Анализ оды Г.Р. Державина «Снегирь». На смерть Суворова

  • Анализ стихов
  • Державин
  • Снегирь

Стихотворение «Снегирь» Державин написал после смерти великого русского полководца — Суворова. Это событие вызвало в нем сожаление об утрате такого человека, способного на подвиги во имя родной страны. Он подчеркивает в каждой строке его величие и значимость для родной земли.

Стихотворение представлено в виде беседы автора с птицей – снегирем. И, это вовсе не случайный его собеседник. Произведение посвящено полководцу сильному, смелому и выносливому. А снегирю присущи такие качества. Еще, эта птица была любима русским народом. И, еще кое-что: снегирь заводит военную песню, будто флейта. Этот музыкальный инструмент всегда присутствовал в составе военных оркестров. Значит, сравнение опять не случайное. Снегирь – образ полководца, ведущего в бой. Звучание флейты – призыв к действиям.

Автор обращается к птице с вопросом о том, к чему теперь заводить эту песнь, когда нет больше во главе войска сильного человека. Он называет Суворова богатырем, вождем с львиным сердцем. Сравнивает он его, уже в конце произведения, и с еще одной выносливой птицей – орлом.

Сожалея о том, что нет уже такого богатыря, Державин, следуя законам хвалебного произведения, использует возвышенные фразы. Но для того, чтобы передать все величие и доблесть этого человека, их оказывается не совсем достаточно.

И тогда поэт прибегает к другому способу. Он рисует образ полководца реальным, передавая его привычки и отношение к своей деятельности. Это оказывается намного действенней возвышенных хвалебных строк, так как передает всю полноту натуры этого человека.

Так, Державин показывает, насколько Суворов был предан своей стране, народу и царю. Он вместе со своей ратью терпел многие неудобства и лишения. Например, есть строки в произведении о том, что он ездил на кляче и ел сухари. То есть, он делил пополам с вверенными ему людьми все тяготы. Это делает его намного ближе к ним. Полководец и войско – единое целое. А такой предводитель способен вселить в людей и силу, и веру. Он был достоин того, чтобы вести народ за собой. А себя же он полностью отдавал службе отчизне.

Таким рисует перед нами Державин великого полководца. Ясно, что смерть его считает он очень большой утратой и сильно переживает по этому поводу. Ведь теперь некому возглавить русскую рать. Нет подобного и достойного того человека. Такие мысли свои высказал поэт в этой оде.

По плану

Анализ оды Г.Р. Державина «Снегирь». На смерть Суворова

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин

«Снегирь» также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.
Снегирь Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат. Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать? Быть везде первым в мужестве строгом, Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом, Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять? Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, Снегирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать?
Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?

А в последней – имеет вид приказа:

Полно петь песню военну, Снегирь!

Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же «русский сгиб ума», что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он «дает скиптры», решает судьбы стран и народов.

Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по-гречески demos; отсюда и определение «демократический»). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что «зависть побеждается шутками», «злоба – штыками», а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: «жить для царей, себя изнуряя». И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.

Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: «Нет теперь мужа в свете столь славна». Образ приобретает величественные «герольдические» очертания: «Львиного сердца, крыльев орлиных». Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:

Нет уже с нами! Что воевать?

Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь «военную песню». Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование («Что ты заводишь песню военну…») и завершающей его («Полно петь песню военну, Снегирь!»). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В «Снегире», действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов («Полно петь песню военну, Снегирь!»), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.

?

Мороз и солнце; день чудесный!

Весь день не было солнца, плотная завеса скрывала прозрачное небо. На уроках Санька украдкой поглядывал в окно, рассматривая небосвод, искал малюсенькую брешь в плотных тучах, надеялся на радостную встречу с солнцем. Без солнца — всё не так, желаний — никаких и совершенно бессмысленное течение времени, вплоть до его остановки и… умирания. Санька знал — солнышко есть, оно — большое и тёплое там, всегда там… Пасмурное настроение омрачилось сообщением: «Последний срок…!» Завтрашний урок чтения определён Елизаветой Ивановной, как единственная возможность, выдать перед классом стихотворение про зиму А. С. Пушкина. Елизавета Ивановна учительница — «что надо». Она никогда, почему-то, не говорила громко, всё время смотрела в глаза и не перебивала. При долгом молчании ученика, стоящего у доски, обязательно спрашивала: — Ты, можешь что-нибудь добавить? Подумай! Фраза была в ходу, даже, если ученик не произносил ни слова. Данное обстоятельство Саньку всегда смешило, и стремилось наружу. Он отворачивался, быстро искал в голове грустную тему, чтобы не привлекать внимание учительницы, — она, ведь могла пригласить к сотрудничеству с беспомощным товарищем. Из школы Санька пришёл пораньше, сегодня он решительно отказался провожать Лёшку. Возвращались домой всегда весело — с маленькими приключениями, слепив снежок, запускали в будку, мирно спящей, собаки и убегали, могли до конца улицы дружелюбным «кис-кис» преследовать отступающего кота… Не разогревая обеда, Санька достал учебник, быстро нашёл нужную страницу. Стихи требовалось подвергнуть анализу на пригодность к заучиванию. «Вечер» всегда казался тоскливым, «утро» — привлекало. «Бодренькое, вроде бы, — подумал он, начав чтение. — Мороз и солнце, день чудесный, ещё ты дремлешь друг прелестный… Чего это он дремлет? Небось, на горке уже! …Пора красавица проснись…- так — стоп, это что же, Лёшка-«красавица»? Ну да ладно…, открой, закрыты негой взоры…, — Кто такой «нега» — надо будет у мамы спросить. Про Аврору понравилось — он любил про всё военное. Решил заучивать «утро», ввиду уже основательно проделанной работы, и продолжил читать вслух: — И ты печальная сидела — а нынче… погляди в окно! Подчинился — глянул в окно и вздрогнул. На ветке рябины сидел снегирь и особенно торжественно потреблял ягоды. Чёрная кепка прикрывала голову, чинно выпяченная грудь, демонстрировала благородно-розовый передник, чёрно- белый хвост сливался со снегом и ветками куста. Снегирь зажимал клювом ягоду, выдавливая мякоть, съедал зёрна и брал следующую, под клювом из мякоти собиралась бородка, что придавало птице некую важность. Наблюдая снегиря, Санька не сразу узрел другую птицу, сидевшую без движения напротив, она была меньших размеров с грудкой менее яркой. Конечно, это же подружка, но почему она не ест? Картина за окном, вдруг вспыхнула золотом, заиграла сверкающей хрустальной пылью на ветках и гроздьях рябины, птицы стали диковинными и выпуклыми. Через окно доносился свист…, нет, но так не бывает! Свист, казалось, можно было потрогать, как прозрачные сосульки, что гребнем свисали с крыши веранды в оттепель. Сейчас тонкие ледяные иглы незримо и тонко звенели в воздухе… Санька соображал, он ринулся к источнику светопреставления — к другому окну, а там, в тонкой щели между горизонтом и слоем туч застряло солнце…
Быстро накинув куртку и сунув ноги в батины бахилы, Санька выскользнул за дверь, тихонько подобрался к углу дома, едва дыша, выглянул и затих. Перед ним открылся весь палисадник, пылающий в лучах заходящего солнца. Сказка! Солнышко устроило фейерверк: провалившись за горизонт наполовину, неустанно отправляло золотые струящиеся ленты! Лучи, плашмя ударялись о снежный полог, усиливаясь его отблеском, текли и текли к кустам рябины. Снегири наполняли морозный воздух колкими звенящими иглами. Происходящее оглушало и ослепляло, пронизывало волной восторженного беспокойства, казалось, от переполнения Санька сейчас зажмурится и закроет уши. Солнце кануло, утянув за собой золото лент. Наступила тишина. Санька стоял, не смея пошевелиться. Снегири сидели клюв к клюву, они замерли, затем вспорхнули и устремились к лесу.

Строчка за строчкой, Санька упорно учил стих до слов — «погляди в окно», а дальше — ни с места — перед глазами: снегири в лучах солнца… Мама пришла поздно, зашла к бабе Вале — воды да дров на пару дней запасла. Села к Саньке на кровать взъерошила его голову: — Как у тебя? С уроками справился? — Да, то есть — нет… Мам, я стих не доучил. Может… я «заболею» завтра? — Ну, ты это брось, от трудностей убегать! — …нега, что такое? — Наверное, в окошко опять смотрел, когда стих разбирали, а? Нега…? Сейчас узнаешь, когда сон навалится, что ещё? — Про Аврору…, я сначала подумал, что это крейсер… — … богиня зари, а может, Поэт так называл свою «богиню», что жила в северной столице… — …любовь!? — Всё у тебя? Спи! – Мама поправила одеяло и вышла, задёрнув шторку в проёме двери. Санька слушал, как мама выгребала золу, закладывала печь, как вышла с ведрами, там, в сарайке её ждали свинья Рюша и несушки…

Проснулся Санька от тихого разговора на кухне, выскользнул из спальни и остановился…. За столом под абажуром, напротив друг друга сидели родители. Папа в бардовом свитере аппетитно хлебал борщ, крупно откусывая хлеб, мама в светло коричневом халатике, ладонями упёршись в подбородок, смотрела на папу. -… котлеты? — Нет, борща хватило! Что, у Санька? — Да нормально, завтра у него трудный день…, пусть рулит!

Бесшумно вернулся в постель. «Санька!» — как тёплое объятие отца, который был всегда рядом, но всегда на расстоянии пожатия руки. Отец звал его, только — Александром, как и Елизавета Ивановна, она обращалась ко всем, только полным именем. Сон наваливался, а нега картинкой «на кухне» не отпускала в забытье, где-то, когда-то такое уже было с ним…, это же снегири…, точно, как снегири…!

В класс заглянуло солнце. Санькин выход к доске был спокойным и уверенным, глядя в окно он негромко, без запинки рассказал выученное и замолчал. — Ты можешь что-нибудь добавить? — прозвучал знакомый вопрос. — Да! Я, в самом деле, «поглядел в окно», а там… снегири! Вы, помните, вчера солнца весь день не было? Перед самым закатом оно заглянуло ко мне в палисадник и озолотило его…, — он рассказывал о пернатых, которые запали ему в душу, смотрел в глаза своим слушателям, они, тоже видели его чудесную картину…, прогремел звонок, Санька опустил голову, сник…. На мгновение наступила тишина и… что это? Аплодисменты! Все стояли и хлопали… ему…

Анализ стихотворения Державина «Снегирь»

История создания стихотворения «Снигирь» описана самим Гавриилом Романовичем Державиным в комментариях к произведению. Поэт рассказывает, что у него в клетке содержался снегирь, обученный насвистывать фрагмент военного марша. 6 мая 1800 года Державин присутствовал у смертного одра великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. По возвращении домой поэт услышал, как его учёная птица воспроизводит мелодию, и немедленно принялся за оду на смерть «столь славного мужа», как сам он написал в пояснении.

Впрочем, не нужно обращаться к дополнительным источникам, чтобы понять, какое уважение испытывал Гавриил Романович по отношению к знаменитому военачальнику Суворову. Достаточно вчитаться в текст стихотворения, чтобы ощутить трепет, который, возможно, чувствовал и сам поэт.

Изображая фигуру Суворова, Державин использует большое количество эпитетов. Он называет генералиссимуса сильным, храбрым, быстрым, «львиным сердцем», «орлиными крыльями», «первым в мужестве строгом». Автор сравнивает героя с природными стихиями, используя метафору «северны громы», отсылающую читателя к звукам орудийных залпов. Образ заклятого врага родины и русского войска поэт рисует с помощью метафоры, заключённой в строках: «С кем мы пойдем войной на Гиену?»

Речь здесь идёт о революционной Франции, со стороны которой исходила угроза России в конце XVIII века.

Гавриилу Романовичу удаётся красочно и лаконично охватить все подвиги полководца А. В. Суворова: Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари…

Так, перечисляя достоинства героя, автор делает его примером для новых поколений воинов. Однако думается, что сам поэт уже не верит в блистательное будущее. Известно, что Державин и Суворов были очень дружны, и со смертью полководца поэт потерял не только великого соотечественника, но и верного товарища. Поэтому-то в последней строфе Гавриил Романович просит умолкнуть звонкую птицу: «Полно петь песню военну, снигирь!»

Александра Васильевича больше нет – «что воевать?», сокрушается поэт.

Эта ода (язык не повернётся назвать «Снигиря» эпитафией, хотя он и написан по случаю смерти человека) отличается от других произведений своей композицией. В стихотворении четыре строфы, в каждой из которых содержится по шесть строк. Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, а пятая и шестая образуют такую же рифму с последними двумя строками второй строфы. Аналогично обстоит дело с третьей и четвёртой строфами.

По этому стихотворению хорошо чувствуется настроение автора. Эмоциональные восклицания, анафоры («Кто теперь… Кто богатырь?… Кто перед…») усиливают трагедию друга. Представляется, что эта ода очень важна для изучения и патриотического воспитания, поскольку она не только учит достойно сопереживать горю автора, но и помогает понять, какие отношения были между реальными историческими деятелями.

Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и поступкам. Высокопарными фразами, характерными для жанра оды, выражает Державин свое восхищение этому удивительному человеку. Он понимает, что Россия лишилась настоящего полководца, который сумел внести колоссальный вклад в историю.

Параллельно со словами восхищения Державин рассказывает о жизни полководца, о том, как проводил время Суворов, какие привычки имел в быту. Он хочет показать читателю, что Суворов был не просто личностью, сумевшей произвести коренные изменения в истории, но и обыкновенным человеком, совершенно не заносчивым и неприхотливым в повседневной жизни.

В дальнейшем Державин сравнивает образ величайшего полководца со снегирем. Многие задаются вопросом, почему выбор пал именно на эту птичку. Все дело в том, что именно снегирь – очень отважный и смелый представитель пернатого царства. Также, по словам самого Державина, у него в доме жил снегирь, а когда поэт узнал о смерти Суворова, его птица стала петь военный марш. В момент исполнения марша и было написано это уникальное произведение.

Очень необычен выбор размера оды – она написана четырехстопным дактилем. В оде используется множество средств художественной выразительности, которые помогают читателю прочувствовать образ великого полководца. Это метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола.

Данное стихотворение проникнуто любовью и восхищением. Державин преклонялся перед этим великим человеком, понимая, насколько важны его заслуги перед Отечеством.

Анализ стихотворения Снегирь по плану

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: