Обладавший, как и многие талантливые поэты, даром предвидения, Николай Гумилёв посвятил этой способности стихотворение, которое назвал «Шестое чувство».
Сочинение и анализ «Шестое чувство» по плану покажет ученикам 11 класса, какие мысли поэт вложил в произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюблённого вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно «использовать» — съесть, выпить, поцеловать. Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое. Эта цельность его мировосприятия так соответствует идее акмеизма!
Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался ещё в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие «эстетикос», то есть «относящийся к чувству», не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства. Получается, что, по логике Гумилёва, в античности шестое чувство уже рождалось, но ещё не родилось.
Краткое содержание
В первой строфе поэт описывает земные материальные ценности. Среди них — вкусное вино, которое согревает, хлеб и влюбленность в женщину. Что делать с этими вещами, знает каждый. Напиток и еда нужны для насыщения и наслаждения, а женщина дарит телесное удовольствие.
Во второй строфе лирический герой рассказывает о духовных ценностях. Это красота материального мира, тишина, покой, предметы искусства. Дальше герой объясняет, что все это нельзя съесть, выпить или поцеловать, т. е. совершить физическое действие. Человек может предпринимать попытки применить духовные ценности, но они будут безуспешными.
Герой вспоминает, как мальчики, еще не ведая ничего о любви, могут следить за девичьим купаньем. У них появляется таинственное желание, которое приносит им удовольствие. Это происходит неосознанно.
В пятой строфе герой описывает некое мифическое существо, которое обречено только ползать по миру, но оно будет ощущать несуществующие крылья. При этом существо понимает, что не в его силах сделать себя летающей тварью.
В заключительной строфе герой понимает, что уже который век человек преобразуется под влиянием природы. Он пытается породить орган, который позволил бы лучше воспринимать духовные ценности. Процесс формирования очень мучителен и выматывает владельца. Конца же этому процессу еще не видно.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 6 четверостиший.
Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».
Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.
В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».
Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».
Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.
Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилёвым в 1920 году, за год до его расстрела большевиками. Но в нём нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит размышления о том, что же такое это особенное, шестое, чувство, которым необходимо обладать человеку, и какова его природа.
Напечатано произведение в последнем прижизненном сборнике Гумилёва “Огненный столп” (1921).
Тема
Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развита некая способность, которая помогает ему видеть, осознавать красоту мира. И хотя люди не всегда понимают его природу, отрицать существование такого чувства глупо и бессмысленно.
Композиция
Трёхчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и понятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, красоту женщины.
Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это прелесть мира, быстротечность времени. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребёнка, который смотрит на купающихся обнажённых девушек и испытывает желание, не понимая его природы.
Гумилёв рисует метафорический образ рождённого ползать доисторического существа, которое чувствует прорастание пока несуществующих крыльев. Это начало длительного процесса одухотворения.
И в последней части – это завершающая строфа – говорится о том, что человек подобен такой твари: он в муках рождает орган, который поможет ему не только пользоваться простыми, бытовыми предметами, а воспринимать и создавать прекрасное. Таков основной смысл концовки.
Жанр
Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.
Средства выразительности
Следуя заветам акмеизма, чтобы точнее передать основную мысль, Гумилёв наполнил стихотворение тропами, которые метафорически соотносят сложные философские понятия с простыми предметами и вещами.
- Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
- Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
- Сравнение – “как мальчик, следит”.
Тропы и образы
В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами — и неподвластное им чувство эстетического. Влюблённое в нас вино, добрый хлеб – и розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но. Антитеза содержится и в первой строфе. Она подчёркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи («сперва измучившись») – необходимая ступень развития.
В третьей строфе безнадёжность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не и ни, союзе но. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей – неудержимый бег мгновения. Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо.
В метафорах ломаем руки, осуждены заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует её необходимость.
Следующие два развёрнутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует своё будущее.
Так же и «тварь скользкая», которая ещё не эволюционировала в птицу, мечтает о небе (но мысли ящера на совести Гумилёва) Эпитеты пятой строфы (скользкая тварь, разросшиеся хвощи) переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.
В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как – так.
Это обращение к Господу, в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть) описывающее рождение шестого чувства. Восклицание – надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.
В стихотворении Гумилёв через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.
Краткий анализ произведения
Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.
- История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано уже в следующем, 1921-м. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
- Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо просто человеку, а также художнику (автору, творцу) для постижения мира и выражения его красоты.
- Композиция – это шестистрофное стихотворение по смыслу разделяется на три части, которые связаны общей идеей.
- Жанр – философская элегия.
- Стихотворный размер – пятистопный ямб; рифмовка перекрёстная..
- Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
- Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
- Сравнение – “как мальчик, следит”.
Писатель уподобляет уникальное дарование ангельским крыльям. Николай Степанович приходит к мысли, что ведет свое происхождение от богов. Дар предвидения зависит от чистоты души: светлая душа дает человеку возможность видеть то, что скрыто завесой судьбы.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.
- «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва
- «Слово», анализ стихотворения Гумилёва
- «Она», анализ стихотворения Гумилёва
- «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва
- «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва
- «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва
- «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва
- «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва
- «Змей», анализ баллады Гумилёва
- «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
- «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва
- Гумилёв Николай Степанович, краткая биография
По произведению: «Шестое чувство»
По писателю: Гумилёв Николай Степанович
Чем можно насладиться в жизни с пониманием
Уже в первом четверостишие автор приводит пример того, чем человек может реально насладиться, испытать от этого физическое удовлетворение. Это влюблённое вино, свежий хлеб из печи и женщина, ради которой хоть и приходится помучаться, но после она вознаграждает нас наслаждением.
Далее Гумилёв приводит пример того, что:
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Это – утренняя заря надо остывающими облаками и бессмертные стихи. Это простой пример, в жизни гораздо больше того, что мы не можем целовать, понимать и трогать руками. Мы можем только наслаждаться их видом, таинством и скрытым смыслом, но от их созерцания и чтения нельзя получить физический экстаз. Заря нас покоряет тишиной и бесконечностью мира, который несмотря не все перипетии возрождается каждый день заново, а стихи трогают души мыслью того, кого уже с нами нет, его взглядом на мир и невозможностью оспорить и изменить написанное.
Мы пытаемся дотронуться до вечного, тянем руки в восходящему солнцу и взываем к автору строк, но:
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Какое наслаждение нам не дано понять
Мы в этом состоянии похожи на маленького мальчика, которому интересно подсматривать за девичьим купанием, но смысла любви он ещё не знает. Желание растёт внутри него, но он ещё не может его осознать, потому что не дорос до этого. Так и человек не дорос до понимания вечности, в нём горит таинственное желание её понять, но мал Homo sapiens разумом и часто скуден душой для этого.
В предпоследнем четверостишье Гумилёв сравнивает человека с первыми млекопитающими, которые только выбрались из воды, они стремятся к полёту, хотят быстрее побежать-полететь, уже чуют набухающие за спиной крылья, но малы для этого. Пройдут тысячи лет прежде чем вышедшая из воды тварь станет птицей, пройдёт ещё ни одна тысяча лет, прежде чем человек начнёт физически понимать вечные тайны мира.
Гумилёв в концовке стихотворения обращается к Господу с извечным вопросом – скоро ли человек вырастет из пелёнок детства и в нём родится шестое чувство для полного понимания окружающего мира. Скоро ли мы сможем видеть то, что есть, а не то, что нам сейчас дано видеть, скоро ли разорвём границы таинства, скоро ли появятся крылья?
Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.
Также рекомендуем обратить внимание на стихи неизвестных поэтов, ведь среди их строк можно найти много доброго, вечного и мудрого. Хороший выбор малоизвестных стихов на сайте https://upoems.ru, блог Stihirus24.ru рекомендует этот сайт от всей души. Кстати, рна этом сайте вы можете разместить и свои стихи.. став из неизвестных известным поэтом.
Ничего за 100 лет не изменилось
Автор строк понимает нынешние ограниченные возможности человека и спрашивает у высших сил, когда границы будут открыты и разум станет единым с душой. С момента написания строк прошло почти 100 лет, но человек ни на йоту не приблизился к пониманию вечных таинств. Да, в физическом мире много изменилось – технологии правят бал, но понимание таинства розовой зари, понимание вечности не стало ближе, возможно, оно даже отдалилось от человечества.
Каждый получает то, что он искренне желает и просит, Гумилёв получил ответы на свои вопросы уже через год после написания стихотворения «Шестое чувство» в питерских застенках ГубЧК
🗹