4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 158.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 158.
А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Этой стихии было посвящено стихотворение «К морю», которое поэт написал, будучи в южной ссылке: произведение отражает его тоску по свободе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану, который пригодится для урока литературы в 10 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания Пушкина в южной ссылке — в 1824 году. Поэт начал его перед отправлением из Одессы в имение Михайловское и завершил уже по прибытии в родовое поместье.
Образ «свободной стихии», оставшейся в воспоминании, окутан очарованием ностальгии.
Пейзажи северной природы, как бы дороги они ни были Пушкину, не могут сравниться с живой и своенравной игрой морских валов. В ссылке море долго было для поэта главным и единственным другом, а теперь он навеки разлучён и с ним.
Фонетический строй
Не вызывает сомнения, что Александр Пушкин – мастер изящной словесности. С первых строк стихотворения «К морю» перед нами не только рисуется картина, где и «волны голубые», и «гордая краса» морской стихии, но и кажется, будто действительно слышен шум волн. Этот эффект достигается за счет определенного сочетания звуков «щ» — «блещешь», «прощай», «ш» — «услышал», «шум», «ч» — «час». Также ассоциация с шумом моря создается благодаря чередованию шипящих «ш» и торжественных «р». Такая звуковая тональность прослеживается на протяжении всего стихотворения.
Литературное направление
Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.
В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.
Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.
От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.
От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным, действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным, чётко прорисованным метафорам.
Стихотворение Пушкина «К морю»
Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я.
О чём жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы… Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум.
Поэт обдумывал бегство из Одессы морем в Европу.
Имеется в виду увлечение Е.К. Воронцовой (1790-1880), женой Новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова (1782-1856).
Остров св. Елены, куда в 1815 г. сослали Наполеона, и где он умер в 1821 г.
Д.Г. Байрон умер 19 апреля 1824 г. в Греции, куда он приехал летом 1823 г. для участия в освободительной борьбе греков.
Блещешь гордою красой — такое выражение могло быть навеяно блеском морской воды под лучами солнца, но эпитет гордою выводит образ за пределы фотографически точного изображения увиденной картины и передаёт восприятие моря поэтом.
Ропот заунывный — существительное ропот происходит от глагола роптать в значении «выражать недовольство негромкой речью в неясной форме». Эпитет заунывный означает «тоскливый».
Шум призывный — шум, который звучит как призыв, зовёт вернуться назад.
Предел желанный — место, к которому стремится лирический герой стихотворения.
Заветным умыслом томим: томим — краткое страдательное причастие настоящего времени, образованное от глагола томить, обозначает постоянное ощущение какого-то желания. Заветным умыслом — тайным, глубоко задушевным замыслом, идеей, желанием.
Своенравные порывы — здесь имеется в виду шторм на море с порывами ветра и неожиданными всплесками волн; порывы противопоставляются тишине, штилю: «Как я любил… И тишину в вечерний час, / И своенравные порывы!»
Смиренный парус — скромная лодка простых рыбаков; использована метонимия: лодка с парусом — парус.
Твою прихотью хранимый — поэт пишет, что море непредсказуемо: по нему может спокойно плавать даже скромная лодка, «хранимая прихотью», но может потонуть «стая» кораблей.
Скользит отважно — скользит, плывёт по воде смело, без страха.
Рвалась душа моя — стремилась душа.
Путь беспечный устремил: устремил путь — направился; беспечный — беззаботный.
Воспоминанья величавы — здесь: воспоминания о прежнем величии.
Неукротим — никому не подчиняющийся, абсолютно вольный.
Торжественная краса — величественная, вызывающая впечатление торжества и мощи красота.
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Значение некоторых слов и выражений в стихотворения «К морю» А. С. Пушкина
уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме
- Конспект урока русского языка для 7 класса на тему «Время глагола. Прошедшее время «.Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа Описание работы: данный урок предназначен для учащихся 7 класса при изучении темы «Время глагола » и направлен на привитие интереса учащихся при изучении данной темы Цели: Углубить и расширить знания о временах глагола, о прошедшем времени глагола; о правильной постановке ударения в глаголах прошедшего времени. Оборудование: .План морфемного разбора 1.Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи). 2.У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать. 3.Указать основу слова (то есть часть слова без окончания) 4.Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова. 5.Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же Духовной жаждою томим — испытывающий желание духовного просветления. Влачился — двигался медленно, с трудом. Не перепутье — на распутье, развилке дорог. Перстами лёгкими — лёгкими пальцами. Зеницы — глаза. Отверзлись… зеницы — открылись глаза. Неба содроганье: небо в контексте стихотворения означает жизнь Божественную, Вышнюю; поэт говорит о движениях Духа. Дольней лозы прозябанье: дольней лозы — лозы, которая растёт в долине; в контексте это не одна конкретная лоза, а вообще растения; поэт говорит о том, что ему была Антология русской поэзии I Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие II Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить III Море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. И каждое новое стихотворение Пушкина содержало огромное философское обобщение пережитого и перечувствованного им. Вот почему и его любовные стихотворения стали школой истинной гуманности. Чувства, которые выражает поэт, принадлежат не человеку вообще, а именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое. В жизни любое чувство сопряжено с массой несущественных подробностей. В лирике оно преображается, очищается Каждая девочка учится плавать по-разному: кто-то овладевает этим способом передвижения в бассейне под руководством инструктора в какой-нибудь секции, кого-то учат родители или подруги. Я училась плавать у папы. Он использовал, по его же словам, «шоковую терапию». Что это такое? Сейчас узнаете! Папа долго показывал мне, как нужно двигать руками и ногами во время плавания. Но как только дело доходило до воды, всё стопорилось: я боялась глубоких мест. Мне казалось, что вот-вот
Проблематика
В стихотворении затронута проблема свободы. Ничто на свете не может быть таким же вольным, как море.
Наполеон и Байрон, которые были кумирами свободолюбивой молодёжи пушкинской эпохи, ушли из жизни. Самому поэту предстоит вернуться в Россию, но опять без права свободного перемещения:
Мир опустел… Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.
Прощаясь со свободной стихией, Пушкин понимает, что лишает себя мощного источника силы и вдохновения, как будто отрывает сердце от любимого друга.
Система образов
Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).
Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.
Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.
Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.
Тема
Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.
В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим». В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.
У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован». В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.
Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, «властителем дум», певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.
В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберёт с собой.
Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – море и поэт. Они, как верные друзья, прощаются перед вечной разлукой.
Их многое объединяет: вольные, мятежные, сильные и гениальные, оба они – дети божьи, им легко понять и поддержать друг друга.
Словно тени, проплывают над морем образы дорогих сердцу Пушкина людей:
- его возлюбленной Елизаветы Воронцовой,
- кумира поколения Наполеона
- и великого поэта Байрона.
Эти три величественные, сроднившиеся с образом моря воспоминания остаются для поэта в прошлом и наполняют его душу печалью.
Лирический герой
Лирический герой элегии не отделён от окружающего пейзажа. Он, напротив, тесно связан с морем узами кровного и духовного родства.
Как и море, его душа полна противоречивых чувств, желаний, озарений, страстей. Как море, велик его поэтический дар, способный на грандиозные чудеса. Как море, поэт никому не подвластен.
Сын, брат, друг, супруг «свободной стихии», лирический герой оставляет всё, покидая любимые места. Образы моря навсегда останутся частью его души.
Судьба Наполеона
Первая половина стихотворения рассказывает о желании обрести свободу, но не где-то там, за далеким морским горизонтом, а здесь, в родном краю. В стране, где родился и вырос, обрести возможность свободно высказывать свои мысли и творить, несмотря ни на что.
Пушкин прекрасно понимает, что в чужой стране его ждет нелегкая судьба, возможно, он разделит судьбу Наполеона и закончит свою жизнь не в Европе, а на острове среди бушующего моря. Пушкин также обращается к истории, отмечает, что Наполеон был таким же свободолюбивым, как и море, и просит стихию воздать полководцу посмертные почести.
Пушкин понимает, что в побеге нет смысла, ему необходимо только смириться со своей участью и ждать, пока он не сможет вернуться домой, оставив при себе воспоминания о море. Одиночество и желание обрести свободу вылились в одну из лучших композиций Пушкина — «К морю».
Композиция
Линейная композиция стихотворения последовательно описывает этапы расставания с морем.
Первые две строфы содержат обращение к морю.
Следующие 6 строф повествуют о счастье общения с морской стихией и заветной страсти, испытанной на его берегах.
Затем, в 5-ти строфах пересказаны финальные аккорды жизни Наполеона, упомянута кончина Байрона. Этими событиями подведён итог целой эпохи.
Наконец, последние 2 строфы посвящены прощанию и уверению в том, что море останется для поэта незабвенным.
Жанр стихотворения и размер
Это стихотворение смело можно отнести к элегии. Он разговаривает с морем, которому рассказывает о всех своих личных переживаниях и планах. В каждой строчке чувствуется настроение автора, его переживания и размышления. Так же чувствуется его любовь к морю, привязанность к бескрайним берегам и волнам. Ему он посвящает прекрасные слова, которые пропитаны грустью разлуки.
Размер стихотворения – это четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Направление – романтизм, потому что в тексте остро поднята тема одиночества, грусти и тоски. Герой одинок, ему больно и грустно.
Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения работает на расширение стихотворного пространства. Ассонансы с «о», «а», «э» распахивают горизонт, аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, блеск и торжество могучих вод.
Синтаксис элегии богат на обращения, риторические вопросы, ряды однородных членов. Его украшают инверсии, передающие задушевность авторской интонации, восторженные восклицательные предложения, напоминающие признания в любви и уверения в дружбе.
Лексика высокого стиля используется фрагментарно. Основная часть словарного состава представлена общелитературными выражениями, благодаря чему стихотворение легко воспринимается и сейчас.
Средства художественной выразительности
Стихотворение насыщено точными эпитетами: «смиренный парус», «своенравные порывы», «торжественной красы».
Метафоры поэтически углубляют прямой смысл выражений: «властитель дум» (о Байроне), «свободная стихия» (о море), «скала, гробница славы» (об острове св. Елены).
Главным средством выразительности предстаёт сравнение моря с близким другом, прямо озвученное во второй строфе. Поэт даже пишет о море в мужском роде (5 и 7 строфы)!
Вольный и счастливый товарищ лирического героя, море знает о нём нечто такое, чего не поймёт и не узнает никто. В его заветных глубинах есть какая-то вечная поэтическая тайна.
Актуальность
Мечта человечества о свободе не растворилась во времени, поэтому стихотворение Пушкина «К морю» продолжает быть актуальным.
Все мечтают о том, чтобы жизнь не ограничивалась внешними обстоятельствами, узкими заданными рамками, людьми, с которыми неприятно общаться.
Море символизирует абсолютную полноту душевной жизни, силу внутренних устремлений, тягу к совершенству.
Люди каждый год отправляются к морю не только для того, чтобы полежать на пляже, но и для того, чтобы наполниться древней силой моря, его энергией и мудростью. Эти свойства «свободной стихии» навсегда воспеты Пушкиным.
Образы и символы
Произведение наполнено различными образами.
- Образ моря.
Главным лирическим героем стихотворения становится море — гордое и свободное, как подчеркивает автор. Это верный друг того, кто его воспевает. Оно своенравно, его краса «торжественна», но в то же время вечерний гул волн успокаивает и умиротворяет. Оно может быть и спокойным, оберегая моряков, а может разрушить и «стаю кораблей». Александр Сергеевич подчеркивает могущество и независимость своего «приятеля», расставание с которым кажется ему трагедией. Море стало настолько близко герою, что он наделяет себя его признаками («брожу я тихий и туманный»). Гул волн кажется ему шепотом друга. Сам образ является отражением настроения героя. - Наполеон
(французский император, завоевавший всю Европу) становится еще одним романтическим образом в произведении. Его пожизненное заключение на затерянном одиноком острове считалось реальным воплощением трагической судьбы непонятого толпой гения. Наравне с Наполеоном появляется и «другой властитель наших дум» —
Байрон
(английский поэт, родоначальник романтизма). Это тоже романтический образ гонимого и непонятого странника, который погиб, защищая народ Греции в братоубийственной войне. Его автор упомянул, чтобы показать свое внутреннее состояние, ведь из одной ссылки он поехал в другую. Он, как и Наполеон, является невольником страстей при дворе, пленником режима, а сходства с Байроном можно найти в характере поэта: он решителен, горяч, но одинок и не понят толпой. Он называет Байрона «могучим, глубоким и мрачным». Эти же черты можно отнести к самому поэту. - Лирический герой
. Перед нами вольнолюбивый и пылкий поэт, который планировал побег из России по морю. Его задержала страсть к женщине, но жалеть ему не о чем, ведь в море есть только один пункт, который мог бы его заинтересовать — остров изгнания Наполеона. Но в остальных странах, куда он хотел бежать, цивилизация стерла границы между свободой и рабством, поэтому та или иная тирания ждет его везде. Такие взгляды свойственны поэтам-романтикам: они пропагандировали возврат к естественной жизни вне цивилизации. Переживания и думы лирического героя говорят читателю о том, какая система мировоззрения сформировалась у него за годы гонений. Ему близка идея о порочности всех государственных институтов, зато стихию он превозносит и противопоставляет ее гордость и независимость диктатуре. Спасение людей и себя самого он видит в естественности — в природе, любви и гармонии. Само море отражает его характер: свободный, сильный и своенравный. - Просвещение и тиран
— это две стороны одной медали: Европейская и Российская система правления. Если в странах Европы была эпоха Просвещения (научный и промышленный прогресс, разветвленная система правления из реально работающих государственных институтов, которые не работают по указке одного человека), то в России была абсолютная монархия (один царь, застой во всех сферах, кроме военной, более жесткие законы и порядки). Но обе крайности не устраивают поэта, ведь во всем реальном есть недостатки, а он мысленно устремился за идеалом свободы в просторы соленых вод.
Моё отношение
Стихотворение Пушкина очаровывает меня. Полные гармонии строки великолепно передают величавую стать моря.
В элегии «К морю» чувствуется человеческая мудрость Пушкина, тонкое понимание природы, любовь поэта к жизни. На фоне моря он предстаёт таким живым и вдохновенным!
Сразу вспоминается картина, написанная Айвазовским и Репиным, где Пушкин стоит в окружении пенных валов. Стихотворение «Прощай, свободная стихия» — одно из моих любимых произведений поэта.
🗹