него. Для поэта родная деревня в России является чем-то единым, родина для него, особенно в его ранних произведениях, это, прежде всего, его родина, родная деревня, то, что позже, уже в конце 20-го века, Литературные критики определяют как концепцию «малой родины». «С присущей Есенину-лириком тенденцией оживлять все живое, все, что его окружает, он также обращается к России как к близкому ему человеку:

«Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу».

Иногда стихи поэта находят нотку мучительной грусти, в них возникает чувство беспокойства, их лирический герой — странник, покинувший родную хижину, отвергнутый и забытый всеми. И единственное, что остается неизменным и сохраняет вечную ценность — это природа и Россия.

Краткая биография С. Есенина

С. Есенин родился в селе Константинов Кузьминской волости Рязанского района Рязанской губернии в семье крестьянина. Он вырос и воспитывался в семье деда по материнской линии, редко общался с родителями, которые жили отдельно. Ранние духовные впечатления складываются в атмосфере глубокого народного православия. В то же время поэт поднял улицу, давая выход вреду, дисбалансу своего характера.

Учился в Константиновском земском четырехлетнем училище (1904-1909), затем в Спасо-Клепиковской закрытой церковно-педагогической школе (1909-1912) и на историко-философском факультете Московского городского народного университета. А. Л. Шанявский (1913-1914), который не окончил.

В первой половине 1916 года Есенин был призван в армию, но благодаря усилиям его друзей он был назначен («с высочайшим разрешением») медсестрой военно-санитарного поезда № 143 Царского Села Ее Императорского Величества Императрицы. Александра Федоровна, что позволяет ему свободно посещать литературные салоны на приемах у меценатов, выступать на концертах.

В начале 1916 года была опубликована первая книга Есенина «Радуница». В 1918 году в Петрограде вышла вторая книга стихов Есенина «Голубь», которая подтвердила талант Есенина как подлинного поэта крестьянской России.

С 1917 года путь Есенина становится все более противоречивым. История теперь вторгается в вечный, гармонично цельный мир Есенинской Руси. Об этом уже говорят сами названия новых книг поэта: Преображенский (1918), Пугачев (1922), Песнь о великом походе (1925), Советская Россия (1925). И лирика, и образ лирического героя, и сама внешность поэта резко меняются, приходит поэзия «восстания».

Есенин участвует в двух сборниках скифов (1917 г., вторая отмечена как 1918 г.), изданных одноименной левой социал-революционной группой, вдохновленной идеологом мистического, мессианского социализма Р.В. Иванов-Разумник. Есенин и Н. Клюев превозносят их как поэтов-пророков «России будущего». В стихах Есенина появляется повод бросить вызов старой патриархальной России (поэма «Инония», 1918). Есенин отказывается от Христа, проклинает Китежа и Радонежа — как символы святой Руси и грозит «вырвать» бороду Божью и «лизнуть» на иконах «Лица мучеников и святых».

В 1919 году Есенин был одним из основателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажизма, целью которого было не только «воплотить в жизнь силу образа», но и дистанцировать его от патриархальной России, от клюевского «избитого пространства» и сближения с городским миром, с полным морально-нравственным освобождением «цивилизованного» человека. Есенина также привлекла к воображению возможность объявить о своем «европеизме», освободить себя от роли ограничивающего его поэта «пастыря». Есенин входит в группу его богемного существования, которое продолжалось до последних дней. Выйдя замуж в 1922 году за знаменитую американскую танцовщицу Исадору Дункан, он проводит с ней более года в гастролях по Европе и Америке.

В последний период своей жизни Есенин сознательно уезжает из деревни — как из чуждой ему советской «нови».

Жизнь Есенина трагически закончилась в Ленинграде, в отеле Англетер при неясных обстоятельствах. Поэт был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Тема Родины в лирике Есенина

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, любви к свободе своей жизни и духовном рабстве, вере и неверии, стремились создать уникальный индивидуальный образ родины. Для Есенина, его родины, его родиной является центральная Россия, деревня Константиново является сельской Россией со своими традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, которые передают оригинальность деревенского диалекта с красочным миром природы.

Русская деревня, природа центральной России, устный фольклор, а главное — русская классическая литература, оказали сильное влияние на становление молодого поэта, руководствовались его природным талантом.

С самых первых стихов поэзия Есенина включает в себя тему родины. Позднее Сергей признался: «Моя лирика жива одной великой любовью — любовью к Родине. Чувство родины — главное в моей работе. »

И огонь рассвета, и плеск волны, и серебряная луна, и шелест камыша, и необъятная синева, и голубые просторы озер — вся красота родной земли за эти годы превратилась в Стихи, полные народной любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску.

С юных лет сердце Есенина утонуло в грустных и фрагментарных песнях России, в ее яркой печали и юношеской смелости, мятежности, разинском духе и позорном сибирском звонке, церковном Евангелии и мирной деревенской тишине, веселом девичьем смехе на лугах и горах

Образ России в ранней лирике С. Есенина

Даже в ранних юношеских стихах автор предстает перед нами как огненный патриот. Его тогдашние представления о его родине все еще довольно детски. Родиной Есенина является село Константиново, где он родился, ближайший микрорайон села. «Рязанские поля, где люди косили, где они сеяли свой хлеб» стали его надежной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе до сих пор нет представления об отечестве как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит в нем выражение пока только в любви к своей родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики мы видим скромный, но красивый, величественный и сладкий для сердца поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная поверхность озер. Поэт чувствует себя частью своей родной натуры и готов навсегда слиться с ней: «Я бы хотел потеряться в зелени твоих колоколов».

Для молодого поэта природа — замечательный и огромный храм, в котором все прекрасно. Она настоящий герой ранней поэзии Есенина. Любовь к земле, лугам и травам, лесам и озерам пронизана линиями многих юношеских стихов.

Земная красота покорила юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, юностью, полны очаровательного энтузиазма и веселья:

Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре берёза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, моё сердечко, Слушать песни гусляра!

Но даже тогда его родина не кажется ему идиллическим «трансцендентным раем». Поэт любит настоящую крестьянскую Россию накануне Октябрьской революции. Образы русских рабочих-рабочих записаны в ряде ранних стихотворений Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто нерешенной и безрадостной. Вот такие крестьяне, которые «заглушали засуху, не высыхают рожь и овес»; и маленькая девочка со слезами просила «черствый кусок хлеба» у большого окна хора; вот и «старый дедушка, сгибая спину, чистит растоптанный ток». В стихотворении «Ты моя заброшенная земля …» мы видим тощую деревню — пустошь с скошенной травой, с пятью изогнутыми хижинами. Взгляд поэта замечает как одинокие хижины деревень, так и песчаную дорогу, по которой следуют люди в кандалы.

Уже в первых стихах Есенина идиллии нет. Есть боль, беспокойство, грусть, печаль, нет одного — равнодушия к человеку. И не только в поэзии, в творчестве, но и в мыслях, в действиях молодого поэта.

Гуманизм молодого поэта, его демократические устремления проявляются с особой силой в поэме «Россия», наиболее зрелой в идеологическом и художественном отношении среди других предоктябрьских произведений Сергея Есенина. В 1915 году поэт опубликовал «Русь» в журнале «Северные записки». «Этим стихотворением, — вспоминает один из современников Есенина, — он обретает славу и имя».

Война была непоправимой катастрофой для крестьянской России. Сколько русских пахарей не вернулось в убежище своего отца с войны! Миллионы могильных курганов — таков был кровавый след войны на земле. «Война поглотила всю мою душу», — скажет поэт позже Анне Снегиной.

Разорвать, грустный, правдивый на «Руси» рассказ поэта о родине в разгар военных невзгод. Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся катастрофы уже ощутима в начале стихотворения:

Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. Но поэту дорога и близка эта Русь.

Ему хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий край стороной. А чер­ные тучи уже застилают горизонт… Война!

Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.

Такие строки могли родиться только в сердце художника, для которого война — непоправимое человеческое горе. Вот откуда происходит лирическое сияние этих строк.

Одна за другой печальные картины деревенской жизни во время войны разворачиваются на Руси. Заброшенная деревня. Сиротские хижины. Время от времени в деревню неожиданно приходят солдатские новости:

Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем.

Всей душой, всем сердцем поэт с народом — и в корот­кие радостные мгновения и в долгие годы горя и печали:

Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей. …………………………………… Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу.

В ожидании седоволосой мамы … Это заставляет нас много думать сегодня, чтобы пережить историю поэта о прошлых военных беспорядках на русской земле.

Стихотворение «Россия» является важной вехой во всей предоктябрьской работе Есенина, программной работе молодого поэта. Любовь Есенина к своей родине, забота поэта о судьбе крестьянской России, ненависть к войне, серьезность, иногда стихийность, демократические общественные силы и идеи, национальность и реализм — все это определяет идеологическую и эстетическую ценность поэзии Есенина до 1917 года.

Родина и революция в поэзии Есенина 1917-1919

Время Есенина — это время крутых поворотов в истории России. Это время было «отмечено» революционными баррикадами пятого года, и Ленским штормом двенадцатого года, и огнем мировой войны, и крахом самодержавия в февральские дни семнадцатого года, и в октябре Залп Авроры.

Есенин был одним из тех русских писателей, которые открыто встали на сторону мятежных людей с первых дней Октябрьской революции. «В годы революции, — писал Есенин, — он был полностью на стороне Октябрьской революции, но все принимал по-своему, с крестьянским уклоном».

Все, что происходило в России в годы Октябрьской революции, было необычным, ни с чем не сравнимым.

Судьба Родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в бурную революционную эпоху — это то, что беспокоит поэта, именно это во многом определяет идеологическую и художественную самобытность его стихов и стихов, написанных им в 1917-1918 («Преображенский», «Инония», «Иорданский голубь»). Здесь новый мир появляется либо в форме утопических картин крестьянского «рая» на земле, либо в форме романтического «города Инонии», «где царствует божество живых» и «революционная» вера :

Новый на кобыле Едет к миру Спас. Наша вера — в силе. Наша правда — в нас!

Инония — это другая страна, это означает, что в новой России, с которой это происходит, должна произойти трансформация. Пять лет спустя Есенин видит, что трансформация не сработала, и называет эту страну по-другому: страна злодеев.

Красота русской души и русской земли в поэзии С. Е. Есенина

Поэт отбрасывает мотивы смирения и смирения, которые были услышаны ранее в некоторых его стихах.

В мятежной, безбожной теме, характерной для первых стихов Есенина после октября, стремление поэта к новой жизни проявилось прежде всего.

Высокая патетика, пророческий пафос, метафорические образы — все это были новые черты художественного стиля поэта.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Наряду с произведениями гражданской и политической лирики, созданными Есениным в 1917-1918 гг., Гроза затронула его стихи, полные тончайшего проникновения в мир русской природы.

Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. ………………………………………… Хороша ты, о белая гладь! Греет кровь мою легкий мороз! Так и хочется к телу прижать Обнаженные груди берез. (1917)

В таких стихах, как «Я брожу по первому снегу …», «По пахотной земле, пахотной земле, пахотной земле …», «О, я верю, я верю, счастье есть …», «Здесь это глупое счастье … «, » Муза, мой гибкий друг … «, «Теперь моя любовь не та … «,» Зеленая прическа … «,» Так и есть … » «Золотая листва закрутилась …» А ряду других, на первый взгляд, потребуется немного времени. Но чем больше мы слушаем их звучание, тем отчетливее мы улавливаем в них нового эмоционального духа поэта:

О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. ……………………………… Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! (1917)

Октябрь принес новые вещи в поэзию Есенина. «Если бы не было революции, — подчеркнул Есенин, — возможно, я бы засох на религиозной символике, которая больше не нужна».

Родиной является «новый Назарет», трансформированная страна, которая должна будет оказаться в муках и на кресте. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучит в стихотворении 1916 года «Облака из ожерелья»:

Тучи с ожерёба Ржут, как сто кобыл. Плещут надо мною Пламя красных крыл. Небо словно вымя, Звёзды как сосцы. Пухнет божье имя В животе овцы. Верю: завтра рано, Чуть забрезжит свет, Новый под туманом Вспыхнет Назарет. Новое восславят Рождество поля, И, как пёс пролает За горой заря. Только знаю: будет Страшный вопль и крик, Отрекутся люди Славить новый лик. Скрежетом булата Вздыбят пасть земли… И со щёк заката Спрыгнут скулы – дни. Побегут, как лани, В степь иных сторон, Где вздымает длани Новый Симеон.

Поэт призывает свою Русь, «сонную принцессу», присоединиться к «веселой вере», которой он теперь также привержен «Вы не верили в моего бога …».

Чтобы изобразить революционную Россию, поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о маршах революции появляются чеканные ритмы, отражающие дух времени, движение эпохи. Роковой 1919 год стал переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, ужасные реалии постреволюционной повседневной жизни порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идеологической путаницы. Трагические мотивы начинают звучать в стихах 1919 года «Я последний поэт деревни». Есенин полон самых мрачных предчувствий:

Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано. Рваные животы кобыл, Чёрные паруса воронов. Не просунет когтей лазурь Из пургового кашля-смрада; Облетает под ржанье бурь Черепов златохвойный сад. Слышите ль? Слышите звонкий стук? Это грабли зари по пущам. Вёслами отрубленных рук Вы гребётесь в страну грядущего. Плывите, плывите в высь! Лейте с радуги крик вороний! Скоро белое дерево сронит Головы моей желтый лист. (1919)

В это суровое, грозное время он не мог этого вынести; сердце «последнего поэта деревни» трепетало.

Уж больно встает перед ним вопрос: «Куда нас ведет рок событий?» Тогда было нелегко ответить. Следы войны и опустошения были видны повсюду: голодные, пустынные деревни, худые, ухоженные поля, черная паутина трещин на выжженной засухе, мертвая земля …

Мечты Есенина о «Городе Инонии, где живет божество живое», о патриархальном крестьянском рае уже рушатся к началу 1920 года.

Отражение в поэзии С. Есенина духовного кризиса 1920-1923 гг.

В начале 20-х гг. Есенин переживал глубокий духовный кризис, вызванный непониманием революционной реальности, и это накладывает отпечаток на его поэзию: в нем появляются мотивы одиночества, психической усталости и трагической безнадежности.

В 1920 году он пишет Сорокост (Sorokoust — молитвы за умершего в течение сорока дней после смерти православной церкви), в котором он заявляет о своем отказе от автомобиля и города. Стихотворение начинается с предчувствия катастрофы, приближающейся к деревне, которая «тянет пять к горлу равнин». Природа очень тонко чувствует приближение бедствия: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворения не уточняется, но Есенин указывает на его основные признаки. Это железное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждое природе.

Во второй части поэмы образ врага растет. Это уже тот, кто разрушает и ломает все, приносит в деревню смертельную болезнь под названием «стальная лихорадка». Поэт резко противопоставляет «железные» качества врага небезопасности старой деревни, дорогой и дорогой сердцу Есенина.

В третьей части поэмы этот конфликт представлен как дуэль между жеребенком и чугунным поездом, который бедное животное пытается догнать. Поэтические линии пронизаны горькой болью лирического героя, который понимает бессмысленность действия животного. Поэт передает резко изменяющуюся картину мира перед глазами, изменение ценностей, когда железный монстр покупается для мертвых животных:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз. (1920)

Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получает своё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:

Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина. (1920)

Смерть русской деревни передается через мелодии русской гармоники. Сначала гармошка плачет жалко, а потом «тужил» выступает уже как неотъемлемое качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворения несет всю огромную боль и горечь, переживая гибель старой деревни и народной культуры.

Кровоточащая боль и неудержимое горе из-за безвозвратных, исторически обреченных на смерть старых деревенских звуков в Сорокосте, «Песни о хлебе», «Исповедь хулигана» в поэме «Таинственный мир, Мой древний мир» … Я последний поэт деревни. … ». Но поэт никогда не стремился преодолеть декадентские настроения, восстановить душевное здоровье и ясность. Он никогда не отвергал правду новой жизни, как бы ему ни давали понимание того, что происходит в стране.« Он является ярким и драматическим символом непримиримого раскола между старым и новым », — сказал о нем Горький, который полагал, что Есенин« выражает стоны и вопли многих сотен тысяч »(8–138). Работа поэта была нарисована в сердца этих «многих сотен тысяч» не только жителей деревни, но и сотен тысяч жителей города, которые по-своему пережили разрушение старых основ жизни и нашли ответ у есенинцев стихи к их запутанным чувствам.

1920-1922 годы, когда Есенин сблизился с воображаемыми людьми, были опубликованы в журнале «Путешествие по прекрасному» и прочитаны стихи в пабе с претенциозным названием «Стойло Пегаса». Многие работы этого периода указывают на то, что он испытывал чувство растерянности.

В 1922 году поэт отправился в поездку за границу. За границей Есенин лично видел непривлекательность буржуазной цивилизации (когда он вернулся, он назвал Америку «Железным Миргородом») и в то же время он ценил силу технического прогресса, невозможного без городов и машин, против которых он восстал раньше. «Большой виден на расстоянии», — скажет он позже. Тоскуя по родине, Есенин переоценивает все, что происходит в Советской России.

Начинается период его возрождения, очень сложный, но плодотворный. Поэт с ужасом увидел, что он «оказался в узкой пропасти», что Родина, которой он посвятил свою работу, теперь не нуждается в нем, что он остался в стороне от жизни людей, отгородился от себя, стал «Незнакомец» ему. Есенин стремится преодолеть это разобщение, заняться трудовым ритмом новой жизни.

Философское понимание эпохи и места человека в ней в лирике 1924-25.

В стихах, написанных Есениным в 1924-1925 годах, особенно на Кавказе, новое имеет решающее преимущество перед старым.

Многие из поэм Есенина того времени — «Мой путь», «Письмо к матери», «Письмо к женщине», «Письмо к сестре», «Письмо к дедушке», «Собака Качалова» и другие, куда он, кажется, смотрит Возвращение к нему во многом автобиографично: это честное и смелое признание поэта. Истинно художественные образы в них, без которых трудно представить творчество Есенина.

Бремя прошлых ошибок, чужеродных идеологических влияний, мыслей о днях, проведенных напрасно, нерешительности личной жизни и среды воображения обременяли душу поэта. Есенину было трудно идти в ногу с людьми, с новой жизнью.

Лирическое признание, тончайший психологизм, аналитическое углубление делают московский Кабацкий цикл (1924 г.) не только отражением одной из самых страшных и горьких страниц жизни поэта, но и серьезным творческим достижением Есенина.

В 1924 году Есенин написал серию стихов, посвященных пониманию его места в новом обществе: «Бездомная Россия», «Советская Россия», «Уходящая Россия», где заметно выражается тревожное чувство потери почвы под ногами.

В стихотворении «Бездомная Россия» он пытается реализовать себя через связь с бездомными, страдающими. Гуманистическая основа культуры XIX века, построенная на сострадании к обездоленным, в наше время заменяется концепциями классовой борьбы, «революционным» гуманизмом, который культивирует беспощадность по отношению к врагам. Конкретный человек, человек в такой системе теряет свою ценность. Есенин открыто занимает положение обездоленных — жертв борьбы за лучшую жизнь

Но есть на этой Горестной земле, Что всеми добрыми И злыми позабыты. Мальчишки лет семи-восьми Снуют средь штатов без призора, Бестелыми корявыми костьми Они нам знак Тяжёлого укора. (1924)

Этим он подчеркивает свою связь с традиционными христианскими гуманистическими ценностями.

В Советской России поэт сравнивает новую деревню со старой, в которой он родился и вырос. Он утверждает, что в его стране «он стал как иностранец». Хотя стихотворение в целом звучит оптимистично, лирический герой несет отчуждение, отсутствие слияния с новой жизнью. Есенин изображает молодое поколение, устремленное в будущее. Однако оптимизм окрашен грустными настроениями, поскольку поэт понимает, что он стал незнакомцем для деревенского мира:

Моя поэзия здесь больше не нужна. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. (1924)

Осознавая разрыв с современностью, поэт пытается поддерживать связь с миром русской души, из которой вышли все его произведения. Есенин воспринимает реальность неоднозначно. И он говорит об этом прямо:

Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. (1924)

На чувстве контраста между старым и новым строится поэма «Уходящая Россия». Есенин печально называет себя поэтом прошлого. Критическое отношение к русским он трактует с вином. Но здесь выражается понимание того, что это не поможет в меняющемся мире: «Я знаю, что печаль нельзя утопить в вине …». И тогда глубокая русская грусть сменяется лирическим героем с противоположным чувством: веселым озорством. Он хочет бежать, чтобы догнать свою молодость, идти вперед, не отставать от времени. Но этот импульс сопровождается иронией и самоиронией:

Знать, оттого так хочется и мне, Задрав штаны, Бежать за комсомолом. (1924)

Все три стихотворения передают сложную, двойственную позицию автора. Есенин как бы разрывается между политическими симпатиями к новому правительству и непосредственным смыслом жизни, экзистенциальным опытом поэта, духовным самосознанием. К трем стихам также примыкают «Стэнс» и «Возвращение домой», где в истории моего деда появляется картина смены культур, разрушения религиозных основ деревенской жизни. Контрастируя себя со своими сестрами, лирический герой заявляет: «Конечно, мы с Лениным не икона», но о «пузатой» столице Маркса и творчестве Энгельса он признает, что:

Ни при какой погоде Я этих книг, конечно, не читал (1924)

В Стэнсе лирический герой собирается сидеть «позади Маркса», чтобы «разгадать мудрость скучных линий». Идеология не соответствовала его отношению, разрушая целостность мировоззрения поэта.

Напряженный психологический мир возникает в лирико-эпической поэме «Черный человек», переданной в жанре своего рода лирического исповедания. Творческий мир поэмы построен на использовании галлюцинаций. Некий «черный человек» приходит к поэту и мучает его воспоминаниями.

В «Чёрном человеке» ненависть, презрение, гнев не отделимы от боли, мучительных размышлений, тоски и страха, что «мерзкий гость» ловит поэта ночью. «Гадкий гость» — «Черный человек» автора — не его личный враг, он враг человечества и всего прекрасного на Земле.

С трагической искренностью в своем поэтическом признании Есенин рассказывал о «черных», которые омрачали и угнетали его, что все больше мучило его «непродаваемое» сердце. Но это только одна грань, одна сторона стихотворения.

Есенин был настоящим гуманистом, он стремился петь то, что было «сильнее и живее» в жизни, его стихи полны любви к людям и в то же время пронизаны тревожной заботой об их настоящем и будущем.

«Гадкий гость» — «черный человек» у Есенина — не только его личный враг. Нет, он враг всего прекрасного, враг Человека. В стихотворении он олицетворяет черные силы, унаследованные от старого мира, в котором царит «философия», согласно которой «человек мерзок по своей природе». И не случайно, что план «Черного человека» возник у Есенина во время его пребывания за границей. Там этот ужасный образ особенно отчетливо стоял перед ним. В символической сцене, завершающей словесную дуэль поэта «чернокожим», летящая трость, брошенная поэтом прямо ему в лицо, разбивается только в зеркало.

Но стихотворение о «грязном госте» Есенине настолько яростно, что так бесстрашно разоблачил «черную душу» «черного человека», что необходимость жестокой, беспощадной борьбы с ним стала еще более очевидной.

В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть внутренний конфликт, обращаясь к актуальным темам того времени, пытаясь принять «Коммуну Разведенной Руси».

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из своих писем он говорил о зарубежных странах как о «ужасном царстве мещанства …», где «мистер Доллар в ужасной моде, а не в искусстве … самое высокое — это музыкальный зал ». Взгляды С. Есенина меняются. «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — самый обширный рынок для распространения наших идей в поэзии, и теперь я вижу отсюда: боже мой! как прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, такой страны нет и быть не может».

Пытаясь оторваться от мрачных мыслей, Есенин совершает поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Эти поездки имели для него огромное значение: они приносили душевное спокойствие, позволяли сосредоточиться и создавали благоприятную среду для творчества. Есенин создает цикл «Персидские мотивы», в который входят такие произведения, как «Шаган, ты моя, Шаган», «Милые руки — пара лебедей» и другие, поющие чувство любви, вдохновенное и яркое, что является главной темой. изображения. Любовь Есенина — одна из граней любви к России, потому что любовь к Родине — основа его человеческой натуры. Поэт интересуется различными оттенками и вариантами любовного чувства: ревность, грусть, любовь, истома, измена, любовь. Его героини — Шаган, Гелия, Лала — прекрасны, как их удивительная родина Персия, сказочная страна, сказочная страна, восточный шафрановый рай с опаловым небом.

Однако параллельно с Персией в стихах Есенина появляется изображение другой страны — «Рязанские просторы», русские равнины «под шелестящим навесом тумана», «волнистая рожь под луной». Ностальгическая тема вплетена в любовную, и любовь к далекой сладкой родине сильнее блаженства в персидском раю.

Тяга к мыслям о жизни, о себе начинает занимать доминирующее положение в текстах Есенина в 1925 году. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст значимым для лирического поэта переломным моментом, предъявляющим высокие требования к человеку.

В стихотворении «Мой путь» он подводит итог прошлого: он вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о «так, чтобы разговорчивая душа пела зрелым способом».

Не без сожаления поэт прощается со своей бурной юностью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт прошлого и думает о будущем. Поэт рассказывает о своей привязанности к жизни. Есенин переживает прилив свежей энергии, новый творческий подъем.

Да, прошлое отягощало поэта, он сам признался: «Я остался один в прошлом со своей ногой». Но в его творчестве есть другое, главное — его страстное желание понять новое время. Независимо от того, как поэзия Спорные Есенина может быть, это невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящем и будущем России, его любовь к родине формируют основу его работы.

Заключение

Есенин — русская художественная идея. Сергей Есенин — самый читаемый поэт в России и отнюдь не публичный поэт. Его стихи, даже для таких искушенных ценителей, как профессиональные писатели, до сих пор кажутся загадочным явлением. С приходом Есенина к русской поэзии, тогда богатой и разнообразной, действительно было что-то чудо. Ведь он приехал из глубин России, откуда с незапамятных мифологических времен, писал Гоголь, «в сундуке народа» родной народный ключ и где почти полвека царила безмолвная тишина.

А десять лет спустя Есенин был едва ли не самым современным художником в своем мировоззрении, властителем чувств, чьи стихи вся Россия повторяет наизусть. Более того, «суровый хозяин», смелый реформатор стиха. Чтобы преодолеть такую дистанцию с такой невероятной скоростью, Божьего дара недостаточно. Также необходимо было обладать самодисциплиной, волей к совершенству и чувствительностью к велению жизни.

Есенин — единственный поэт из великой русской лирической поэзии, чью поэзию нельзя выделить о родине, о России в специальном разделе, потому что все, что он писал, продиктовано «чувством родины». Это не «вера» Тютчева, не «странная любовь» Лермонтова, и даже не страсть-ненависть Блока. Это как раз и есть «чувство родины». В каком-то смысле Есенин — художественная идея России.

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был тесно связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он смог стать поистине национальным, народным поэтом и в ярких произведениях сказать свое истинное поэтическое слово о Основные события его эпохи.

Скончавшись в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам замечательное и богатое поэтическое наследие. И пока земля живет, поэту Есенину суждено жить с нами и «петь вместе со всем существом в поэте шестую часть земли под коротким названием «Россия».

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: