Школьные сочинения
Как написать сочинение? Методические рекомендации по написанию сочинения
Типичные ошибки в сочинениях
Подготовка к урокам литературы (Все сочинения приведены для примера)
Устное народное творчество и древнерусская литература
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Мифологические представления славян Народные приметы О пословицах и поговорках Загадки Скороговорки
А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов
К 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» Михаил Васильевич Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения
И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин
Мастерство Крылова-баснописца Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль» Статья о творчестве И. А. Крылова Н. М. Карамзин и русский сентиментализм Когда Иван Андреевич Крылов был маленьким
А. С. Грибоедов
Как написать сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? «Век нынешний и век минувший» (основной конфликт в комедии «Горе от ума»)
В. А. Жуковский, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков
Гавриил Романович Державин — «отец русских поэтов» Поэзия В. А. Жуковского М. И. Цветаева. Два «Лесных Царя» Великий поэт и гуманист (О В. А. Жуковском) «Чудотворец» поэзии Батюшков
Пушкин А. С.
Тема любви в лирике А. Пушкина Тема любви в лирике А. Пушкина (2) Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина Тема дружбы в лирике Пушкина (2) Русская природа в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 1 В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 2 Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (2) Онегин и Ленский Онегин и Татьяна Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 1 Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 2 «…Я так люблю Татьяну милую мою» «Татьяна русская душою…» Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах «Татьяны милый идеал» «Лишний человек» Онегин Подготовительные вопросы к сочинению по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов») Случаи из жизни лицеистов Статья о поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Где живет Черномор? «Летучие черты…» Портреты А. С. Пушкина Мой первый друг…
М. Ю. Лермонтов
Образ Лермонтова. Статья М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов о своем поколении Жизнь и подвиг Мцыри «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странною любовью» В чем трагедия Печорина? «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман Материалы к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким
Н. В. Гоголь
Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»? Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Материалы к сочинению в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков — рыцарь наживы Чиновничество в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — гениальная сатира на крепостническую Русь Материалы к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Ф. И. Тютчев, А. А. Фет
Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Темы вечные в лирике Тютчева и Фета Материалы для подготовки к сочинению по творчеству Тютчева и Фета Русский поэт-философ «Крылатый слова звук»
А. Н. Островский
«Жестокие нравы» города Калинова Живая душа в «темном царстве» Проблематика пьесы Островского «Гроза» Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского «Бесприданница») Судьба бесприданницы (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
И. А. Гончаров
Обломов и обломовщина Роман о повседневной жизни обыкновенных людей (по роману «Обыкновенная история») Что такое «обломовщина»?
И. С. Тургенев
Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Разночинец-демократ в «дворянском гнезде» Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Проблематика романа «Отцы и дети» Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам «Рудин» и «Дворянское гнездо») К 180-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Рассказ о детских годах писателя
Н.Г. Чернышевский
«Новые люди» Чернышевского (по роману «Что делать?») Особенный человек Рахметов (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
Н. А. Некрасов
Город в изображении Н. А. Некрасова Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Картины родной природы в лирике Н. А. Некрасова Гражданственность поэзии Некрасова В поисках народного счастья (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Образ русской женщины в поэзии Некрасова
Ф. М. Достоевский
Теория Раскольникова и ее крушение Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Смысл названия романа «Преступление и наказание» Преступление и наказание Родиона Раскольникова Петербург Достоевского Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского
Л. Н. Толстой
Женские образы романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Два полководца Путь исканий Андрея Болконского Духовная эволюция Пьера Безухова Необычный портрет Пьера Безухова Портрет Пети Ростова Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1912 года (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Народный полководец Кутузов (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Семья Болконских и семья Ростовых Андрей Болконский и его дорога чести Поиск смысла жиэни Пьером Безуховым
Н. С. Лесков
«Положительный тип» русского человека в творчестве Лескова Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова «Тупейный художник» Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)
М. Е. Салтыков-Щедрин
Боевая сатира Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Сатирический талант писателя Щедрина
А. П. Чехов
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Примерный текст сочинения по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» «Вишневый сад» — комедия, драма или трагедия? Особенности рассказов А.П. Чехова Новаторство Чехова-драматурга Чеховский «Вишневый сад»
И. А. Бунин
Материалы к сочинению по творчеству И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества Реалистические черты прозы Бунина Мотив любви и смерти в рассказах Бунина Бунин и русская революция Творческий путь И. А. Бунина
А. И. Куприн
«Любовь всегда трагедия…» (по произведениям А. И. Куприна) В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»? Автор и его герой в повести А. И. Куприна «Поединок» Певец возвышенной любви (по повестям Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь») Поединок насилия и гуманизма (По повести Куприна «Поединок»)
А. М. Горький
Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне» Ранний романтизм Горького Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе «На дне») Изображение купечества в повести М. Горького «Фома Гордеев»
В. Брюсов, Н. Гумилев, А. Ахматова, К. Бальмонт, И. Анненский, А. Белый, М. Волошин
«Серебряный век» русской литературы Мое открытие «серебряного века» русской поэзии Судьба и стихи Николая Гумилева Мифология Николая Гумилева Совесть народа — поэт… Очерк о М. Волошине Дон Жуан, Наполеон, Клеопатра, Данте и другие «любимцы веков» в творчестве А. Брюсова Акмеизм Особенности поэтического мира Анны Ахматовой Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Основоположник символизма в русской поэзии. Сочинение о Бальмонте
А. А. Блок
Материалы к сочинению по поэме А. Блока «Двенадцать» Россия в лирике А. А. Блока Художественные особенности лирики Блока Тема Родины в поэзии Блока Поэмы Александра Блока
В. В. Маяковский
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского В. Маяковский и революция Сатира В. Маяковского Новаторство поэзии Маяковского Отрывок из статьи Б. Пастернака о В. Маяковском и о С. Есенине Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского Мои впечатления от поэмы В.Маяковского «Облако в штанах» Сатирическая линия поэмы В.Маяковского «Хорошо»
С. А. Есенин
Тема родины в лирике С. Есенина Тема родины в творчестве Сергея Есенина Образы-символы в поэзии Сергея Есенина Лирический герой Есенина Человек и природа у Есенина О поэме Сергея Есенина «Анна Снегина»
А. Фадеев, Б. Пастернак, М. Булгаков
Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Почерк, похожий на журавлей. Статья о творчестве Б. Пастернака Борис Леонидович Пастернак. Краткий очерк творчества Материалы к сочинению по творчеству Бориса Пастернака Шариков и шариковщина
М. И. Цветаева
Стихи не могут быть бездомными… Статья о творчестве М. Цветаевой
М. Шолохов, Б. Можаев, Ф. Абрамов
Судьба донского казачества (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Материалы к сочинению по роману «Тихий Дон» Материалы к сочинению по роману «Поднятая целина» Энциклопедия казачьей жизни (по романам М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина») Судьба русского крестьянства в период коллективизации (по произведениям М. Шолохова, Б. Можаева, Ф. Абрамова)
А. Солженицын, В. Шаламов, В. Гроссман, Ю. Домбровский, В. Быков. Великая Отечественная война в современной литературе и поэзии
Трагедия и надежды поколения 30-х годов Тема Великой Отечественной войны в современной литературе Великая Отечественная война в современной литературе Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Активное противление злу (по произведениям Василя Быкова) Стихи о войне. А. Т. Твардовский. Очерк Стихи о войне. О. Берггольц. Очерк Военная лирика Твардовского Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образ войны в произведениях Константина Симонова Человек в тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Другие писатели советского периода
О творчестве Ч. Айтматова Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» «Зубр» — повесть Гранина о великом ученом Как пишутся книжки. Статья о М. М. Пришвине Наш общий друг. Сергей Владимирович Михалков Завещанная потомкам поэзия (Николай Алексеевич Заболоцкий)
Зарубежная литература
Трагедия Гобсека Героический гомеровский эпос Наш современник Вильям Шекспир Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер) Великий немецкий поэт и мыслитель (Иоганн Вольфганг Гете) Романтизм великого французского писателя (Виктор Гюго) Гениальный автор «Человеческой комедии» (Оноре де Бальзак) Коловращение Уильяма Сиднея Портера (О. Генри) Трагедия индивидуалиста. (Джек Лондон) Человек в XX веке глазами Хемингуэя Переход подростка в мир взрослых (По роману Дж. Селинджера «Над пропастью во ржи») «Зорко одно лишь сердце» (Антуан де Сент-Экзюпери) Загадка стихотворения Р.-Л. Стивенсона «Бурная ночь»… Гимн загадочной свободе (Французский поэт Артюр Рембо) Калевала — великая поэма Севера
Русские пословицы, скороговорки и загадки
Хоть видит око, да зуб неймет. Цикл пословиц У волка всегда одна песенка. Цикл пословиц Трусливому зайке и пенек волк. Цикл пословиц Каковы сами, таковы и сани. Цикл пословиц Выше солнца сокол не летает. Цикл пословиц Один с сошкой, а семеро с ложкой. Цикл пословиц Не бей Фому за Еремину вину. Цикл пословиц Высоко летает, да где-то сядет. Цикл пословиц Худой мир лучше доброй ссоры. Цикл пословиц Смелость города берет. Цикл пословиц Хрупкие плечи абитуриента. «Перлы» из сочинений, написанных на вступительных экзаменах в МГУ
«Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни…
В «Евгении Онегине» Пушкин нарисовал картину русской жизни в эпоху усилившихся ее связей с Западной Европой.
Во-первых, растут экономические связи, усиливается обмен товара ми, повышается спрос на изделия заграничного рынка. Это мы видим, на пример, из описания в I главе романа кабинета Онегина. Пушкин говорит о приезде на Макарьевскую ярмарку купцов Западной Европы и Индии, рисует Одессу как крупный портовый город, куда приходят корабли разных стран.
Во-вторых, усиливаются культурные связи дворянского общества с Западом. Идеи французской философской и политической мысли привлекают к себе прогрессивно мыслящих людей из дворянской интеллигенции. Онегин читает сочинения французских философов и писателей. Евгений вместе с Владимиром ведут философские дискуссии о воззрениях французских ученых 18 века. Руссо — любимый автор Татьяны Лариной. Возрастает интерес и к Германии.
Владимир получил образование в Геттингенском университете; он вдохновлялся поэзией Шиллера и Гете. Широко распространяются в России английская художественная литература н политическая экономия. «Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы». Ричардсон и Байрон были любимыми писателями. Онегин читает сочинения Адама Смита. Усваиваются английские моды: Онегин как «денди лондонский одет». Под влиянием роста буржуазных отношений распадается патриархальный уклад жизни. Растут новые потребности, особенно столичного дворянства, возникают равные идейные течения среди интеллигенции.
В эпоху изменений в социально-экономической и культурной жизни России Пушкин рисует быт и правы разных групп дворянства: петербургского, московского и провинциального. Столичное аристократическое дворянство представлено в лице петербургского света в I и VIII главах романа. Описывая эту группу дворянства, Пушкин рисует ее пустую, рассеянную жизнь, проходящую в балах, посещениях театров, прогулках по бульвару и т.п. По своему культурному уровню и интересам столичное общество представляет собою пеструю картину, но основной состав его — это «необходимые глупцы», «на все сердитые господа», «диктаторы бальные», «перекрахмаленные нахалы», «бездушные гордецы» и. т. д. Отношение поэта к этой среде крайне отрицательное. В VIII главе он резко сатирически рисует это общество.
Давая зарисовки московского дворянства в VII главе, Пушкин отмечает косность и консервативность его быта, привычек, ограниченность его интересов, пошлость и бессодержательность его существования. Дворянская Москва почти ничем не отличается от провинции.
Поэт осуждает это общество, называя его «светом пустым».
Последний тип дворянства, который был обозначен Пушкиным, — это поместное дворянство. Его мы можем увидеть на именинах Татьяны. Тут и «толстый Пустяков», и Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут» и др. Символически рисуя это общество в сновидении Лариной, Пушкин изобразил всех помещиков в виде монстров, что указывает на дремучесть и низкий культурный уровень дворянства.
Исключением является семья Лариных, в быту которых Пушкин с любовью о, близость к народным обычаям. Но и здесь при описании Лариных-стариков и Ольги он не отказался от иронии и отметил ограниченность их интересов.
🗹