Анализ стихотворения Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу»


Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Сергея Есенина поможет школьникам во время изучения произведения. Стих был написан в поздний период творчества поэта. В то время Сергей Александрович никак не мог примириться с окружающей его действительностью и оттого сильно переживал. У него был глубокий внутренний кризис, который и повлек за собой создание произведения.

Краткий анализ

Анализировать стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» следует по плану:

  1. История создания — стих был написан в 1924 году под впечатлением после смерти Ширявцева — своего знакомого поэта. Это событие очень впечатлило Есенина, и без того переживающего тяжелый период в жизни.
  2. Основная тема стихотворения — любовь к жизни и осознание неотвратимости смерти. Как результат, автор утверждает, что человек должен наслаждаться каждым ее моментом.
  3. Композиция условно поделена на 3 части. В первой рассказывается про тему стиха, затем поэт предается воспоминаниям. Последняя часть отображает желание жить и любить. Стих состоит из 7 катренов.
  4. По роду литературы произведение относится к философской лирике. Жанр — баллада или песня.
  5. Размер — пятистопный хорей. Произведение было создано при помощи чередования точной и неточной рифмы.

При написании поэтом было задействовано множество средств выразительности. Среди них метафоры, аллитерация и олицетворение.

Система образов

Автор рисует образы родной природы, которую он «слишком любит» и к которой привязан так сильно, что не хочет уходить в иной мир.

Он изображает пейзажи настолько четко и красиво, что читатель проникается этой горечью и понимает, почему лирический герой так боится смерти. Вся система образов работает на то, чтобы донести мысли автора человеку, который поймет стихотворение и почувствует то же самое.

Одновременно поэт пытается сообщить и еще одно важное послание. Нужно уметь жить, не растрачивая себя на мелочи. Жизнь прекрасна – это нужно ценить и понимать!

История создания

Стих был написан Сергеем Есениным в 1924 году. В это время автор находился в подавленном состоянии и был разочарован в окружающем его мире. Действительность не была для него слишком радостной. Поэт не мог принять порядков, установленных новой властью, и оттого чувствовал себя одиноким. Все произведения, созданные в тот период, так или иначе затрагивали тему обреченности и описывали желание найти себя в новом, советском мире. Переживания поэта усугубились после новости о кончине его приятеля, поэта Александра Ширявцева. Волнения Есенина нашли свое отражение в этом стихотворении.

Сергей обращается в нем к земле и своим любимым местам в попытке переосмыслить свое нынешнее существование.

Тема стихотворения

В стихотворении затронуты несколько проблем. Тема жизни и смерти пронизывает все произведение. Также в стихотворении вспоминается прошлое, полученный опыт, утраченные чувства. Поэт понимает, что очень любит свое прошлое, ему дороги его пережитые чувства:

  • «Слишком я любил …»;
  • «Счастлив тем, что …».

Чувство ностальгии, жизнелюбия, любви к родной земле вложено в слова:

  • «Мир осинам, что …»;
  • «Милые березовые рощи…».

Анализ стихотворения

Автор проводит параллель между жизнью и смертью, противопоставляет их: «Знаю я, что в той стране не будет…», свой страх не пытается скрывать: «Перед этим сонмом…».

За несколько лет до трагических событий в гостинице «Англетер» у Сергея Есенина были предчувствия своей гибели. Это легко можно заметить в стихах того периода, они наполнены чувством неизбежности и грусти. А с середины 1923 года тема приближающейся смерти постоянно появлялась в его произведениях. Литератору приходит осознание, что молодость прошла, а все лучшее осталось позади. Будущее видится ему смутным, не обещающим ничего хорошего.

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» Есенина, анализ которого интересно сделать в наше время, наполнено чувством пессимизма.

Читателю становится понятно, что поэт прописывает свою жизнь, подводит итоги и готовится к близкому окончанию земного пути, хотя прямо речь об этом не идет. Он трогательно прощается с милыми сердцу местами: «Милые березовые рощи…».

Основная тема

Главной темой произведения является проблема жизни и смерти. Поэт понимает: ему очень дороги все те моменты, что удалось прожить и прочувствовать на своем пути. Он счастлив, ведь все это было когда-то с ним. Любовь к жизни видна по тому, как трогательно и с ностальгией Есенин вспоминает: «Милые березовые рощи!». Автор словно боготворит все то прекрасное, что есть в этом мире.

Смерть Сергей описывает, называя ее страной, где правит тишь и благодать. Он противопоставляет ее земной жизни, говоря, что мир вокруг все-таки весьма угрюмый. Творец также не скрывает своего страха перед смертью. Он словно убеждает читателя радоваться каждому дню и не тратить свою жизнь впустую.

Неизбежность смерти

За последнее время Сергея Александровича многие покинули. Кто-то просто отвернулся, другой пошёл в мир благодати и, может быть, там готовит место и для него. Особенно больно в это время Сергей воспринимает арест Ганина, который был его закадычным другом и во многом жизненным пастырем. Возможно, автор и предчувствует, что его другу Алексею уже не вырваться из лап НКВД (в 1925 его расстреляют).

Последние годы Есенин не раз вспоминает о смерти, не раз задаётся вопросом о бренности бытия, но не может найти ответ. Сила земного духа крепко связала Сергея с этим миром, и он не видит, какие радости ему может предложить мир иной. В тоже время поэт понимает, что смерть неизбежна, поэтому прятаться от неё глупо.

Не раз Есенин пытается начать с чистого листа, и всякий раз попытка терпит крах. Казалось, всё может наладиться после брака с Толстой, но и она не наполнила его эликсиром жизни. В последние годы Сергею кажется, что чаша его жизни постепенно заканчивается. Нет неизлечимых болезней, живы родные, но капля за каплей уходит жизнь. Уже не радуют так как 10 лет назад кабаки, уже не бьёт по голове обухом внезапная влюблённость…

В конце стихотворения автор объясняет, что окружающие его люди дороги ему вдвойне, ведь там за гранью смерти их не будет. Стихи напоминают прощание, которое написано не конкретному человеку, а всем, кто его знает и любит – людям, природе и даже животным, которых он не раз называл «меньшими братьями» и

Никогда не бил по голове.

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

Еще в древние времена, осознав трагическую конечность бытия, люди стремились напрямую не говорить о смерти, чтобы не навлечь на себя беду раньше срока. Именно поэтому в языке так много устойчивых выражений, обозначающих уход человека из жизни. Талантливый русский поэт С. Есенин тоже сумел подобрать мелодически тонкую и возвышенную метафору:

Мы теперь уходим понемногу

Ассонанс «у» в первых строках стихотворения навевает печальные раздумья о смысле земной жизни, о ее скоротечности, о поиске нравственных опор.

В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Что же принято делать перед уходом по народной традиции? Конечно же, прощаться. Поэтому так логично и закономерно звучит вторая строфа стихотворения, начинающаяся с пронзительно тревожных обращений:

Милые березовые чащи!

В этот миг душевного единения с природой лирический герой словно ищет понимания своему горестному чувству.

Первая строка четвертой строфы «Много дум я в тишине продумал» свидетельствует о глубине философского начала, с которой он воспринимает судьбу. Не каждому из нас дано среди житейской суеты вдруг остановиться и предаться размышлениям. В такие минуты, как правило, происходит своеобразная переоценка ценностей. Человек осознает, что все время находится на краю той пропасти, которая отделяет этот мир от мира усопших. Мучительный вопрос о судьбе души после того, как она расстается с бренной плотью, издревле был включен во все религиозные учения мира. С. Есенин понимал, что не сможет получить на него ответа. Он с грустью смотрит в будущее и дорожит теми минутами созерцания и раздумий, которые отпущены судьбой.

Говорят, перед концом человек вспоминает всю свою жизнь. Лирический герой С. Есенина словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»).

Провидческое предчувствие скорой смерти не поэтический прием, а реальный факт биографии С. Есенина. Данное стихотворение датируется 1924 годом. Поэт в это время был еще совсем молодым, но всего один год остается ему жить и творить на этой прекрасной земле, любоваться красотами русской природы.

Величие души человеческой проявляется в том, как он встречает смерть, воспринимает ее неизбежность. Это, наверное, наиболее тягостное из всех испытаний, которые посылает на его долю судьба. В есенинской метафоре воплощено прежде всего религиозное понимание смерти как перехода из одного состояния жизни души в другое. Именно поэтому фраза «в ту страну, где тишь и благодать» звучит несколько умиротворенно по сравнению с надрывной и трагической тоской, которая пронизывает все естество поэта, когда он обращается к любимой природе. Он словно стремится запомнить и унести с собой это драгоценное воспоминание о неповторимых красотах мещерских лесов и песчаных равнин, милых сердцу берез и осин, розоватого отблеска предзакатной воды на озерах и реках. Характерные образы и детали среднерусского пейзажа свидетельствуют о том, что скорее всего картины, описанные в данном произведении, навеяны образом родной Рязанщины.

Но не одна лишь природа заставляет С. Есенина любоваться этим светом. Страну украшают люди своим трудом, великодушием и добротой. Символично, что поэту дороги все люди, живущие на земле. В финале стихотворения не выделен какой-либо один образ (друга, матери или возлюбленной, например), как это часто делается в подобных исповедальных произведениях. В этом плане данное стихотворение тесно соотносится с произведением Н. Рубцова «До конца», в котором лирический герой перед уходом также прощается с миром и исповедуется «перед всем старинным белым светом».

Однако, несмотря на общую элегическую тональность, есенинский лирический герой все-таки выделяет и наиболее счастливые минуты своей земной жизни:

Мял цветы, валялся на траве

Никогда не бил по голове.

В этих строках воплотилось глубокое философское представление поэта о праве каждой живой души на счастье и радость на этой планете. На первый взгляд пренебрежительное слово «зверье» в контексте есенинских строк звучит нежно и ласково. Поэт словно полемизирует с теми, кто позволяет себе обижать «братьев наших меньших». Этим определением С. Есенин уравнивает людей и животных в их праве на жизнь. Данные строки наполняют произведение огромным воспитательным значением. Наряду с тем, что философский смысл остается главным для читательского восприятия стихотворения, огромную ценность имеет и эстетически выразительное описание природы в нем.

Композиция и жанр

Произведение включает в себя 7 строф, написанных катренами. Саму композицию можно условно разделить на 3 части:

  1. В начале поэт делится с читателем информацией, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Он сообщает, что смерть в любом случае ждет каждого и ее не избежать.
  2. Во второй части Сергей выражает свою любовь к жизни, миру вокруг и предается воспоминаниям о том, что в ней было.
  3. В конце настроение стихотворения меняется. Грусть, достигшая своего эпопея, сменяется надеждами на улучшения, и автор описывает свою привязанность к жизни. Он боится ее покидать, да и люди вокруг кажутся слишком дорогими, чтобы с ними расставаться. Автор не хочет знать, что там — по ту сторону мира. Но что-то ему подсказывает, что там не цветут чащи и тишь и благодать не правят. Оттого и дорога ему жизнь и люди рядом.

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Ввиду этого, точно определить жанр не получается. За счет плавного звучания его можно отнести к песне или балладе.

При написании стиха Сергей Александрович использовал пятистопный хорей. Строки рифмуются перекрестным способом (АБАБ). Рифма применяется точная и неточная.

Примечания

В рукописи стихотворение озаглавлено «Ровесникам», в Кр. нови и сб.: С. Есенин. Стихи (1920-24), М.-Л., «Круг», 1924.

— «Памяти Ширяевца».

Александр Васильевич Ширяевец

(наст. фам. Абрамов; 1887-1924) — поэт. «…Я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения»,- писал ему Есенин еще 21 января 1915 г., и с той поры его дружеское расположение оставалось неизменным. Хотя Есенин с тех лет считал А. В. Ширяевца участником, как он писал, «нашего народнического движения», их личное знакомство состоялось лишь в 1921 г., в Ташкенте. После переезда А. В. Ширяевца в Москву в 1922 г. и возвращения Есенина из зарубежной поездки их встречи стали более частыми, но в ближайшее окружение Есенина он не вошел. За месяц с небольшим до смерти, 4 апреля 1924 г., А. В. Ширяевец писал одному из своих друзей: «Дня три тому назад на Арбате столкнулся с Есениным. Пошли, конечно, в пивную, слушали гармонистов и отдавались лирическим излияниям. Жизнерадостен, как всегда, хочет на лето ехать в деревню, написал много новых вещей» (Gordon McVay. «Ten Letters of A. V. Shiryaevets» — «Oxford Slavonic Papers». New series. V. XXI. Oxford, 1988, p. 168). А. В. Ширяевец умер 15 мая 1924 г. в Старо-Екатерининской больнице в Москве от менингита. Болезнь была скоротечной, его внезапная кончина потрясла Есенина. Он тяжело переживал утрату, не верил в болезнь, считал даже, что А. В. Ширяевец отравился, участвовал в организации похорон, выступал на поминках. Вместе с П. В. Орешиным и С. А. Клычковым вошел в состав «душеприказчиков по литнаследству» поэта.

Средства выразительности

Автор использовал в стихотворении различные художественные средства. Среди них:

  • метафоры — «чащи цветут», «нив, златящихся во мгле», «не звенит шеей рожь»;
  • олицетворения — «осинам, что загляделись в розовую водь»;
  • эпитеты — «розовая», «бренные», «угрюмая»;
  • В строчке «Не звенит лебяжьей шеей рожь» Есенин применил аллитерацию. При помощи повторения шипящих передается шелест колосков.

Сергей Александрович также использовал устаревшие слова, такие как «сонм». Он очень удачно подобрал художественные средства. С их помощью автор точно и поэтично создал образ лирического героя, человека, тоскующего по былым временам.

Анализ «Мы теперь уходим понемногу» Есенина описывает состояние автора в момент написания и раскрывает особенности стихотворения.

Стихотворение С.А.Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество С.А. Есенина наполнено философскими проблемами. В 1924 .г. в его стихах неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел? Эти вопросы, так и остающиеся без ответа, отражают смятение его и потерянность, мысли о близком конце. Таким тяжелым душевным состоянием были оплачены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу». Это произведение было написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. Это подведение итогов буйной и неспокойной жизни, это размышление о преходящем характере нашего бытия: «Мы теперь уходим понемногу // В ту страну, где тишь и благодать». Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там — это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близкого конца. Но о смерти говорится завуалировано: «Может быть, и скоро мне в дорогу // Бренные пожитки собирать». Эпитет «бренные» придает строфе почти трагическое звучание, однако разговорное слово «пожитки» одновременно наполняет её легкой иронией. Мысль высказана с утвердительной интонацией. Нет сомнений в том, что все произойдет именно так. Однако вторая строфа совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге. Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе: «Милые березовые чащи! // Ты, земля! И вы, равнин пески!». Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты. Но люди умирают… «Сонм уходящих»- как горестно, тоскливо звучит это сочетание! Впечатление усиливается и от принадлежности этого выражения к высокому стилю. Три следующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени. Это создает ощущение безысходности, безвозвратности, однако суффикс «-л-» наполняет строки напевностью и плавностью. Этой же цели служит пятистопный хорей с пиррихиями в каждой строке. Откровенное признание в излишней любви к земному, к тому, «что душу облекает в плоть», то есть к разгульной жизни, сменяется восторженным взглядом на картины природы. Вот где можно найти умиротворение, вот чем можно успокоить израненное сердце! Как молитва звучит пожелание : «Мир осинам». Перефразическое олицетворение «загляделись в розовую водь» — красивейший образ, окрашенный в один из излюбленных есенинских тонов, принадлежащих к русской традиции иконописи. Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь лирического героя: «Много дум я в тишине продумал // Много песен про себя сложил». В этих строках – прямое указание на автобиографический характер есенинского творчества, поэтому оправдана анафора «много», ведь его лирика многогранна. На этом противоречивом пути, на этой «земле угрюмой» были моменты, окрашенные в мажорные тона. Чувство полного, высшего удовлетворения не чужды герою, поэтому вновь анафорически звучат строки: Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве. Радоваться каждому дню, каждой минуте – в этом, наверное, и заключается высшее счастье. Особое звучание приобретают строки: И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Множество есенинских стихотворений посвящено животным. Они – гимн животному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества. Мы живем по законам природы, только люди гораздо безжалостней, чем звери… Есенин дал фразеологизму «братья наши меньшие» новое значение – «животные, за которых люди в ответе». Тогда как этимология этого сочетания иная – Христос называл так людей низшего сословия, обездоленных. По-моему, в этом подтексте есть очень глубокий смысл. Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Есть ли там что-нибудь? Герой уверен лишь в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «.. не цветут там чащи», «…не будет… этих нив, златящихя во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь». Эпитеты и метафоры помогают воссоздать поистине волшебную картину. Видимо, эта земля не настолько угрюма, если она исполнена таких красот. Лейтмотивом звучат строки: «Оттого пред сонмом уходящих // Я всегда испытываю дрожь». В них тоска по ушедшим в тот мир друзьям, в них горестный вздох о быстротечности нашей земной жизни. Что же делать? Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но это и скрытый призыв к читателю. Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть… Лексика стихотворения очень разнообразна по стилистической окраске. Здесь и слова высокого стиля: «сонм», «плоть», «благодать»; и разговорного стиля «валялся», «зверье». Будто вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами…Так и в нашей жизни много прекрасного, граничащего с низким. «Мы теперь уходим понемногу» — одно из последних стихотворений поэта, в котором сквозит оптимизм и любовь к жизни. Стихотворения последнего года наполнены черной меланхолией, в них явственно звучат прощальные нотки. Тем не менее, все лирика Есенина «жива одной большой любовью – любовью к Родине».

Обзор произведения

В своем творении Сергей Александрович сознается, что в долгих раздумьях о прожитых днях пришел к выводу: его жизнь удалась. О своей персоне в произведении он рассказывает в прошедшем времени, говоря, что счастлив оттого, что довелось жить и дышать.

Когда поэт представляет себе жизнь после смерти, то как будто с дрожью в голосе произносит: «Ему известно, что там чащи не цветут». Есенин не приемлет перспективу попасть в забвение. Его товарищ уже покинул этот свет. Автор по этому поводу испытывает панику. В то же время он знает, что смерть неизбежна. Поэт предчувствует, что скоро попадет в ее лапы. С этой поры для него любой прожитый миг приобретает особый смысл. За той чертой его ждет неизвестность, хотя Есенин уверен, что там холодно, сыро и уныло.

Сергей Александрович отрицает бессмертие души, понимая, что без птичьих песен, спелых рябиновых гроздей, березовой рощи, любимых рек и поле все бесполезно. Страшнее всего для поэта тот факт, что больше ему не встретятся люди, которые были рядом все эти годы. В строках прощания с лучшим товарищем и с прожитыми годами он замечает, что дорогие для него люди остались с ним на земле.

Любовь к жизни

Нежелание переходить в иной мир поэт объясняет просто – там нет берёзовых чащ, нет женского поцелуя, нет лебяжьей шеи ржи. Сергей любит этот живой мир с его красотами, болью, страданием и зарницами радости, он не может себя представить в тишине, окружёнными ангелами и благодатью. Благодать Есенина – это жизнь земная с её тайнами и открытиями, любовью и печалью, радостью и мукой. Это хорошо заметно в строках:

И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

Начинается стихотворение строками из заголовка

Мы теперь уходим понемногу

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: